Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Дмитриев Роман Сергеевич

Преподаватель:

Пфлюг Вера Павловна

    1. Практическое занятие №1


Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса, формирование умений проведения анализа природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности, планирования взаимодействия участников целостного педагогического процесса.

Задание 1.

1.     Внимательно ознакомьтесь с педагогической ситуацией:

Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?», девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находится дома.»

2.       Письменно ответьте на вопросы:

1)      С какой целью проводилась беседа?

2)      Какое можно сделать предположение о взаимоотношениях в семье?

Ответ:

  1. Выявить, какие взаимоотношения с мамой и наличие конфликтов в семье.

  2. По единственному разговору с девочкой нельзя судить о взаимоотношениях в семье. Возможно, они поссорились накануне. Ребенок может воспринимать ситуацию, когда мама делает замечание, как негативную, но может быть, что характер замечаний не носит унизительный и грубый характер, является конструктивной критикой.

Поэту считаю, целесообразно провести: педагогическое наблюдение за ребенком; провести индивидуальную беседу с мамой; провести анкетирование с семьей в индивидуальном порядке; посетить дом, в котором проживает ребенок, с целью выявления условий проживания.


А после вышеперечисленного уже постараться откорректировать их взаимоотношения и дать рекомендации маме.
Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о целях, содержании, и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.

Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1.     Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:

Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на парту. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.

2.                  Письменно ответьте на вопросы:

1)                 Назовите вероятные причины поведения ученика в этой ситуации.

2)                 Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать скандал?

3)                 Какими путями можно было избежать такой ситуации?

Ответ:

  1. Вероятные причины:

- недовольство отметкой, неумение сдерживаться.

- отсутствуют нормы социального поведения;

- демонстративное поведение;

- боязнь наказания дома;

- плохо развит самоконтроль и самоанализ;

- конфликт между учителем и учеником;

- тревожность, потеря авторитета в классе;

- завышенная самооценка способностей ;

  1. Реакция учителя:

Учителю же резко негативно реагировать на поведение учащегося. Я бы постарался переключить внимание учащихся на другую тему.

Спокойно попросил бы слезть с парты и успокоится. Нужно объяснить ребенку, что отметку можно исправить и у каждого может быть отрицательная отметка. В этой ситуации главное, не дать конфликту и насмешкам развиться. Возможно, попросить ребят приступить к выполнению небольшого самостоятельного задания, дабы переключить детей на другую деятельность.

После инцидента, лучше через непродолжительное время, обсудить с учеником один на один эту ситуацию, но не высмеивать, не ругать, а понять причину. Возможно, привлечь штатного психолога, провести беседу с родителями.


  1. Сложно предвидеть такую реакцию, если ребенок вел себя ранее спокойно, но, если ребенок достаточно конфликтный, возможно не стоит при всех говорить его отрицательную отметку. Я бы оставил у после урока и объяснил еще раз тему. Такие дети требуют особого подхода. Чаще всего им нужна помощь профессионального психолога. Ведь демонстративное девиантное поведение является всего лишь следствием каких-то сложностей у ребенка. Нужно докопаться до первопричины, а их может быть много: желание показать протест учителю, желание выделиться перед учениками, отклонения психиатрического спектра, негативизм и др.

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности 

Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.

Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) на Ваш выбор.

В ответе укажите:

  • Возраст детей.

  • Количество занятий.

  • Длительность каждого занятия.

  • Тему и цели каждого занятия.

  • Используемые в ходе занятий методы и приемы.

Ответ:

Тематический план на месяц по обучению детей по рисованию

Возраст детей – 8 лет

Кол-во занятий

Тема занятия

Длител. занятия

Цель занятия

Методы занятия

Приемы занятия

4

художники-пейзажисты
- «рисуем небо» смешивание красок на палитре;
- «рисуем деревья» Рисование в технике мазка
- «рисуем птиц», «Рисование акварелью в технике «по сырому»



1 час.

1 час.

1 час.

1 час.


- Познакомить детей с произведениями художников-пейзажистов, - Закрепить умение располагать изображение по всему листу.

- Закрепить самостоятельности в работе и аккуратности.

- Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения предметов: тычок жесткой полусухой кистью, «монотерапия», «рисование по сырому», продолжать учить смешивать краски для получения оттенков.

- Попробывать сначало с педагогом, потом самостоятельно повторить изобразить животного нетрадиционный техникой изображения предметов;

- Развивать внимание, память, творческие способности, воображение, закрепить в рисовании форму овоида при изображении животных, мелкую моторику.

- воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

- Информационно-рецептивный метод;

- Репродуктивный метод;

- Эвристический метод;

- Исследовательский метод;

- Игра;


- наглядные; - словесные;

- практические.

(рассматривание, беседа, частичный показ педагогом способов рисование (нетрадиционное рисование, техники ), демонстрация приемов смешивания красок, поощрение, напоминание, самостоятельная работа детей, анализ занятия


Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности

Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.

Задание 4.

1.       Познакомьтесь с педагогической ситуацией:

В детском коллективе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог о чем-то его спрашивает, просит публично рассказать что-либо, вызывает его с ответом на занятиях, мальчик только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка.

2.       Ответьте письменно на вопросы:

1)                 В чем заключается проблема? Назовите причину этой проблемы.

2)                 В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?

3)                 Как должен был поступить педагог: опишите способ(ы) решения педагогической задачи.
Ответ:

  1. Проблема, на мой взгляд, в самом непрофессиональном педагоге, отсутствии педагогической эффективности. Педагог не может разрешить проблемную ситуацию, а только усугубляет ее, упрекая и низко оценивая ребенка. К сожалению, такие педагоги частое явление.

  2. Проблема заключается в нежелании педагога решить данную проблему. Он поверхностно относится к своим обязанностям, отсутствует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми.

На мой взгляд, не выполняется коммуникативно-стимулирующая функция, а именно, учитель не поддерживает доверительные отношения с учеником, не побуждает к активной учебно-познавательной деятельности, не проявляет душевную теплоту. Аналитико-оценочная деятельность также не прослеживается, т.к. полученная «двойка» – явный сигнал, что необходима срочная помощь, не проанализированы причины неуспеваемости.


  1. Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо:

- поддержать ученика, мотивировать его, привлечь других ребят для помощи.

- можно дать ученику такое задание, в котором он бы раскрыл свой потенциал и вследствие этого обрел уверенность в собственных силах

- попытаться сплотить детей и наладить их общение.

- провести через какое-то время классный час, на котором осветить отношения внутри класса, призвать к взаимопомощи и поддержке.

Задания по теме 3.4 Приемы средства обучения 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.

 

Задание 5.

1.     Познакомьтесь с педагогическими ситуациями:

Ситуация 1.

Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия.

Ситуация 2.

Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?

2.  Ответьте письменно на вопросы:

1) Какие методы и средства обучения использовал учитель на уроке (в ситуац.1)?

2) С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы (в ситуац. 2)?

Ответ:

  1. Используются: наглядный, практический и словесный методы обучения, материальное и идеальные средства обучения.

  2. Эти приёмы направлены на управление процессом решения задач, сравнению различных вариантов ответов. Организовывает учебный процесс, как игру, повышая интерес к поиску какой-либо информации. Использование эвристического метода помогает стимулировать познавательную деятельность учащихся.



 

Задания по теме 3.5. Формы организации обучения

 

Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.

Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей (тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия).

Тип занятия: изучение новой темы (изучение нового материала).

Ответ:

Тема урока «Изучение теплых морских течений»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Дать учащимся первоначальные знания о теплых морских течениях в Атлантическом океане