Файл: Учебник для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений (2005).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 слайд

Максим Анисимович Кронгауз — российский лингвист. Сын русского советского поэта Анисима Максимовича Кронгауза (1920—1988). Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ. Член Ученого совета РГГУ, председатель диссертационного совета по филологическим наукам, член диссертационного совета по филологическим наукам.

Библиография

Семиотика, или Азбука общения (в соавторстве с Г. Е. Крейдлиным)

«Приставки и глаголы в русском языке: Семантическая грамматика» (1998)

«Семантика. Учебник для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений» (2005)

Русский язык на грани нервного срыва

Самоучитель олбанского

Почему наш мир таков, каков он есть. Природа. Человек. Общество. 2015

3 слайд

С конца 80-х годов русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а порой панические настроения. Все чаще говорят о гибели русского языка. Особенно болезненными оказываются такие темы, как язык интернета, распространение брани, злоупотребления заимствованиями, жаргонизмами и просторечными словами. Лингвисты не всегда успевают отвечать на запросы общества в сфере языка и коммуникации, не учитывают новых явлений в лексике, грамматике, речевом этикете, предпочитая рассматривать их как обычные нарушения нормы либо не замечая вовсе. Книга обращена не к узкому лингвистическому сообществу, а к самому широкому читателю, которого интересует развитие русского языка и его будущее.

Автор рассматривает такие явления, как расшатывание орфографических и орфоэпических норм, смешение стилей, изменения в лексике и грамматике, — оставаясь при этом на оптимистических позициях, трактуя их как признаки неутраченного творческого потенциала языка. Кронгауз подчёркивает, что писал книгу, отталкиваясь от точки зрения простого носителя языка, хотя и имеющего соответствующее образование: первая глава книги называется «Заметки просвещённого обывателя». Кронгауз рассматривает все основные «больные точки» современного русского языка одновременно с двух позиций: ученого-лингвиста, и обычного человека, как он сам обозначает эту роль, «просвещенного обывателя». В этой трактовке слово «обыватель» не несет никаких негативных оттенков смысла, а означает просто человека, далекого от специальных научных знаний, который просто живет и переживает по поводу изменений, происходящих в родном языке.


Иногда автор лукавит в своих рассуждениях и даже провоцирует читателя, например, когда говорит о мате и расширившихся границах его употребления. Не отвергая его совсем как лингвист, признавая его экспрессию и эмоциональность, как обыватель он не любит брань, и тут же пишет об убеждении матерщинников, что эти слова им нужны для связи мыслей и слов. И как бы соглашаясь с ними, Кронгауз делает вывод - «одна из функций русского мата - заполнять пустоты в речи и мысли».

4 слайд

В книге масса интереснейших примеров, которые иллюстрируют современную языковую ситуацию. Так, говоря о связи изменяющего мира с изменяющимся языком, Кронгауз рассказывает о северо-американских эскимосах. Из-за потепления климата и смещения флоры и фауны к северу, они сегодня не могут рассказать о том, что видят в природе: у них в лексиконе нет слов для названия многочисленных новых растений и животных, появившихся на их территории в последнее время.

5 слайд

Во второй главе «Ключевые слова эпохи» автор рассматривает неологизмы последних лет и их связь с изменениями в обществе.

Так, Кронгауз, например говорит о «криминализации» русского языка в эпоху 90-х -появления большого числа «бандитских слов», таких как беспредел, отморозок, наезд, крыша, стрелка, кинуть ит. д, которые вошли в лексикон не только бандитов, но и простых граждан.

В связи с большим количеством таких нововведений в языке автор отмечает появление нового литературного жанра «псевдословаря»: в таких книгах авторы стилизуют свои рассуждения о жизни, литературе, языке и политике под словарные статьи, располагая их в алфавитном порядке.

Отдельно Кронгауз рассматривает процесс «отмирания» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными. Ещё одна тема, которой касается автор, — слова из «группы риска», употребление которых может вызвать резкое неприятие у тех или иных социальных групп. Это прежде всего различные жаргонизмы: молодёжный сленг, язык гламурных изданий, про который автор пишет, что кого-то этот язык раздражает, кого-то смешит, а кто-то без него уже не может, наконец, просто иначе не умеет, интернет-сленг и так далее.

Кронгауз пишет о состоянии современного русского языка, преимущественно лексики, о трёх словесных волнах: бандитской, профессиональной и гламурной, захлестнувших русский язык после перестройки. Об

отношении государства к языку, о том, нужно ли законодательно регулировать язык, о реформе орфографии, о языке Интернета и др. И обо всём этом написано занимательно, с юмором, с насмешкой, с авторским отношением к тем или иным явлениям языка.

В главах, посвященных орфографии, автор выступает против её реформы, считая, что она принесет неудобства в первую очередь людям грамотным. Они, встретив по-новому написанные слова, будут медленнее читать. Кстати, говоря о графическом облике слова, к которому привыкла читающая публика, учёный утверждает, что часто, чтобы прочитать слово, достаточно верно написанных его первой и последней букв, а внутри могут быть ошибки, и их читающий просто не заметит. В подтверждение этого, в книге предложен текст, в нём каждое слово написано с максимальным количеством ошибок, но первая и последняя буквы на месте и верны. И читается этот тест очень легко. Автор считает, что возможное количество ошибок в слове может сделать даже грамотный человек

6 слайд

Главная же задача автора, рассказав о состоянии современного русского языка, утвердить в умах носителей его, что для паники нет оснований, что наш язык достаточно творчески силён, что он способен всё новое, своё и заимствованное, привести в систему, отбросив не нужное, что язык не погибнет и до нервного срыва ему ещё далеко.

.