Файл: Развитие западной классической социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, становятся целью. Но использование денег способствовало рационализации и математизации повседневной жизни. Именно развитием института денег Зиммель объяснил поворот мышления к концепциям развития и движения, выражением которых в науке была эмпирическая методология с ее отрицанием абсолютных истин.      

Трагедия культуры была постоянной темой его размышлений. В ходе культурного развития из-за процессов дифференциации и разделения труда субъективная культура отстает от объективной культуры, когда культурные достижения, знания, открытия и изобретения, стили и формы культуры и т. д. Все больше накапливаются, развиваются и уточнять. Человек больше не может усвоить все знания своего времени; формы его жизни совершенно не соответствуют его возможностям. 

Французская классическая социологическая школа

Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, выделим концепции двух исследователей - Э. Дюркгейма (1858-1917) и Ж. Тарда (1843-1904). Между ними возник спор по главному вопросу социологии, конкретно модифицированному: какова исходная социальная реальность - индивид или общество? 

Тард решил этот вопрос в пользу личности. Он считал коллективное сознание функцией, а не фактором индивидуального сознания, в психологии он видел ключ к социологии, социальная жизнь и ее процессы объяснялись действием простых психических механизмов, главным из которых является имитация. 

Он объяснил существование общества взаимодействием двух процессов: первый - это индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате которого создаются язык, экономика, правительство, религия и т. д.), а второй - имитация инноваций, обеспечение их распространения.

Взаимодействие этих процессов сравнивают с бросанием камней в воду и движением кругов по воде (новые открытия - новые волны имитации и т. д.). Согласно Тарду, цель социологии - обнаружить повторяемость социальных фактов. Вспомогательная наука - это статистика, которая учитывает количество повторений, вызванных каждым творческим актом. Тард видел задачу социологической науки в изучении законов подражания, благодаря которым общество поддерживает свое целостное существование и развивается по мере появления и распространения изобретений.   

Социологическая теория Дюркгейма, центральной фигуры французской социологической школы, наиболее активно продвигавшей институционализацию социологии во Франции, была основана на концепции коллективных представлений и была направлена ​​против психологизма Тарда.


Определяя предмет социологии, Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности - реальности социальных фактов, которые существуют объективно, независимо от индивида и оказывают на него принудительное давление. Согласно Дюркгейму, общество - это изначальная первичная реальность, наделенная чертами превосходства над личностью. Систематизация этих представлений была проведена социологом в концепции социологизма как противоположности индивидуалистическим концепциям - теории социальной атомизации. Развивая проблему конкретного метода социологии, Дюркгейм обосновал принципы объективизма и эмпиризма при изучении социальных фактов, при проведении социологических исследований. В проводимых исследованиях центральной проблемой было соотношение между механическими и органическими формами социальных связей, формами солидарности, вторая из которых возникает на основе разделения труда.    

По мере совершенствования системы разделения труда должна развиваться органическая солидарность членов общества. Однако Дюркгейм отразил в своей теории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем социальных связей, ведущие к кризису личности - к социальной аномии и самоубийству. Дюркгейм видел выход в создании новых органов общественной солидарности, которые он назвал профессиональными корпорациями и которые должны были выполнять производственные и культурные социальные функции.  

Таким образом, в концепциях Тарда и Дюркгейма уже в рамках собственно социологического знания глубоко прорабатываются два пути решения главного вопроса социологии.

Социологическая теория Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм считал, что Маркс придавал чрезмерное значение экономическим факторам и классовой борьбе. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной социальной формы к другой обусловлен характером и функциями социальной солидарности. Дюркгейм исследовал проблему социальной солидарности в своей работе О разделении общественного труда (1893). Основная цель работы - доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. Он развивает теорию, которая сводится к следующему. В ранних обществах социальная солидарность основана на сходстве составляющих их индивидов, сходстве социальных функций, которые они выполняют, на полном растворении индивидуального сознания в коллективном сознании.   


Структура была относительно простой, с небольшим разделением труда. Дюркгейм называет эту солидарность механической. В развитых (организованных) обществах люди выполняют особые функции в соответствии с разделением общественного труда, которое определяет функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между людьми, созданный разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.    

Согласно Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, составляющие систему социальной реальности. Социальные факты представляют собой способы мышления, действий и чувств, которые находятся вне человека и наделены силой принуждения, в результате чего они навязываются ему. 

Социальные факты имеют реальность sui generis и являются частью нашей объективной среды. Таким образом, социальные факты сдерживают человеческое поведение. Примеры включают социальные нормы, общие истины общественной морали, модели семейной жизни, религиозные ритуалы и ритуалы.  

С этой точки зрения социальный факт обретает своего рода материальность, полноценную реальность, не зависящую от собственных специфических проявлений у того или иного индивида.

Отличительной чертой реальности sui generis социального факта является ее сопротивление нашим намерениям и действиям. Например, ответом на игнорирование человеком моральных и правовых норм обязательно будет реальное общественное порицание. Дюркгейм настаивал на том, что объяснение социальной жизни следует искать в самом обществе, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму его частей; это система, образованная объединением индивидов и приобретающая свойства реальности со своими ярко выраженными характеристиками.   

Дюркгейм убедительно продемонстрировал значительную роль социальных фактов в поведении человека в своей книге Самоубийство (Suicide, 1897), которая стала образцом для обоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм провел кропотливый сбор и анализ данных, чтобы проверить правильность своей теории. Более того, он применил статистические методы для изучения населения.    

Дюркгейм использовал правительственные статистические отчеты, чтобы опровергнуть теории о том, что климатические, географические, биологические или психологические факторы были ответственны за самоубийство. В качестве альтернативного объяснения он выдвинул предположение, что самоубийство - это социальный факт - продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Самоубийство как социальный факт поддается социальному объяснению. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств в различных группах европейцев и обнаружил, что некоторые группы характеризуются повышенным уровнем самоубийств.   


Самоубийства более распространены среди протестантов, чем среди католиков; холостые и неженатые более склонны к самоубийству, чем состоящие в браке; больше военных самоубийств, чем гражданских. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств выше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства более часты, чем в периоды экономической стабильности.   

На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различные уровни самоубийств (кроме связанных с психологией) являются следствием различий в социальной солидарности. Люди с целой сетью социальных связей менее склонны к самоубийству, чем люди, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция - типичная социальная причина самоубийства в современном обществе.

Американская классическая социология

На рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляется ассимиляция европейских социологических теорий и разработка специфической перспективы для анализа социальной реальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности.   

Практически во всех теориях американских социологов, обеспечивших более интенсивную, чем в Европе, институционализацию новой науки, в области проблем социологической теории произошел постепенный переход - от интерпретации социальных процессов в их единстве, от интерпретации социальных процессов в их единстве. изучение общества в целом (такой подход после В. Дильтея стал определяться как псевдонаучная алхимия) до изучения социальных групп, от создания метатеорий до создания чисто специализированных теорий.

Практичность как одна из доминирующих черт национального характера нашла отражение в направлении исследований в рамках американской социологической школы.

Такого рода трансформацию, американизацию можно проследить в развитии социологических концепций У. Самнера (1840-1910) (от следования теории Дж. Спенсера, социального дарвинизма, до развития концепций мы - группа)., они группа, анализ влияния этноса на оценку человеком окружающего мира); А. Смолл (1854-1926) (от социального дарвинизма до обоснования необходимости выражения социологических выводов в социальных технологиях, направленных на улучшение социальных институтов); К. Кули (1864-1929), преодолевший биологический детерминизм и ставший одним из основоположников теории малых групп; Ф. Гиддингс (1855-1931), который эволюционировал от последователей Х. Спенсера и Х. Тарда к активному развитию новых концепций позитивизма, рассматривая объект социологии как плюралистическое поведение индивидов, формирование эмпирической социологии в Соединенные Штаты; Э. Росс (1866 - 1951) (от следования социологии Э. Дюркгейма до создания своего рода теории социального контроля, которая коррелирует внутренний этический контроль индивида над своим поведением и внешний индивидуальный политический контроль) и другие американские социологи.    


В американской социологии развитие шло в направлении ослабления интереса к общей социологической теории и перехода к частным эмпирическим исследованиям.

Заключение

К концу 20-х гг. XX в. классический этап в развитии социологии заканчивается. Социальная жизнь приобретает новые черты, определяемые в западном мире развитием общества массового потребления как способа предотвращения разрушительных экономических кризисов. Пережив последний и самый сокрушительный кризис 1929 года - великую экономическую депрессию, Запад принял новую модель. На Востоке, прежде всего в СССР, 1929-1930 годы также стали переломными - годами становления культа личности, исключающего возможность проведения официальных научных разработок в области социологии.    

Для современной социологии большое значение имеют труды социологов классического периода. В первую очередь, их наследие применяется в исторических и социологических исследованиях. Богатый материал, накопленный учеными этого периода сегодня, служит основой многих социологических и исторических исследований.  

Социологические теории и концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и других выдающихся социологов того времени актуальны и научны сегодня. Не менее ценны для современной социологии и методы, которые использовались учеными классического периода. В этой связи изучение произведений классиков социологии сегодня представляется необходимым звеном в подготовке специалистов по многим направлениям социальной деятельности.  

Список литературы

  1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. - М., 2002. 

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. 

  3. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // М. Вебер. Избранные произведения. - М., 1992.  

  4. Гидденс Э. Социология: Учебник.- М., 1995.

  5. Дюркгейм. E. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.  

  6. Иванов И.В. Основы социокультурной теории. - СПб., 1993.  

  7. История социологии и история общественной мысли: общее и специальное (круглый стол) // Социологические исследования. - 1994.

  8. История социологии / Под ред. М.Ю. Барыгин. - М., 1995.