Файл: 1 Социальноэкономические факторы, влияющие на эволюцию политических систем России и Беларуси.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы можем говорить о том, что для Беларуси характерен политический (гражданский) тип построения нации в постсоветский период, когда государственная политика исходит из общественных потребностей и направлена на формирование политической и гражданской национальной идентичности. Потенциал наднациональной идентичности советского народа сумел плавно трансформироваться в национальную идентичность белорусского и русского народов и в Беларуси, и в России, основанную на гражданском самосознании. Тем не менее, в отличие от Беларуси в России, сложилась более сложная этнополитическая система, обусловленная федеративным устройством, где проявляются тенденции к асимметрии этнической идентификации: с одной стороны, политические элиты стремятся к построению полиэтнического государства с множеством традиций и культурных идентичностей, государства-нации. В таких условиях крайне важна поддержка культурного разнообразия при одновременном сохранении единства. С другой же стороны, в самом обществе имеет место социальный отказ к этнонациональному развитию. В Беларуси формирование гражданско-политической идентичности происходит стабильно, и безболезненно воспринимается иноэтничными гражданами. В Беларуси причины междунациональных конфликтов видятся в неуважении и непринятии других народов и их культуры, тогда как в России основная причина прослеживается в экономических противоречиях.
5. Факторы взаимодействия России и Беларуси после распада СССР
Основа сотрудничества России и Беларуси заключается, прежде всего, в экономической интеграции. Одним из основных достижений взаимодействия рассматриваемых стран в межгосударственных отношениях, безусловно, стал Таможенный союз, идея которого достаточно продолжительное время обсуждалась Российской Федерацией. Всего, до идеи таможенного союза, существовало приблизительно шесть интеграционных инициатив, в рамках которых предполагалось участие Российской Федерации и Беларуси. Безрезультатность прилагаемых усилий России к созданию эффективной интеграционной группировки, в которую входило бы максимальное количество государств СНГ, а также понимание критической разнородности, существующей на постсоветском пространстве и существующих противоречий на межгосударственном уровне, определили необходимость полноценного перехода к формированию интеграционных группировок, однако, с ограниченным количеством участников. Выгодное положение ТС в сравнении с предыдущими идеями заключается в том, что предыдущие инициативы в среднесрочной перспективе оказывались либо малоэффективными, либо не вызывали должного интереса со стороны всех предполагаемых участников, либо в силу целого ряда факторов, оказывались провальными, как, к примеру, инициатива Союзного государства
49. В этих условиях, основная ставка была сделана на попытку интеграции Российской Федерации и Беларуси как самых очевидных, ближайших стратегических союзников, причем, как в политической, так и в экономической плоскости. Так, уже 6 сентября 1995 года, между Российской Федерацией и Беларусью было подписано Соглашение о таможенном союзе, а уже 21 февраля 1995 года, президентами Российской Федерации и Беларуси был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, сроком на 10 лет50. Позже, в апреле 1996 года, был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и Российской Федерации51, а годом позже, 2 апреля 1997 – Договор о Союзе Беларуси и России52. 25 декабря 1998 года – была подписана Декларация о дальнейшем единении Российской Федерации и Беларуси53, а 8 декабря 1999 года – Договор о создании Союзного государства54. Как видно, интеграционное сотрудничество между Российской Федерацией и Беларусью, в котором отдельно выделяется Соглашение о ТС между РФ и Беларусью55, является той основой, тем фундаментом, который сделал возможным строительство других перспективных проектов, одним из которых стал проект Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В мае 2012 года В.В. Путин последовательно продвигал идею важности ЕАЭС для РФ. Так, в тексте Указа «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ», отмечено: «Ключевым направлением внешней политики РФ является развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве СНГ, углубление евразийской интеграции в рамках ТС и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, создание к 1 января 2015 года ЕАЭС, открытого для присоединения других стран, прежде всего – членов ЕврАзЭС и СНГ, содействие международному позиционированию новых структур»56.

Функционирование Таможенного союза и подписание лидерами Российской Федерации, Беларуси и Казахстана в 2014 г. договора о создании Евразийского экономического союза57, наглядным образом продемонстрировали прогресс в стремлении укрепить свое взаимодействие в экономической, политической, гуманитарной плоскости и вывести данное сотрудничество на принципиально новый для всех участников уровень. Но относительно успешное развитие евразийской интеграции в рамках ЕАЭС не может быть целиком продуктивным в случае, если национальные интересы той или иной стороны, будут доминировать над общими интересами и целями интеграционного объединения. На этом фоне,

главной проблемой, по мнению экспертов, является тот факт, что на сегодняшний день ЕАЭС напоминает в большей степени не экономический, а политический союз, важнейшую, объединяющую роль в котором берёт на себя Россия58, ведь, к примеру, та же Беларусь и Казахстан в меньшей степени взаимодействуют между собой, нежели с РФ.

С другой стороны, как предполагает эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Т. Хрулева, каждая из сторон в любом случае отстаивает собственные интересы и «тянет одеяло» единого экономического пространства на себя, но, осознание того, что данное пространство – одно на всех, понимание этого фактора, рано или поздно, заставит участников ЕАЭС достигнуть стабильного и четкого понимания
59. На сегодняшний день, потенциал для преодоления всех существующих сложностей и разногласий у стран ЕАЭС, существует. Именно поэтому, главное препятствие, которое необходимо преодолеть как можно раньше – возможная недальновидность и игнорирование среднесрочных и долгосрочных перспектив ради краткосрочной выгоды.

Даже при действительно благоприятном исходе интеграции в рамках ЕАЭС, благоприятный эффект может наступить далеко не сразу. Так, Т. Бордачев, директор Центра комплексных европейских и международных исследований, уверен, что дальнейшая перспектива ЕАЭС во многом зависит от того, насколько эффективно смогут функционировать институты евразийской интеграции: «Вопрос заключается в том, смогут ли данные институты выводить существующие проблемные вопросы из сферы межгосударственных отношений. К примеру, насколько таможенный спор с Беларусью перестанет быть вопросом российско-белорусских отношений, а станет предметом непосредственного разбирательства в рамках евразийской интеграции»60.

Возвращаясь к вопросу непосредственной интеграции и взаимодействия сугубо России и Беларуси, отметим, что изначально полная реализация упомянутой концепции Союзного государства с 1999 г. предусматривала формирование уникального объединения для постсоветского пространства, где бы сочетались признаки государства и международной организации (единое экономическое пространство, общий Конститционный акт, союзное правительство, судебная система, наднациональный бюджет и пр.). Однако за 20 лет реализовать удалось лишь развитие экономической интеграции (4 млрд. долл. инвестиций в Беларусь со стороны России и около 600 млн. долл. инвестиций из Беларуси в РФ, торговый оборот по итогам 2019 г. составил более 34 млрд. долл.), тогда как в политической сфере интеграция практически заморожена.

Также важной сферой двустороннего сотрудничества является военное и военно-техническое. За годы существования Союзного государства Беларусь остается единственным крепким союзником России на западном направлении и для РФ Беларусь имеет ключевой значение в стратегическом и тактическом отношении, так как, по сути, она выполняет роль фор-поста на западном рубеже
61. Помимо этого, исходя из обязательств в рамках ОДКБ62 оба государства, в случае необходимости, должны отражать направленную на них агрессию. В феврале 2018 г. на заседании Совета безопасности Республики Беларусь А. Лукашенко подчеркнул, что страны-участницы ОДКБ должны укреплять вооруженные силы, хотя в случае необходимости главная роль по защите общего пространства стран-участниц ОДКБ все равно ляжет на Россию63.

Военный союз России и Белоруссии регламентируется большим количеством двусторонних и многосторонних документов, однако основополагающие принципы его функционирования зафиксированы в уже упомянутом ранее Договоре о создании Союзного государства, согласно которому оба государства должны разрабатывать и размещать совместный оборонный заказ, объединить систему технического обеспечения вооруженных сил, осуществлять совместную оборонную политику, координировать деятельность в области военного строительства, а также взаимодействовать по пограничным вопросам64.

Также детальные принципы взаимодействия стран в военной области излагаются в Договоре о военном сотрудничестве, содержащем положения об исключительном оборонительном характере совместной российско-белорусской военной доктрины. Согласно казанному документу страны договорились насчет формирования региональной системы безопасности, которая включает общую систему ПФО и региональную группировку войск. Соответственно, прогресс достигнут и в сфере безопасности, социальной сфере: функционирование единой региональной системы ПВО между РФ и Беларусью, которая долгое время была предметом переговоров, начавшихся еще в 2006 г. Соглашение о создании единой системы было подписано спустя в 2009 году65, а единая цифровая система управления силами противовоздушной обороны была введена в 2012 г.

Также важной составляющей военного сотрудничеств РФ и Беларуси является сотрудничество в отношении оборонно-промышленного комплекса в рамках Союзного государства. Отметим, что белорусский ВПК ориентируется на потребности России и стран постсоветского пространства. В период СССР белорусские предприятия являлись главными поставщиками комплектующих для большей части оборонных заводов России, эта тенденция сохранилась и после распада СССР, несмотря на сокращение роли РФ в доле белорусского ВПК.