Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 327
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вследствие этого появились такие явления, как неурегулированность вопросов собственности; недостаточность контроля за законностью происхождения капиталов; разбалансированность финансово-кредитной системы; высокая степень монополизации при относительной свободе ценообразования; инфляция; неразвитость системы налогообложения, операций с ценными бумагами и т.д.241.
Нестабильность политической обстановки неизбежно влечёт за собой неуверенность субъектов хозяйствования в безопасности и перспектив развития их деятельности. Поэтому многие представители экономической деятельности не вкладывают деньги в долгосрочные проекты, стараются реализовывать только те, которые в краткие сроки приносят достаточно высокий доход. Полученную прибыль стремятся не оставлять внутри государства, а направляют за границу. Этим во многом объясняется активный отток денег за рубеж.
Недостатки в сфере приватизации. Это нашло своё отражение в фактически бесконтрольном распоряжении средствами производства; раздаче всякого рода налоговых, таможенных и иных льгот и привилегий, дающих незаконные преимущества на рынке отдельным экономическим структурам и организациям; содействие процессам монополизации в приватизации экономически эффективных гигантов индустрии и даже целых высокоприбыльных отраслей (например, нефте - газодобыча и переработка).
Важное место занимают две первые стадии приватизации. «Ваучерная», связанная с оборотом приватизационных чеков, в частности, с завладением ими при помощи злоупотребления доверием, обмана, вымогательства, угроз гражданам со стороны фиктивных коммерческих структур, которые чаще всего были криминальными. «Денежная», сопровождавшаяся продажей предприятий и иных объектов государственной и муниципальной собственности, в ходе которой также наблюдалось массовое совершение правонарушений. Типичными стали нарушения правил аукционов и конкурсов, занижение балансовой стоимости приватизируемых объектов, сговор участников торгов, участие в них подставных лиц, дача и получение взяток и т.д.
Сложившаяся ситуация позволила прийти в производственную сферу недобросовестным предпринимателям и представителям криминала. Основной целью «новых» хозяйственников стало не реформирование отечественной экономики и её развитие, как заявляли отечественные реформаторы
, а скорейшее получение наживы. Кроме того, для многих и ныне действующих экономических субъектов это послужило хорошей стартовой площадкой для создания монополии в экономике и преследования корпоративных интересов.
Коррупция. Мощным препятствием на пути декриминализации экономических отношений и цивилизованного проведения экономических реформ выступает коррупция. По данным исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, наиболее высок уровень коррупции в судах общей юрисдикции и арбитражных, - что связано с рассмотрением большого количества дел экономического характера, в которых представлены интересы бизнеса. Коррупция на высших уровнях государственного управления проявляется в таких опасных формах как купля - продажа министерских должностей (их «цена» составляет от 2 до 6 млн. долларов). По данным фонда «ИНДЕМ» (Информатика за демократию), за период с 2001 по 2005гг. ёмкость коррупционного рынка в России возросла с 33,5 до 316 млрд. долларов. Ёмкость деловой коррупции по отношению к доходам федерального бюджета составила, соответственно, 0,66 и 2,66. Средний размер взятки, получаемой чиновниками от представителей бизнеса, возрос с 10,2 тысяч до 135,8 тысяч долларов (если в 2001 году на одну среднюю взятку можно было купить квартиру в 30 кв.м., то в 2005г. – 209 кв.м.)242.
По мнению специалистов, если взять за основу эти данные, то коррупция в настоящее время перешла в новое качество, хотя бы потому, что ёмкость коррупционного рынка в несколько раз превышает размеры бюджета страны.
Коррупция неразрывно связана с теневым и криминальным бизнесом, она, по сути, главное препятствие на пути декриминализации российской экономики, утверждения норм права: равной для всех меры в подчинении нормам права и их исполнения, свободы субъектов экономической деятельности, справедливости (исключения привилегий и произвола).
Коррупция значительно препятствует проведению подлинно либеральных и эффективных реформ в российской экономике, призванных вывести российскую экономику на более высокий уровень. Она, угрожающая национальной экономической безопасности, сильно осложняет беспрепятственное включение России в систему мирохозяйственных связей.
Спекулятивный характер экономики. Сформированная модель российской экономики по своей природе не может успешно решать ни внутренние задачи (гарантировать экономическую безопасность нации, выход из кризиса и экономический рост, принципиальное улучшение жизненного уровня населения и др.), ни задачи внешнего порядка (обеспечить реальную интеграцию в мировую экономику, конкурентоспособность российских товаров на международных рынках и т.д.). Эта модель воспроизводит свойственный ей высокий уровень криминализации экономических отношений, стимулирует преимущественно лишь спекулятивный интерес в бизнесе и подавляет развитие реального сектора экономики, углубляет социальные противоречия (усиливает дифференциацию населения по уровню доходов и жизни, приводит к противостоянию интересов наёмного труда и капитала и т.д.). В итоге государство в сфере экономики действует в целом неэффективно, поскольку не обеспечивает таких важнейших общественных благ, как законность, правопорядок, юстиция, безопасность и т.п. Более того, государство утратило монополию на предоставление таких благ. Его место заняли негосударственные, а часто и криминальные структуры, которые по своим понятиям и нормам обеспечивают безопасность бизнеса, в качестве третейских посредников разрешают хозяйственные споры, «наказывают» виновных и др.
Создание государственной политикой (вольно или невольно) условия для успешной деятельности предпринимателей - перекупщиков, спекулянтов и просто мошенников, привело в то же время к установлению таких преград на пути производственного предпринимательства, которые делают его если не невозможным, то крайне затруднительным.
Несовершенство системы налогообложения. Доля налогов в сфере предпринимательства в России к 2001 году составляла от 78 до 98% всех затрат, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих структур в преступников243.
Это создаёт большие возможности незаконного обогащения, в том числе путём разнообразных мошеннических махинаций и прямого хищения материальных ценностей. При этом законные возможности обогащения в сфере предпринимательства в российских условиях ограничены в большей степени, чем возможности незаконные. Высокие налоги, взяточничество чиновников, необходимость оплаты законных и незаконных “прикрытий” ведёт к необходимости экономии денежных средств любым путём, в том числе за счёт уклонения от уплаты налогов в полном объёме.
Нестабильность уголовной политики в борьбе с преступностью в сфере экономики, породившая в течение, например, 1986-1998гг. несколько новых приоритетов уголовно-правовой защиты в сфере экономики и новых экономических преступников.
Основное внимание в борьбе с экономической преступностью в России правоохранительные органы уделяют выявлению и раскрытию традиционных преступлений, некоторые из которых совершались ещё в начале реформирования советской экономики. Самые же опасные виды экономических преступлений вне поля досягаемости правоохранительных структур.
По мнению многих специалистов изменения, внесённые в УК РФ Федеральным законом № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года, значительно ослабили контроль над экономической преступностью в стране. Достаточно сказать, что произошёл отказ от института конфискации имущества, о замене уголовного наказания, связанного с лишением свободы, штрафами (незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём и др.).
Анализ статей УК РФ по экономическим преступлениям показывает, что максимальные сроки лишения свободы, если всё же наказание связано с лишением свободы, по многим статьям составляют не более пяти лет. Такие преступления в соответствии с УК РФ относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести, что позволяет судьям применять к преступникам условное осуждение.
Нетрудно усмотреть в этом лоббирование интересов определённых крупных предпринимательских кругов. В данном случае можно говорить о попрании публичного интереса в угоду интересу частному, частно - корпоративному244.
Есть и другие данные. По отчету PriceWaterHouse Coopers 35% компаний обратились в суд с исками о возбуждении уголовных дел в отношении преступников, 35% - с исками о возбуждении гражданских дел. Осуждено только 10% преступников245.
Отсутствие политической воли в форме подлинной заинтересованности значительной части представителей государственного аппарата в эффективной борьбе с экономической преступностью, неадекватность системы государственного реагирования структуре и характеру преступлений.Экономическая преступность в современной России представляет собой масштабное явление, сопровождающее хозяйственное развитие страны с начала 90-х годов. Активная криминализация характерна, прежде всего, для сферы предпринимательства, в структуре которого наибольшую угрозу, как показывает анализ состояния экономической преступности, представляют преступления в сфере приватизации и банкротства (передел собственности), кредитно-банковской сфере, в сфере внешнеэкономической деятельности, налогообложения. Выявление и расследование таких преступлений требует высочайшего уровня квалификации, профессионального мастерства, значительных затрат и усилий. При этом существует большой недостаток в таких кадрах в частности в правоохранительных органах. Привлечение к расследованию сложнейших экономических уголовных дел квалифицированных экспертов со стороны практически не проводится в связи с хроническим недостатком денежных средств. В результате латентность преступлений в сфере экономической деятельности достигает 95 %246.
Несмотря на принимаемые меры, следует сказать о низкой результативности государственного контроля над экономической преступностью. Обусловлено это тем, что противодействие экономической преступности часто основано на анализе поверхностных, а не глубинных причин этой преступности. В частности отсутствие чётко выраженного социального заказа на обеспечение эффективного противодействия преступной деятельности в сфере экономики. Это влечёт вялотекущий процесс борьбы с ней. Следствием является недостаточность финансирования, материального и технического обеспечения правоохранительных структур; дефицит высококвалифицированных кадров (специалистов, способных расследовать сложнейшие преступления в сфере предпринимательства); значительный разрыв между законодательством и экономической реальностью и т.д.
Ещё одним подтверждением неадекватности решений государственных структур состоянию экономической преступности, по нашему мнению, является сокращение и очередное реформирование МВД РФ.
Невосприимчивость значительной части экономической системы к инновациям, низкий уровень правосознания в сочетании с неразвитыми навыками правового и этического поведения в предпринимательской деятельности. Эти факторы порождают позицию «выжидательного консерватизма», характерную для большинства фирм, бюрократизацию этих фирм и дальнейший страх перед жизнью. При этом обогащение в результате предпринимательской деятельности и соблюдение этических и правовых норм рассматривается большинством российских бизнесменов как явления не совместимые. При таком подходе естественными становятся многочисленные правонарушения в сфере предпринимательства, его нестабильность и в значительной степени криминализация.
Неадекватность системы государственного реагирования структуре и характеру экономических преступлений. В наибольшей степени это относится к дефициту кадрового обеспечения борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности, которые отличаются чрезмерно сложным механизмом и высоким уровнем латентности;
Противоречие между осознанными потребностями людей и возможностями их удовлетворения. При этом решающим обстоятельством выступает не сам по себе уровень удовлетворения материальных потребностей, а степень различий в их удовлетворении различными социальными группами, т.е. имущественное неравенство. Это порождает социальную напряжённость, конфликтность, острую борьбу за лидерство среди обеспеченных лиц, их неуёмное стремление во что бы то ни стало удержаться в этом статусе.
В последние годы всё чаще во главе угла системы ценностных ориентаций стоят, прежде всего, материальные блага и корпоративные интересы.
Деформация правосознания и низкий уровень непосредственного участия населения в борьбе с преступлениями в сфере экономики. Это положение частично обусловлено разрушением ранее действовавшей системы непосредственного участия населения в борьбе с преступностью без одновременного формирования новой.
Среди населения всё больше проявляется своеобразное привыкание к преступности, как социальному явлению, отмечается «примирение» с её существованием, если это не затрагивает и не ущемляет личные интересы, или наоборот, способствует их удовлетворению. Преступность рассматривается даже как определённый вид деятельности, приносящий доходы, удовлетворяющий определённые потребности.