Файл: 1 Социальноэкономические факторы, влияющие на эволюцию политических систем России и Беларуси.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.

3) С 2012 г. социально-экономическое положение России характеризовалось новой фазой экономического роста, характеризующейся замедлением потребительского и инвестиционного спроса. Наряду с этим, 2012 г. характеризовался усилением негативных тенденций в мировой экономике в целом, а также неблагоприятными мировыми погодными условиями, что привело к потере большей части урожая и возрастанию цен на продовольственные товары11. Таким образом, 2012-2013 гг. в целом можно охарактеризовать в качестве переходного к новой, траектории экономического роста с учетом сохранения высоких экспортных доходов и стимулирующей бюджетной политикой12. За последние несколько лет темпы социально-экономического развития России сократились в несколько раз. Тем не менее, период кризиса (в частности – 2013 г., не считая кризисный 2009 г.) является кратковременным периодом. После кризиса, продлившегося 15 месяцев, экономика России сумела быстро восстановиться и превзойти основные показатели докризисного уровня13.

Сложившуюся на данном этапе социально-экономическую ситуацию в России и Беларуси, можно охарактеризовать такими активными составляющими процессами:

1) Стагнация экономики (рост экономики, близкий к нулю). Стагнация с 2013 г. – достаточно закономерна и вызвана внутренними причинами фундаментальной направленности. Прирост ВВП и улучшение ряда показателей стали частичным результатом дополнительных заимствований за рубежом – около 100 млрд. долл14. В начале 2014 г. процесс ухудшения социально-экономической ситуации продолжился: объемы выпуска промышленности сократились на 0,2% за год, а прирост ВВП составил только 0,7%, реальные доходы населения сократились на 1,5% и в рекордных размерах происходила девальвация рубля15. 2) Рецессия ввиду сокращения основных макроэкономических показателей. В частности, к рецессии Россия перешла в период 2015-2016 гг., на тот момент по экономике наиболее сильно ударили западные санкции. Главной из них стало сокращение финансового взаимодействия с организациями и предприятиями ведущих стран, где российская экономика ежегодно заимствовала около 100 млрд. долл16. Экономика Республики Беларусь же за последнее десятилетие возросла на 109%. За период 2009-2019 гг. показатели инвестирования в основной капитал возросли на 7,9%, хотя данного показателя все еще недостаточно для стабильного экономического состояния страны17. Со второй половины 2014 г. в стране завершилось преодоление диспропорции между динамикой производительности и оплаты труда. При этом в 2016 г. можно было говорить о не опережающем росте производительности труда, а скорее об опережающем снижении реальной заработной платы, то с 2018 г. ключевой тенденцией стало сближение динамики указанных показателей
18. Исходя из этого, можно говорить о тенденции улучшения сбалансированности социально-экономического развития и замедлении процессов инфляции в стране.

В процессе формирования социально-ориентированной рыночной экономики Россия пошла путем транзитивной модели, которая осуществлялась быстро, путем «шоковой терапии» и внедрения рыночных механизмов. Белорусский вариант перехода же подразумевает эволюционную модель с постепенной модернизацией рыночного механизма в направлении формирования цивилизованного рынка.

Следующая группа факторов политической системы представлена социальными процессами в обществе. Общество и его социальные институты претерпели существенные преобразования после распада СССР. На начальном этапе реформ были подорваны основы функционирования производственной сферы, с нарастающей скоростью все четче вырисовывались негативные очертания в общественном обустройстве. К наиболее ярким проявлениям переходного периода относятся нерегулируемая миграция, безработица, коррупция, рост уровня преступности, рост уровня смертности и т.д. Социальные процессы предстают как важнейшие детерминанты политического процесса в современном обществе, так как социальная сфера самая масштабная и ее индикативные показатели могут свидетельствовать о степени эффективности действующей политической системы. При большом населении именно выдвижение социальных лозунгов и акцентирование на социальных проблемах обеспечивают политикам или политическим партиям поддержку со стороны народных масс, особенно в период предвыборных кампаний.

Согласно последним статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, в 2019 г. объем денежных доходов населения увеличился на 5,8% по сравнению с 2018 г. Также и денежные расходы населения в 2019 г. составили 43224,6 млрд. рублей и увеличились на 6,1% по сравнению с предыдущим годом19. Уровень безработицы в России, который в конце лета обновил минимальное значение за всю историю наблюдений с 1991 г., составив 4,3%, к концу года вернулся на уровень 4,5%20. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в начале 2018 г. в стране уровень безработицы составлял 5,1%, а к концу года снизился до 4,8%. В целом же уровень фактической безработицы в стране снизился с 5,6% в 2017 г. до 4,8% в 2018 г21.

На основании вышеизложенного, мы можем говорить о том, что текущая социально-экономическая ситуация скорее укрепляет стабильность политической системы России. Показатели социально-экономического развития РФ, наряду с достигнутой макроэкономической стабильностью и относительной финансовой устойчивостью, дают возможность говорить о результативности проводимых системных преобразований. В отношении же Республики Беларусь, мы можем говорить о том, что ключевыми приоритетами социально-экономического развития страны выступают повышение конкурентоспособности и уровня национального инновационного развития, что также направлено на повышение уровня и качества жизни всего населения. За десятилетний период показатели социально-экономического развития России и Беларуси несколько противоречивы: с одной стороны, замедлен рост инвестиций в основной капитал, вырос показать внешнеторгового дефицита, но с другой стороны – экономическая ситуация в целом характеризуется ростом ВВП и реальным повышением уровня заработной платы. Тем не менее, мы можем говорить о том, что за
годы независимости и Россия, и Беларусь состоялись как суверенные государства с эффективно функционирующими институтами власти и довольно устойчивыми общественно-политическими системами.

За последние годы положение страны на международной арене характеризуется возрастанием нестабильности окружающей международной среды, политическим давлением со стороны Запада, поиском новых партнеров среди развивающихся стран. В связи с тем, что международная деятельность (в том числе внешнеэкономическая) названа в качестве приоритетов внешней и внутренней политики России и Беларуси в стратегических документах, то с такой позиции наибольшим интересом обладают их двусторонние отношения где основные факторы заключаются в формировании позиций стран в отношении друг друга.

2. Историко-культурные особенности России и Беларуси при формировании политических систем
Интерес к историко-культурной составляющей политических процессов и становления политической системы России и Беларуси продиктован характером современной российской государственности. В России, как стране переходного типа, историко-культурная тематика актуализируется и выходит на передний план, что во многом объясняется тем фактом, что без учета культурологических факторов не представляется возможным проведение адекватных времени политических реформ и трансформаций. К тому же на данный момент можно констатировать перманентный кризис общества, проявляющийся в существенной поляризации массового сознания – модель раскола стала популярной в 1990-х гг., согласно которым имеет место латентный конфликт между традиционными и инновационными ценностями, что во многом определяет развитие политико-общественной сферы22. Анализ политического развития Беларуси в первой половине 1990-х годов показывает, что, несмотря на наличие определенного заимствования западных институциональных механизмов государственного строительства, становление Республики Беларусь как суверенного государства не означало отрицание опыта государственного управления периода СССР23. Напротив, сохранение советской институциональной практики предопределило политическую трансформацию Беларуси.

Для разных слоев населения Беларуси мотивы процессов Перестройки и процессов демократизации в 1900-х гг. воспринимались по-разному. Культурная элита воспринимала демократизацию в качестве плюрализации и принятия либеральных ценностей. Часть общества, которая на фоне указанных процессов и смены прежних элит сумела повысить собственный статус, вступая в политико-экономические группировки, вступила в острую конкуренцию, в процессе которой интересы общества отступали на задний план. Для широких масс процессы демократизации были только первоначально связаны с политическими изменениями и духовной, культурной свободой, национально-культурным возрождением, восстановлением большинства исторических фактов. На фоне же углубления экономического кризиса 1990-х гг. национально-возрожденческая мотивация постепенно сменилась экономической. В данной связи в процессе постсоциалистической трансформации политической системы страны проявились некоторые трудности и противоречия: необходимость создания одновременно демократических политических условий наряду с рыночной конкурентоспособной экономикой; потребность в формировании дееспособной государственности, которая будет способна осуществлять реформирование; преодоление низкого уровня политической и правовой культуры.


В сравнении с Беларусью, в России же трансформация политической системы совпадала хронологически с экономическими реформами, сопровождавшимися более резким, нежели в Беларуси, падением жизненного уровня населения, а также существенным спадом экономического роста, соответственно признание демократии в РФ в период 1990-х гг. ставилось в зависимость от экономического благосостояния и общей преданности идеям рыночной экономики24. В период 1991-1999-х гг. официальная российская идеология декларировала принцип построения государства, свободного от каких-либо сверхценных идей, выходящих за пределы чисто утилитарных функций. Государство мыслилось как не связанное с какой-либо религией, политической программой или национальной идеей25.

Тема политической культуры и идеологии России актуализировалась в начале 2000-х гг., что было обусловлено очевидной неудачей демократического транзита предшествующего десятилетия и поиском нового, органичного пути развития. Как отмечает Л.Н. Шлык, политическая культура способна придавать интегрированность и целостность политической системе равно как общенациональная культура общественной жизни в целом. С подобной точки зрения основные ценности политической культуры обладают первостепенным значением для сохранения жизнеспособности и преемственности общественно-политической системы26.

С началом ХХІ в. невозможно не заметить наличия в структуре политической культуры России ряда противоположных векторов развития, что обуславливается наличием разных групп ценностей (коллективизм, индивидуализм, инновационность и инерционность, толерантность и национализм, радикализм и революционность). Все это дает возможность формулирования важной характеристики политической культуры в России – внутренней конфликтности и дезинтеграции. В Беларуси же в силу наличия в национальном менталитете такого элемента, как рациональный консерватизм, характерна ориентация не на радикальные, революционные, a на эволюционные, реформаторские преобразования общественных отношений. Данный фактор, в отличие от России, содействовал стабильному и устойчивому развитию белорусского общества в период преобразований, позволив избежать серьезных потрясений.

Исследование культурной составляющей в процессах модернизации и демократизации политической системы России сталкивается с некоторыми сложностями, ввиду того, что Россия исторически является многонациональной и многоконфессиональной страной, в отношении которой необходимо говорить о взаимосвязанной системе культур, что обуславливает большой уровень региональных аспектов при рассмотрении взаимодействия культуры и политики в стране. Вместе с тем, культурологическая составляющая может быть переменчивой в зависимости от того или иного региона. Как справедливо отмечает Е.В. Морозова, специфика регионализма России, в некоторой степени заключается в том, что данный процесс ни что иное, как проявление тенденции мирового общественного развития, но с другой стороны – это