Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная

организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению




Практическое занятие № 8



Выполнил обучающийся:

Аминова Айсылу Гамировна

Студентка группы 440219/2ИО

Преподаватель: Третьякова Ирина Николаевна

2021

Цель занятия: осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучении; формирование навыков планирования  и организации обобщающей работы над текстом литературного произведения.

Задание 1. Разработайте памятку для учителя по оптимизации учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Памятка для учителя по оптимизации учебной деятельности на уроках литературного чтения.

1. Профессионально работайте с целями.

2. Ясно понимайте для чего учащиеся выполняют то или иное задание.

3. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока - общие, т.е. цели всего урока, оперативные - его частей/эпизодов, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого/желательного результата.

4. Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следуетделать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

5. Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глу­бокого планирования, дифференциации и индивидуализа­ции. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального вре­мени.


6. Больше внимания уделяйте формированию и развитию у детей общеучебных «надпред­метных» умений. Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя со­временные педа­гогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляци­онное, гром­ким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся, используйте технологии эйдотехники.

7. Обеспечьте более глубокую работу с текстами, особенно художественными. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный).Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.

8. Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные во­про­сы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детейформулировать вопросы.

9. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

10. Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями. Много работать над развитием речи уча­щихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.

11. Созда­вайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индиви­дуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотом.

12. Чётко структурируйте/делите учебный материал на основ­ные/обязательные понятия, углублён­ный их вариант и дополнительные све­дения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интел­лектуаль­ный «фон»/среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сооб­щения дополнитель­ных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.

13. Освойте методику и технику использования в ходе уроков/занятий музы­кальных произведений, осо­бенно классической музыки.

Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий

. Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде, а также совместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этого.

14. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей учащихся и пр. Учитесь работать в составе пе­даго­гических «дуэтов» и команд.

15. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

16. Использовать в работе разнообразные типы уроков литературного чтения, в том числе и нетрадиционные.

17. Формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др.

18. Для формирования полноценного навыка чтения использовать элементы критического мышления.

Задание 2. Опишите не менее 2-х приёмов рефлексивно-творческой деятельности на уроках литературного чтения.

Приём «Выбери суждение»

Этот приём экономичен по времени организации рефлексии, он занимает от 1 до 3 минут. Учитель предлагает ребятам список суждений и просит выбрать одно, характеризующее работу на уроке. Например, суждения о включённости в работу:

Я сам не смог справиться с затруднением.

У меня не было затруднений.

Я только слушал предложения других.

Я выдвигал идеи.

Приём «Горячая десятка» (Урванцева О.М. Рефлексия как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся// Современный урок: традиции и новации. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. С. 542-546)

Учащимся предлагается выбрать из предложенного списка 10 наиболее значимых для них словосочетаний и составить «горячую десятку».

  1. Ценность урока –

  2. Замысел урока –

  3. Сомнение урока –

  4. Герой урока –

  5. Настроение урока –

  6. Мысль урока –

  7. Мечта урока –

  8. Интонация урока –

  9. Память урока –

  10. Итог урока –

  11. Урок урока –

  12. Открытие урока –

  13. Достояние урока –

  14. Полезность урока –

Приём «Комплимент»

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


Приём «Продолжи фразу»

Учитель предлагает учащимся список фраз и просит, чтобы ученик выбрал одну и продолжил.

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались…

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно….

  • Завтра я хочу на уроке….

Вариант:

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что …

  2. Наиболее трудным мне показалось…

  3. Я думаю, это потому, что…

  4. Самым интересным было …

  5. Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…

  6. Если бы я ещё раз выполнял эту работу, тоя бы по-другому сделал следующее…

Приём «Цветные поля».

Этот приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, проводит поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки «, - обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я исправлю сам», синий – «Укажите количество ошибок, я их найду сам и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Задание 3. Познакомьтесь с примером подведения итога работы над текстом сказки В.М.Гаршина «Жаба и роза».

«Сказка о жабе и розе» аллегорична, она философская. Жаба отвратительна не только внешне, она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ красоты, гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны и другие ценности: сострадание и самопожертвование, любовь и дружба, участие и стремление в действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий всё живое: людей, животных, растения. Мотивы и образы сказок необычны. Но ведь в сказках бывает всё. А что вымышленная реальность подвергается в сказках реалистическому осмыслению, тоже важно: в своём развитии ребёнок обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, автор проявляет чуткость и дальновидность. И.С. Тургенев, оценивая сказки В.М. Гаршина, говорил, что его талант «несомненный и оригинальный».


Составьте и запишите краткий анализ сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» по аналогии.

В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, писа­тель выступал как библиограф произведений для детей, как редак­тор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путеше­ственница», ставшая самым известным произведением писателя.

Написанная в андерсеновской традиции — фантастический сюжет при полной достоверности деталей и поэтизации повседневности, всего сущего, сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» стала хрестоматийной и вошла в круг классического детского чтения. Забавная история о предприимчивой и неугомонной лягушке, решившей посетить «славные теплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров, однако, содержит в себе возможности и для более глубокого прочтения.

Эта сказка выражает прежде всего оптимистическое мировосприятие («какое это наслаждение — жить на свете!»), стремление к преодолению неблагоприятных обстоятельств (на вопрос утки, как они могут взять лягушку на юг «У тебя нет крыльев», та придумывает способ передвижения на прутике: «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно») и нежелание унывать, умение находить источник радости даже в «грязном пруду на краю деревни» (финал сказки). Вместе с тем хвастовство лягушки, ее склонность к выдумыванию создают то мягкое дидактическое начало, без которого любая сказка — не сказка.

В «Лягушке-путешественнице» Гаршина есть и перекличка с фольклором. Сам ее образ напоминает о той лягушке, которая, попав в кувшин с молоком, не пожелала тонуть, а сбила лапками масло и выбралась наружу (ср. сказку Л. Пантелеева «Две лягушки»). Кроме того, в самой тональности сказки очевидно сходство с пафосом известной пословицы «всяк кулик свое болото хвалит», причем акцент делается не только на иронию, но и на реальность такого положения.

Благополучный финал сказки может быть объяснен человеческим инстинктом самосохранения и подспудным присутствием надежды на некое преображение катастрофы в чудо.

Помогая ребенку взрослеть, Гар­шин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».