ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный технический университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория игр»
Выполнил:
студент гр. ДЭ-900
Аббасова Е. Б.
шифр143310801
Проверил:
преподаватель
Джафаров К.А.
Новосибирск
2021
Вариант 1
-
Бомбить аэродром отправляются 3 самолета, 2 из них – бомбардировщики. Противник может выстрелить по двум самолетам. При выстреле по самолету он поражает летящий первым с вероятностью 0,4, летящий вторым или третьим – с вероятностью 0,5. Аэродром разбомблен, если хотя бы один бомбардировщик уцелел. Сформулировать задачу как задачу теории игр. Найдите решение или укажите алгоритм нахождения решения.
Решение:
Формализуем игру и составим матрицу.
Цель А – сбить все бомбардировщики выстрелом по 2-м самолетам. Цель В – разбомбить аэродром, сохранив при этом как минимум 1 бомбардировщик. Вероятность поражения самолета, летящего первым – наименьшая из всех представленных, поэтому игрок В будет стремиться направить первым бомбардировщик, а порядок пролета 2-х следующих безразличен. Элемент Вi – вид самолета, Аi – выстрел по самолету.
Представим игровую матрицу:
| В1 | В2 | В3 |
А1 | 0 | 0,5 | 0,5 |
А2 | 0,4 | 0,5 | 0 |
А3 | 0,4 | 0 | 0,5 |
Решение:
Найдем нижнюю и верхнюю цену игры
| B1 | B2 | B3 | a = min(Ai) |
A1 | 0 | 0,5 | 0,5 | 0 |
A2 | 0,4 | 0,5 | 0 | 0 |
A3 | 0,4 | 0 | 0,5 | 0 |
b = max(Bi) | 0,4 | 0,5 | 0,5 | |
Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = 0, которая указывает на максимальную чистую стратегию A1.
Верхняя цена игры b = min(bj) = 0,4.
Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах 0 ≤ y ≤ 0,4. Находим решение игры в смешанных стратегиях. Объясняется это тем, что игроки не могут объявить противнику свои чистые стратегии: им следует скрывать свои действия. Игру можно решить, если позволить игрокам выбирать свои стратегии случайным образом (смешивать чистые стратегии).
Находим решение игры в смешанных стратегиях.
Запишем систему уравнений.
Для игрока I
0,4p2+0,4p3= y
0,5p1+0,5p2= y
0,5p1+0,5p3= y
p1+p2+p3= 1
Для игрока II
0,5q2+0,5q3= y
0,4q1+0,5q2= y
0,4q1+0,5q3= y
q1+q2+q3= 1
Решая эти системы методом Гаусса, находим:
y = 0,308
p1= 0,231 (вероятность применения 1-ой стратегии).
p2= 0,385 (вероятность применения 2-ой стратегии).
p3= 0,385 (вероятность применения 3-ой стратегии).
Оптимальная смешанная стратегия игрока I: P = (0,231; 0,385; 0,385)
q1= 0,385 (вероятность применения 1-ой стратегии).
q2= 0,308 (вероятность применения 2-ой стратегии).
q3= 0,308 (вероятность применения 3-ой стратегии).
Оптимальная смешанная стратегия игрока II: Q = (0,385; 0,308; 0,308)
Цена игры:
y = 0,308
-
Рассмотреть игру с матрицей потерь первого игрока . Ответьте на вопросы: а) есть ли цена в простой игре; если есть , то найдите оптимальные стратегии игроков; б) если цены нет, то составьте системы уравнений для нахождения решения этой игры; в) найдите оптимальную стратегию первого игрока по критерию Гурвица.
Решение:
А) Найдем цену игры, если таковая имеется:
Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях.
| B1 | B2 | B3 | B4 | a = min(Ai) |
A1 | 2 | 0 | 0 | -2 | -2 |
A2 | 6 | 2 | 0 | 0 | 0 |
A3 | 4 | 7 | 0 | -1 | -1 |
A4 | 0 | 7 | -1 | -2 | -2 |
b = max(Bi) | 6 | 7 | 0 | 0 | |
Находим нижнюю цену игры a = max(ai) = 0, которая указывает на максимальную чистую стратегию A2.
Верхняя цена игры b = min(bj) = 0.
Седловая точка (2, 3) указывает на стратегии игроков (A2,B3). Цена игры равна 0.
В) Найдем оптимальную стратегию первого игрока по критерию гурвица
Считаем, что в данном случае необходимо минимизировать риск. Примем критерий оптимизма-пессимизма равным 0,5
Поскольку необходимо минимизировать затраты, то модифицируем матрицу умножением всех элементов на (-1) и затем сложением их с максимальным элементом матрицы (7) так, чтобы матрица не содержала бы отрицательных элементов. Тем самым сводим решение к поиску максимальной функции.
| В1 | В2 | В3 | В4 |
А1 | 5 | 7 | 7 | 9 |
А2 | 1 | 5 | 7 | 7 |
А3 | 3 | 0 | 7 | 8 |
А4 | 7 | 0 | 8 | 9 |
si= y min(aij) + (1-y)max(aij)
Рассчитываем si.
s1= 0,5*5+(1-0,5)*9 = 7
s2= 0,5*1+(1-0,5)*7 = 4
s3= 0,5*0+(1-0,5)*8 = 4
s4= 0,5*0+(1-0,5)*9 = 4,5
Ai | П1 | П2 | П3 | П4 | min(aij) | max(aij) | y min(aij) + (1-y)max(aij) |
A1 | 5 | 7 | 7 | 9 | 5 | 9 | 7 |
A2 | 1 | 5 | 7 | 7 | 1 | 7 | 4 |
A3 | 3 | 0 | 7 | 8 | 0 | 8 | 4 |
A4 | 7 | 0 | 8 | 9 | 0 | 9 | 4,5 |
Выбираем максимальный элемент max=7
Таким образом, выбираем стратегию A1.
-
Рассмотреть бескоалиционную биматричную игру со следующей матрицей . Найдите все ситуации равновесия.
Решение:
Найдем ситуации равновесия по Нэшу, для этого выделим в каждом столбце первой матрицы максимальный элемент, в каждой строке максимальный элемент второй матрицы:
Подчеркнутые элементы матриц, стоящие в одном положении матриц определяют ситуации равновесия по Нэшу.
Если биматричная игра не имеет равновесных ситуаций в чистых стратегиях, то она неразрешима в чистых стратегиях. И тогда можно искать решение в смешанных стратегиях.
Итак, чтобы в биматричной игре:
А=(a), В = (b) пара (p,q);
определяемая равновесную ситуацию, необходимо и достаточно одновременное выполнение следующих неравенств:
(p–1)(Cq-α) ≥ 0, p(Cq-α) ≥ 0; 0 ≤ p ≤ 1
(q-1)(Dp-β) ≥ 0, q(Dp-β) ≥ 0; 0 ≤ q ≤ 1
где
C = a11 - a12 - a21 + a22
α = a22- a12
D = b11-b12-b21+b22
β = b22-b21
Проводя необходимые вычисления:
C = 1 - 4 - 3 -1 = -7
α = -1 - 4 = -5
D = 2 - 1 - (-2) + 3 = 6
β = 3 - (-2) = 5
и рассуждения
(p–1)(-7q+5) ≥ 0
p(-7q+5) ≥ 0
(q-1)(6p-5) ≥ 0
q(6p-5) ≥ 0
получаем, что:
p=1,q ≤ 5/7
p=0, q ≥ 5/7
0 ≤ p ≤ 1, q=5/7
2) q=1,p ≥ 5/6
q=0, p ≤ 5/6
0 ≤ q ≤ 1, p=5/6
Рассматриваемая игра имеет единственную ситуацию равновесия (P*,Q*), где оптимальными стратегиями по Нэшу являются:
P* = (5/6;1/6); Q* = (5/7;2/7).