Файл: Развитие западной классической социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «_______Социология_______________________»

Развитие западной классической социологии

_____________________________________________________

(тема практического задания)

ФИО студента

Леонтьев Фёдор Дмитриевич

Направление подготовки

Педагогическое образование

Группа

ПОФ-Б-03.01-Д-2022-1


Москва 2022

Содержание

1 Введение

2 Немецкая классическая литература

3 Социологическая теория Макса Вебера

4 Социологическая теория Георга Зиммеля

5 Французская классическая социологическая школа

6 Социологическая теория Э. Дюркгейма

7 Американская классическая социология

8 Заключение

9 Список Литературы

Введение

Во второй половине XIX - начале XX в. период расцвета теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в то время социологических теорий, определение принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь есть разные подходы.   

Чаще всего используется принцип соотнесения социологической концепции с другими науками (определение неизвестного через известное).

Таким образом, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), Которые сводят законы эволюции человеческого общества к законам биологической эволюции и выдвигают принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее адаптированных как определяющие факторы общественной жизни; социальный механизм, приверженцы которого (А. Кетле, Дж. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить социальную жизнь и поведение человека, распространяя на них законы, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества;   психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Дж. Тард, К. Кули и др.), представители которого стремились свести социальные явления к ментальным, искали ключ к объяснению всех социальных явлений и процессы в психических характеристиках поведения человека или сообщества. 


Учтены в истории социологии и других областях. Однако ни один из них не может включать в себя наиболее значимые, классические социологические концепции. 

Есть еще один принцип классификации - региональный. В его основе - крайне актуализированные во второй половине ХХ века. цивилизационный подход к анализу социокультурного процесса, в котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ.

На рубеже XIX и XX вв. в полной мере проявляется своеобразие анализа общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, американская и др. Остановимся только на ключевых фигурах, которые не только определили основные школы, но и стали классиками мировой социологии в целом. 

Немецкая классическая социологическая школа  

Рассматривая немецкую социологическую школу, мы выделим двух основных фигур - К. Маркса (1818 - 1903) и М. Вебера (1864 - 1920), социологические теории которых, без преувеличения, оказали огромное влияние на развитие социологии. Хотя эти теории не были созданы одновременно, они как бы находятся в заочном споре. Социологическая теория Карла Маркса определяется историками социологии как теория экономического детерминизма, поскольку он видел главную причину, источник развития общественной жизни в целом в экономических отношениях. Эта позиция лежит в основе методологии марксистской социологии - исторического материализма, использование которой позволяет рассматривать развитие общества как естественно-исторический, объективный процесс смены социально-экономических формаций. 

Не отрицая некоторого влияния на экономику политической и духовной жизни общества, марксистская социология, тем не менее, однозначно определяет иерархию сфер общественной жизни: экономические - определяющие, социально-политические и духовные - определяемые.

В трудах Маркса раскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику, создана своеобразная системная теоретическая картина жизни общества, описаны его перспективы, в которых социалистические представления о целях общественного движения были разработаны. В связи с этим теория Маркса приобрела множество активных сторонников, сыграла важную роль в развитии социологии. 

М. Вебер, основоположник понимания социологии и теории социального действия, использовал принципиально иной подход в объяснении причин и логики общественного развития. В его работе Протестантская этика и дух капитализма наиболее ярко выражена методология Вебера для анализа социальных явлений. Здесь социолог показывает логику развития процесса рационализации общества - процесса, определяющего суть перехода от аграрного общества к индустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной сфере (появление протестантской этики как процесса рационализации христианства) оказываются исходными, определяющими, делают возможным появление новых ( буржуазные) социально-политические и экономические структуры.    


Вебер, таким образом, обрисовывает альтернативный способ анализа общества, при котором экономическая сфера жизни теряет свою определяющую роль и оказывается в положении определенной духовной сферы. Однако в работах Вебера основные понятия (идеальный тип, социальное действие) развиваются как внутренне противоречивые, что отражается в превратностях последующей теоретической судьбы его социологической концепции. 

Взаимодействие социологических теорий Маркса и Вебера определяет своеобразие немецкой социологической школы классического периода. В то же время более подробный анализ потребовал бы не только расширения представления этих теорий, но и дополнения их рассмотрением социологических взглядов таких крупных немецких социологов, как Ф. Теннис (1855-1936), один из первых. представить социологию как многоуровневую науку, выделив прикладную и эмпирическую социологию; а также Г. Зиммель (1858-1918), проанализировавший сквозные для человечества формы социального взаимодействия (конфликт, конкуренция, подчинение, власть, договор и т. д.), оказавшие серьезное влияние на формирование современной социологии.

Социологическая теория Макса Вебера

Социология, согласно Веберу, так же, как и психология, изучает поведение отдельного человека или группы людей. Но в отличие от психологии ее интересует поведение человека в этом случае и постольку, поскольку человек вкладывает в свои действия определенный смысл. 

Следовательно, согласно Веберу, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. 

Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер использовал категорию понимание. Он предложил концепцию понимания как процедуры (метода), которая предвосхищает и дает единственно возможное социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно пытаются занять место других людей и выявить их мысли и чувства.  

Вебер считает, что социологи как субъекты действия должны исследовать не формы коллективности, а отдельных индивидов, определения, которые они используют и которые формируют их модели поведения.

Важнейшим методическим инструментом является концепция идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального явления. Он не извлекается из эмпирической реальности, а строится как теоретическая основа. Идеальные типы - это исследовательские утопии, не имеющие аналогов в реальности, средства изображения отдельных исторических формаций.    


Вебер утверждал, что социологи обязаны устанавливать причинно-следственные связи, им нужны строгие и однозначные концепции. Концепция идеального типа дает возможность изучать конкретные исторические события и ситуации. Он служит мерой, с помощью которой социологи могут оценивать реальные события.



Построение идеальных типов, согласно Веберу, должно служить средством независимого от ценностей исследования. В своих работах Вебер подчеркивал важность свободной от ценностей социологии. Социологи не должны позволять своим личным увлечениям влиять на научные исследования. Они должны развивать строгий подход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть.   

Социология Вебера оказала решающее влияние на формирование основных альтернативных школ современной социологии, на рубеже 70-х и 80-х годов возрождение интереса к Веберу было названо веберовским ренессансом, но его теория до сих пор остается источником споров. и противостояние по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания. 

Социологическая теория Георга Зиммеля

Георг Зиммель (1858-1918) сыграл значительную роль в становлении социологии как самостоятельной науки, хотя он оставался в тени своих великих современников - Дюркгейма и Вебера. Зиммель считается основателем так называемой формальной социологии, в которой логические связи и структуры играют центральную роль, изолирование форм социальной жизни от их значимых отношений и изучение этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются формы социализации, которые можно определить как структуры, возникающие на основе взаимного влияния индивидов и групп. Общество основано на взаимном влиянии, на отношениях, а конкретные социальные взаимодействия имеют два аспекта - форму и содержание.   

Абстрагирование от содержания позволяет нам проецировать факты, которые мы считаем социально-исторической реальностью, на план чисто социального. Контент становится общедоступным только через формы взаимного влияния или социализации. Только так можно понять, что в обществе действительно существует общество, так же как только геометрия может определить, каков на самом деле их объем в трехмерных объектах. Общество сужается и ограничивается формами отношений; Наряду с этим такие понятия
, как культура, жизнь, для Зиммеля не только имеют вполне осмысленный смысл, но и занимают большое место в его творчестве.    

Зиммель предвосхитил ряд существенных моментов современной групповой социологии. Он особо подчеркнул важность количества участников группы. Во-первых, разработка правил и организационных форм, органов и т.д. зависит от размера группы, то есть только при определенном размере группы структурируются и образуют органы на основе разделения труда.    

Группа, по мнению Зиммеля, представляет собой субъект, обладающий независимой реальностью, существующий по своим законам и независимо от отдельных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе, имеет склонность к самосохранению, которая проявляется в продолжении ее существования, несмотря на исключение отдельных членов, но ослабевает там, где жизнь группы тесно связана с одним. доминирующая личность. Распад группы возможен из-за властных действий, не соответствующих групповым интересам, а также из-за персонализации группы. Однако лидер может стать объектом идентификации и укрепить единство группы. Это также можно сделать с настоящими символами.    

Зиммель всегда интересовался проблемами современной культуры, в частности культурной ролью денег, изложенной прежде всего в Философии денег (1900). Денежная экономика изменила образ жизни, принесла с собой преобладание интеллекта над чувствами, расчетливую сущность нового времени, рост культуры вещей, в то время как культура людей отстала; это вызвало специфическое разделение труда, которое стало причиной расхождения субъективной и объективной культуры, доминирования технологий и увеличения дистанции между людьми. Для Зиммеля деньги также являются наиболее совершенным представителем современной формы научного знания с сокращением качественных определений до количественных.    

Использование денег в качестве средства платежа, обмена и расчета превращает личные отношения в опосредованные безличные и частные отношения; увеличивает личную свободу, но вызывает нивелирование всего мыслимого за счет возможности их количественного сравнения. Зиммель критиковал ситуацию в современной культуре, когда денежная стоимость заменяла другие, более глубокие значения и тем самым приводила к умственному обеднению и опустошению человека. Интересы собственника направлены на сами деньги; деньги, которые по своей природе могут быть только средством