ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» на тему «Основные правовые системы современности» ВВЕДЕНИЕ_ 3 Раздел I. Романо-германская правовая семья. 6 1.1. Характеристика и история формирования романо-германской правовой семьи 6 1.2. Структура права. 10 1.3 Источники права. 12 Раздел II Общее право. 15 2.1.Историческое значение и история английского права. 15 2.2. Структура английского права. 18 2.3. Источники английского права. 20 2.4.Право США, его характеристика и история развития 21 2.5. Структура и источники права США. 23 Раздел III Мусульманское право. 26 3.1.Характеристика и структура мусульманского права. 26 3.2. Источники права. 26 Раздел IV. Право Индии. 29 4.1.Характеристика и источники права. 29 4.2.Современные тенденции. 30 Раздел V. Правовые системы стран Африки. 31 Раздел VI. Социалистическое право. 34 6.1.Характеристика и историческое развитие социалистического права 34 6.2.Источники права. 35 6.3.Структура права. 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 38 Список использованной литературы_ 40 ВВЕДЕНИЕ В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями. Объектом исследования в работе является правовая семья, структура относительно сходных правовых систем различных государств. Предметом же в этом изучении будут конкретные правовые семьи, о классификации которых будет сказано ниже. Говоря о методе исследования наиболее удачным следует признать метод, предложенный Рене Давидом — компаративный, то есть метод сравнения. Ну а как иначе можно изучить право всего мира, если не в сравнении? В современном мире существует множество правовых систем. Правовая система — понятие более широкое и объемное, чем просто понятие «право». Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система — это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: · собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; · правовая идеология — активная сторона правосознания; · судебная (юридическая) практика. Г. В. Назаренко даёт двоякое толкование термина «правовая система»: 1) В узком смысле под правовой системой понимается право определённого государства, то есть национальная правовая система. 2) В широком смысле категория «правовая система» служит для обозначения «правовых семей», имеющих сходные юридические признаки. 1 Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи». Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно- исторического и логического развития. Говоря о классификации правовых семей следует рассмотреть несколько точек зрения на этот вопрос. Одна из самых популярных — классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права. Рене Давид выдвинул идею трихотомии — выделения трех основных семей: романо- германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы». Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля», складывающегося из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо- американский, социалистический, право ислама, индуистское право. Во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А. Х. Саидов выделяет внутри буржуазного типа права семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии, и правовая система республики Куба. На мой взгляд, наиболее приемлемой является концепция классификации правовых систем в семьи на основе двух критериев: идеологии (включая религию, философию, экономические и социальные структуры) и юридической техники, (в качестве основы берутся источники права). Раздел I. Романо-германская правовая семья. 1.1. Характеристика и история формирования романо-германской правовой семьи Романо-германская правовая семья имеет длительную историю. Она связана с правом Древнего Рима, но более чем тысячелетняя эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму концепцию права и правовой нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системы как бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоим образом не являются его копией. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской Империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию. Эта экспансия объясняется частично колонизацией, частично — теми возможностями, которые дала для рецепции юридическая техника кодификации, общепринятая романскими правовыми системами в XIX веке. Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у неё отдельные элементы. Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых создавалась система; но тогда было ещё рано говорить о системе и, может быть, даже о праве. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но ещё отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором романо- германская правовая семья находится в настоящее время, периода, где преобладает законодательство. Что представляло европейское право до XIII века? Существовавшие тогда элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права. Существуют некоторые документы, которые знакомят нас как с состоянием римского права так и с состоянием права варваров. Компиляции Юстиниана (Кодекс, Дигесты, Институции, опубликованные с 529 до 534 года, дополненные серией Новелл) на Востоке и частично в Италии, Молитвенник Алариха (506 год) во Франции и на Иберийском полуострове представляют римское право. Начиная с VI века, большинство германских племён уже имело свои законы («законы варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII века, охватывая различные нордические и славянские племена. Однако «законы варваров» регулировали только самую незначительную часть тех общественных отношений, которые в настоящее время регулируются правом. Римские компиляции, даже в их упрощенном издании Алариха, очень скоро оказались слишком сложными. Право ученых, найденное в этих компиляциях, было заменено на практике вульгарным, которое и применялось спонтанно населением. Во мраке позднего средневековья общество вернулось к более примитивному состоянию. Право ещё существовало; об этом говорит наличие институтов, призванных создавать право (рашимбурги у франков, скандинавские лагманы, исландские эосагари, ирландские бреоны, англосаксонские визаны). Но господство права прекратилось. Между частными лицами и между социальными группами споры разрешались по закону сильного или произвольной властью вождя. Несомненно, более важное значение, чем право, имел в эту эпоху арбитраж. Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которые необходимы для прогресса. Зарождение романо-германской правовой семьи в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. Основным источником, откуда распространились новые идеи, благоприятствуя тем самым возрождению права, стали возникшие в Западной Европе очаги культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из которых первым и наиболее известным был Болонский университет в Италии. В университетах не преподавали «практическое право». В университетах право рассматривалось как модель социальной организации. Университетская наука указывала судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своём социальном поведении. Право, как мораль, — это должное (то, что нужно делать), а не сущее (то, что практически происходит). Появлялись школы, трактующие римское право. Первая из них — школа глоссаторов — стремилась установить первоначальный смысл римских законов. Итогом работы представителей этой школы явился в XIII веке обобщающий труд Аккурсия, в который вошло 96000 глосс. Со школой постглоссаторов (Бартол, Бальд, Азо) в XIV веке связана новая тенденция: римское право было очищено и подвергнуто переработке, т. е. подготовлено для совершенно нового дальнейшего развития. Отныне юристы стремились практически использовать римское право. А в XVII и XVIII веках ведущее место завоёвывает школа естественного права, которая отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на воле бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые «естественные права» и, ставя во главу всей юридической мысли идею субъективного права. Естественно-правовая школа, ничего особенно не меняя в частном праве, в области публичного права предложила модели конституции, административной практики, уголовного права, выводимых из «разума». Постепенно римское право перестало быть лишь академическим и стало вливаться в систему права Европы. Существовавшие в XIII — XVIII веках официальные и частные компиляции пытались синтезировать обычаи с нормами римского права. Например, кастильский король Альфонс X Мудрый хотел объединить нормы обычного права Кастилии, с одной стороны, и нормы римского и канонического права с другой. Таким образом шло соединение обычного — практического права с римским — академическим. Постепенно главная роль в законотворчестве переходит от университетов к судебным органам (во Франции — парламент, Суд королевской курии, в Германии — Имперский суд, Каммергерихт (1495 г.)) и к суверенам, которые путем ордонансов, эдиктов, могли дополнять или исправлять существующие нормы права. Следующий период в развитии права романо-германской семьи — период законодательного права, знаменателен тем, что школа естественного права добилась большого успеха в двух направлениях: вопросы публичного права стали широко волновать юристов, в то время как в римском праве большое внимание уделялось частному праву; кодификация, которая стремилась сделать образцовое право университетов действующим правом. Наиболее ярким примером такой деятельности служит Наполеоновская кодификация 1783 года. И хотя такие нормативные акты должны были бы разделить страны от объединения в одну правовую семью, тем не менее большинство черт всех отраслей права каждой страны являются общими для всей группы стран, что и позволяет говорить о существовании романо-германской правовой семьи. Несколько слов следует сказать о внеевропейский правовых системах, появившихся в связи с колонизацией крупных заморских территорий, и в связи с чем романо-германское право стало распространяться вне Европы. Например на Американском материке испанские, португальские, французские и голландские колонии восприняли романо-германский характер права. Точно так же романо- германская правовая семья получила своё распространение в Африке и на Мадагаскаре. Турция использовала европейские кодексы для модернизации своего права. С 1914 года она отказалась от мусульманского характера права и стала полностью принадлежать к романо-германской семье. Так же и другие страны Азии используют в своих правовых системах нормы романо-германского права. 1.2. Структура права. Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы: публичное право и частное право. Это деление обусловлено тем, что отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах 1. Публичное право, как и частное право, во всех странах романо-германской семьи распадается на одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, международное публичное право, уголовное право, процессуальное право и т. д. А эти отрасли, в свою очередь, распадаются на соответствующие правовые институты и понятия, в большинстве своём идентичные для этих стран. Такая общность обусловлена тем, что на протяжении веков правовая наука этой семьи развивалась на одной общей базе: римское и каноническое право. В области частного права ситуация обстоит несколько по-иному. То есть правовая система каждой страны романо-германской семьи имеет свою оригинальность, проявляющуюся в наличии только ей свойственных институтов (это связано с национальными и региональными обычаями). Но, тем не менее, в отношениях, регулируемых римским и каноническим правом, сходство, несомненно, наблюдается. Взять, например, обязательственное право. Это один из основополагающих разделов любой правовой системы, входящей в романо-германскую семью. А вот в английском юридическом языке термин «обязательство» неизвестно. Обязательство в романо-германской семье — это обязанность лица (должника) дать что-то другому лицу (кредитору), сделать или не сделать что-то в интересах последнего. Обязательство может возникнуть непосредственно из закона (таково, например, обязательство алиментирования по семейному праву), из договора и даже в некоторых случаях из односторонних действий лица. Обязательства возникают также из деликта и квазиделикта, когда лицо должно возместить ущерб, причинённый им или объектами, за которые он отвечает. Неосновательное обогащение также порождает обязанность возвратить неосновательно полученное. Обязательственное право является центральным разделом гражданского права в странах романо-германской правовой семьи. Понятие нормы права. Сходства или различия структуры права следует рассматривать и с другой точки зрения: как понимается сама правовая норма, её значение, природа и характер. Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую норму понимают, оценивают и анализируют одинаково. Благодаря усилиям науки норма права поднята на высший уровень; её понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьёзное значение, чем только лишь её применение судьями в конкретном деле. Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации в том виде, как её понимают в континентальной Европе. «Нельзя создать подлинный кодекс, если видеть норму права в каждом решении, вынесенном судьей по конкретному делу. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы.»1 Правовая норма романо-германской семьи является чем-то средним между решением спора – конкретным применением нормы – и общими принципами права. То есть она должна быть оптимально обобщена, но, также она не должна быть чрезмерно обобщена, так как в этом случае она перестаёт быть достаточно надёжным руководством для практики. Таким образом, право стран романо-германской правовой семьи – это всегда право, базирующееся на принципах, как и требует система. Это не казуистические правовые системы, и поэтому они сохраняют известные преимущества – простоту и ясность. Следовательно, для романо-германской семьи необходимы вторичные правовые нормы» (нормы, толкуемые судами), которые конкретизировали бы «первичные» (нормы законодателя), и благодаря которым, легче изменять действующее законодательство, потому что нетрудно увидеть, какие нормы затронет эта реформа, а какие останутся неизменными. 1.3 Источники права. Закон. С XIX века в странах романо-германской правовой семьи восторжествовала тенденция, когда для решения какого-либо юридического вопроса юрист обращается к закону. Таким образом, признаётся верховенство закона. Закон, в силу самой строгости его изложения, представляется лучшим техническим способом установления чётких правовых норм. На верхней ступени этой системы стоят конституции или конституционные законы. Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писанные конституции, за нормами которых признается особый авторитет: они изменяются и дополняются в особом порядке и устанавливают контроль над конституционностью других законов. Со значением конституционных законов сравнима роль международных конвенций. В некоторых странах (Франция, Нидерланды) закреплён принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов. Кодексы представляют собой компиляции, группирующие и излагающие в систематизированном виде правила, относящиеся к определённой отрасли права. Кодификация в странах романо-германской правовой семьи получила широкое распространение в XIX – XX веках, и сейчас в этих государствах кодифицированы идентичные отрасли права. Скандинавские страны представляют собой единственное исключение: в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии было принято лишь по одному кодексу. Законы стоят на одном уровне с кодексами и для юристов равнозначны. Также «писанное право» стран романо-германской правовой семьи включает в себя множество норм и предписаний, изданных не парламентом, а другими государственными органами: регламенты (нормы, принятые во исполнение законов) и декреты. Особенность этих нормативных актов в том, что их издают исполнительные органы. Административные циркуляры в странах романо-германской правовой семьи чётко отличаются от законов – формулирующих юридические нормы тем, что административные циркуляры лишь указывают, как администрация понимает правовую норму и как она намерена её применять. В стиле законов сложились две тенденции: одна призвана сделать законы как можно доступнее, вторая стремится к использованию более точного технического языка, понятного лишь специалистам. Говоря о толковании законов, следует подчеркнуть то, что в романо-германской правовой семье, безусловно, предпочитается грамматическое и логическое толкование и подчёркивается подчинение законодателю до тех пор, пока, по мнению суда, это приводит к справедливому результату. Также толкователи прибегают к историческому толкованию. Обычаи. Закон в ряде случаев для своего понимания нуждается в дополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также зачастую нуждаются в объяснении с точки зрения обычая. Нельзя, например, не прибегая к обычаю, сказать, когда поведение определённого лица ошибочно, является ли данный знак подписью.1 Судебная практика. В странах романо-германской правовой системы господствует правило, при котором судьи подчинены закону. «Они упорно придерживаются позиции постоянного подчинения закону даже тогда, когда законодатель открыто признает, что закон не может предусмотреть всё. Судебная практика отказывается создавать правовые нормы, так как это, по мнению судей, дело лишь законодателя и правительственных или административных властей, уполномоченных на то законодателем».2 Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что и правило прецедента на территориях романо-германских систем права не действует. Несколько слов сразу же надо сказать о судебной организации. Судебная система построена по иерархическому принципу. Существуют суды первой инстанции, апелляционные суды, Верховный суд. Это самая общая схема для стран романо-германской семьи — надо понимать, что во всех странах этой семьи судебная система не может быть абсолютно одинаковой. Кроме всего прочего, существует и административная юстиция, в ФРГ — финансовые суды, суды по торговым делам, социальному обеспечению. Доктрина. Доктрина как источник права играла большую роль в XIII — XIX века, когда принципы права вырабатывались в университетах. Сейчас же пальма первенства в странах романо-германской семьи принадлежит закону. Существуют также и общие принципы права, которые в некотором роде тоже являются источником права. Они показывают подчинение права велениям справедливости в том виде, как она понимается в определённую эпоху и определённый момент. |
Раздел II Общее право.
2.1.Историческое значение и история английского права.
Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания главным
образом в процессе деятельности королевских судов. Семья общего права включает,
кроме английского права, которое было её основой, правовые системы всех, за
некоторыми исключениями, стран английского языка. Но, строго говоря, сфера
применения английского права ограничивается Англией и Уэльсом. Оно не является
ни право Соединенного королевства, ни правом Великобритании, так как Северная
Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому
праву. Рене Давид, в своём труде «Основные правовые системы современности»,
предлагает выделить в истории английского права четыре основных периода.
1 Первый предшествовал нормандскому завоеванию 1066 года; Второй, от 1066
года до становления общего права, когда оно утверждается, преодолевая
сопротивление местных обычаев. Условия этого периода оказали на правовую
систему влияние, ощущаемое еще и в настоящее время. Третий период, с 1485 до
1832 года,– Расцвет общего права; однако оно вынуждено было пойти на компромисс
с дополнительной правовой системой, и это нашло своё выражение в «нормах
справедливости». Четвёртый период – с 1832 года и до наших дней, когда общее
право встретилось с невиданным развитием законодательства и должно было
приспособиться к обществу, где постоянно усиливается значение государственной
администрации.
Первый период в истории развития английского права можно также назвать
англосаксонским. Римское господство, продолжавшееся со времён правления
императора Клавдия до V века, оставило в Англии небольшой след (хотя длилось
оно четыре столетия). Варварские законы того времени регулировали только
очень ограниченные аспекты тех общественных отношений, на которые
распространяется современная концепция права. Законы Этельберта, составленные
около 600 года, включают всего 90 коротких фраз. Законы датского короля
Канута (1017 – 1035 гг.), составленные четырьмя столетиями позже, гораздо
более разработаны и знаменуют уже переход от общинно-племенной эры к эпохе
феодализма.
С нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха окончательно уступает место
феодализму. С этого момента начинает активно развиваться общее право — Comyne
Lea. В противовес местным обычаям, это право стало общим для всей Англии.
Конкретно в 1066 году общее право ещё не существовало: собрание свободных
людей, называемой Судом графства (Country Court), и его подразделения – Суды
сотни (Hundred Courts) осуществляли в тот период правосудие на основе местных
обычаев. После завоевания суды графств и суды сотен были постепенно заменены
феодальной юрисдикцией нового типа (суды баронов, мэнорские суды). Ну а в
сфере действия церковной юрисдикции применялось каноническое право – общее
для всего христианства. Общее право было создано исключительно королевскими
судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали,
начиная с XIII века. Король осуществлял только «высший суд». Он вмешивался в
споры в особых случаях, если существовала угроза миру в королевстве или если
обстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычном
порядке. Суд, где король решал дела с помощью своих приближённых (Curia
Regis) представлял собой суд особо знатных людей и особо крупных дел, а не
обычный суд, доступный каждому. Королевская власть не вмешивалась в дела
сеньоров и их подданных. Также королевский суд не являлся апелляционной
инстанцией по всем спорам, возникающим в королевстве. Вмешательство
королевского суда ограничивалось делами, затрагивающими королевские финансы,
земельную собственность и недвижимость. Все остальные дела решались судом
графства или судом сотни.
Но постепенно компетенция королевского суда росла и сеньориальные суды
утрачивали свою власть. Люди ставили королевскую юрисдикцию выше любой другой.
Споры стали решаться с помощью жюри (таким образом в Англии зародился
суд присяжных).
И вообще, в Англии очень хорошо развивались именно процессуальные нормы.
Юридические хроники (Ежегодники), знакомящие нас с английским правом
1290–1536 годов, концентрировали своё внимание именно на процедуре, часто
забывая сообщить о решении, принятом по существу вопроса.
После расцвета общего права в XIII веке у него появляется соперник в лице
права справедливости (Law of Equity). То есть, если люди не находили
справедливости в Вестминстерских и других судах, то, что им ещё оставалось
делать, кроме как напрямую обратиться к королю, который мог восполнить
недостатки в работе судов. Такое обращение к королю происходило через лорд-
канцлера.
Решения первоначально принимавшиеся с учётом «справедливости в данном случае»,
стали систематически выносится на основе применения доктрины «справедливости»,
представлявших собой добавления или коррективы к «правовым» принципам,
применяемых королевскими судами.1
Но «праву справедливости» не суждено было завоевать главенствующее положение,
так как сказались противоречия между судами и королевской властью (начало
XVII века). Суды общего права нашли союзника в лице парламента, который
объединился с ними в борьбе против королевского абсолютизма. С 1621 года был
разрешён контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Суды общего права
в этих новых условиях склонны были допускать вмешательство канцлера, если оно
могло быть основано на прецеденте.
Говоря о четвёртом периоде развития общего права в Англии, следует отметить,
что в 1832, 1833, 1852 годах произошла радикальная реформа и модернизация
права. Английское право, развивающееся до этого в процессуальных рамках,
стало больше внимания уделять материальному аспекту, на базе которого и стали
с тех пор систематизировать решения общего права.
В 1873 — 1875 годах организация судов также была значительно модифицирована.
Акты о судоустройстве (Judicature Acts) ликвидировали формальное различие
между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Все они
получили право применять и нормы общего права и нормы права справедливости.
В материальном праве была проведена «расчистка» нормативных актов (т. е.
отменялись фактически недействующие законы) и приведение норм в порядок
(консолидация). Тем не менее, вся эта работа по кодификации права не изменила
основные черты английского права, оставив его правом, по-прежнему
развивающимся на судебной практике.
В начале XX века общее право переживало серьёзный кризис, так как появлялись
новые стремления осуществить быстрые и глубокие изменения в обществе на
основе законов и регламентов, приобретающих всё большее и большее значение, а
общее право, в силу своей природы, основано на казуистических нормах судебной
практики.
2.2. Структура английского права.
Исходя из всего вышеперечисленного можно смело говорить о том, что структура
английского права объясняется его историей, то есть право делится на общее
право и право справедливости. Нет деления на право торговое, право
административное, право социального обеспечения. Нет понятий: родительская
власть, узуфрукт, юридическое лицо, подлог, непреодолимая сила и т. п. Но в
системе общего права Англии есть такие понятия, как доверительная
собственность, встречное удовлетворение, эстоппель, треспасс и многие другие,
неизвестные другим правовым системам.
Норма права (Legal Rule) в английском праве менее общна и абстрактна, чем в
романо-германской семье, отсутствует деление норм на императивные и
диспозитивные.
Говоря о праве справедливости надо сказать об аксиоме, которая является
основой этого права: «Справедливость основывается на праве» (Equity follows
the Law). Однако следовать праву — не значит пренебрегать законами морали. И
именно во имя морали осуществляется вмешательство канцлера. Также надо
заметить, что право справедливости действует в отношении конкретных лиц
(Equity acts in personam).
Доверительная собственность (Trust) – основное понятие английского права. Она
строится по следующей схеме: лицо, утверждающее доверительную собственность
(settlor of the trust), оговаривает, что некоторое имущество будет
управляться одним или несколькими лицами (trustees) в интересах одного или
нескольких лиц — бенефициантов (cestuis que trust). Этот институт очень часто
применяется в Англии, так как он может служить для весьма практических целей:
охраны имущества недееспособных лиц, замужних женщин, ликвидации наследства;
часто эту форму используют и для организации и для деятельности
благотворительных и иных учреждений.
Говоря, о процессе в английском праве сразу же следует процитировать Рене
Давида: «Английское право основывается не на праве университетов, это не право
принципов. Это право процессуалистов и практиков»
1. За последнее столетие английская судебная процедура упростилась. С другой
стороны, значительно обогатилось английское материальное право, достигшее такой
степени определённости, которая делает его сравнимым с правовыми системами