Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 325
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсутствие государственной системы криминологического мониторинга экономики - непрерывного наблюдения, оценки и прогноза явлений, возникающих в экономике;
Функциональные противоречия между различными подразделениями правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с одними и теми же видами преступлений, например, между подразделениями по экономическим преступлениям различных ведомств. Здесь же следует отметить и низкий уровень координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступлениями.Обмен информацией, совместное планирование и осуществление мероприятий по выявлению и пресечению преступлений подразделениями уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, и между подразделениями по борьбе с отдельными видами преступлений в сфере экономики, существующими в ФСКН, ФСБ и ФТС России, до настоящего времени носит эпизодический характер.
Отсутствие высокоэффективного механизма поиска за рубежом (прежде всего в оффшорных зонах) и возврата в Россию незаконно приобретённого (или) вывезенного имущества.
IV. Предупреждение экономической преступности.
В отличие от многих других видов преступной деятельности предупреждение экономической преступности на ранних её этапах порождает многочисленные проблемы, что влияет на его низкий положительный результат. Речь идёт о закрытости экономической деятельности от социального контроля, о достаточно пассивной позиции в работе по выявлению экономических нарушений контролирующими органами.
В целом большинство криминальных проблем, по мнению специалистов, в экономике напрямую либо косвенно связано с порочностью сформированного национального хозяйственного механизма и слабостью государства. Для кардинального решения проблемы декриминализации российской экономики, подчинения её принципам и нормам права, преобразования в цивилизованную необходимы не отдельные меры по улучшению положения в этой сфере, а принципиальное изменение экономической политики государства и замена основ хозяйственного механизма. Но для этого, повторим ещё раз, необходима политическая воля.
Специалисты предлагают несколько направлений в предупреждении экономической преступности.
Жёсткий социально-правовой контроль над экономической деятельностью юридических и физических лиц. Это направление реализуется путём издания федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства. Важную роль играют ведомственные правовые акты.
Особое место в системе предупреждения экономических преступлений занимает государственный контроль за проведением разных форм приватизации государственной собственности, за предоставлением налоговых льгот отдельным организациям, за своевременным проведением аудиторских проверок экономической деятельности коммерческих предприятий, за производством, ввозом и продажей алкогольных напитков.
Социально-правовой контроль может быть обеспечен и зависит от эффективной деятельности таких государственных институтов, как Счётная палата, Министерство финансов, Центральный банк РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и др.
Изменения политики государства в сфере экономики от спекулятивно-торгового в сторону аграрно-промышленного.Это направление реализуется в настоящее время посредством заключения международных договоров об экономическом сотрудничестве, включения России в мировую экономику, реализации национального проекта «Агропромышленный комплекс», разработки программ инновационных технологий и их реализации. Например, таких программ как «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Социальное развитие села до 2010 года», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» и т.д.
Важную роль в этом направлении принадлежит расширению доли малого и среднего бизнеса за счёт сокращения поля деятельности монополий, предоставления им дополнительных льгот. В этом направлении большое значение имеет реализация Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» №981-1 от 22 марта 1991 года с последующими изменениями.
Борьба с коррупцией. В реализации этого направления важно противодействовать злоупотреблениям со стороны органов, участвующих в обеспечении контроля и надзора в различных сферах экономики. В этой связи большое значение имеет принятие Федерального закона от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)247.
В 2002 году Президентом издан указ, упрощающий вход на рынок юридических и физических лиц, т.е. узаконивший так называемое «правило одного окна».
Для повышения эффективности противодействия коррупции 20 мая 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил состав и президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Возглавляет Совет Президент РФ.
31 июля 2008 года принят Национальный план противодействия коррупции, на основании которого 25 декабря 2008 года принял ФЗ -273 «О противодействии коррупции».
Постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц.
Разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с экономическими преступлениями. Так, конкретные меры по предупреждению, выявлению и пресечению экономических преступлений были предусмотрены во второй (1996-1997гг.) и третьей (1998-2000гг.) федеральных программах по усилению борьбы с преступностью.
Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в противодействии экономической преступности. В частности Департамента экономической безопасности МВД РФ (ДЭП МВД РФ), выполняющего функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.
Основными задачами Департамента являются:
а) участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
б) участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
в) принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями.
Выполнение этих задач решается посредством:
-
определения угроз экономической безопасности государства в пределах компетенции МВД России, выработка мер по их нейтрализации; -
участия в формировании федеральных целевых программ, текущем и перспективном планировании в установленной области деятельности; -
организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных межрегиональных, международных экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах экономики, преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предварительное следствие по которым обязательно; -
организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных экономических и налоговых преступлений, вызывающих большой общественный резонанс; -
организации профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности; -
организации документальных проверок и ревизий в целях выявления, пресечения и раскрытия экономических и налоговых преступлений, носящих международный и межрегиональный характер; -
организации в рамках своей компетенции борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем; -
участия в пределах своей компетенции в организации борьбы с финансированием терроризма, экстремизма и иной противоправной деятельности.
В противодействии экономической преступности велика роль органов, осуществляющих расследование уголовных дел по преступлениям в сфере экономической деятельности, в частности Следственного комитета МВД (СК МВД).
Одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью СК является противодействие коррупции. В связи с принятием в декабре 2008 года Закона «О противодействии коррупции», это направление взято Следственным комитетом при МВД России на особый контроль. Значительная работа проводится следственными частями при главных управлениях МВД России в федеральных округах.
С 15 января 2011 года начал деятельность Следственный комитет России (СК РФ), созданный в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года №403 «О Следственном комитете Российской Федерации». В новом документе запрещено вмешательство в расследование со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ. В соответствии с законом руководители следственных органов и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве.
Федеральный закон предоставляет сотрудникам СК право беспрепятственно входить туда, куда им необходимо. Например, на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления. То же разрешение распространяется и на другие предприятия и организации.
Сотрудник СК может требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Следователь по закону имеет полное право беспрепятственно входить в помещения и на земельные участки, которые принадлежат и отдельным гражданам. Но беспрепятственно можно входить, если у следователя имеются достаточные основания полагать, что там, за заборами, воротами или дверями совершено или только совершается преступление. Или что на запертой чужой территории находятся граждане, которых органы правопорядка подозревают в совершении преступлений.
В подследственность СК России входят преступления, совершенные гражданами с особым правовым статусом. Это судьи, следователи, адвокаты, депутаты. Кроме того, СК России будет заниматься преступлениями, которые совершают должностные лица.
Новацией с 1 января 2011 года станет передача в подследственность СК и уголовных дел о налоговых преступлениях. До этого налоговые дела расследовали в министерстве внутренних дел.
Комитет будет рассматривать обращения граждан о правонарушениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия следственных органов.
СК России находится в непосредственном подчинении Президента РФ. Поэтому назначать и освобождать от должности председателя Следственного комитета будет только глава государства.
В последнее время повышено внимание к международному сотрудничеству. Только в 2008 году рассмотрено 39 проектов международных договоров и соглашений, связанных с организацией уголовного преследования.
Улучшение взаимодействия правоохранительных органов в противодействии экономической преступности. Это направление реализуется посредством проведения совместных мероприятий по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических преступлений. Важную роль в повышении взаимодействия правоохранительных органов играют координационные совещания под руководством Генеральной прокуратуры РФ.
К числу необходимых мер по предупреждению экономических преступлений специалисты также относят:
-
устранение терминологической несогласованности гражданского, административного, таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства; -
разработку и принятие официального толкования норм об ответственности за преступления в сфере экономики; -
совершенствование правового регулирования деятельности подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями; -
воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики; -
формирование идеалов честного предпринимательства; -
формирование доверия населения к государственной экономической политике; -
информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов в сфере экономики; -
криминологическая экспертиза экономического законодательства; -
совершенствование механизма взаимодействия отечественных и зарубежных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с корыстными преступлениями транснационального характера; -
создание технологий в промышленности, сферах оказания услуг и потребления, объективно препятствующих изъятию имущественных ценностей или использованию их не по назначению; -
создание автоматизированных информационно-поисковых систем применительно к решению задач обнаружения и квалификации отдельных видов экономических преступлений.
Подводя итог анализу направлений, средств и мер по предупреждению экономических преступлений, следует сказать, что для их эффективности необходимо не только научное изучение сложного явления названного экономической преступностью, но и безусловное востребование и реализация результатов этой деятельности в практике.