Файл: Профессиональная ориентация подростков в условиях дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общеобразовательных программ.

Осуществление мероприятий плана позволит:

  1. повысить качество и доступность дополнительного воспитания для каждого ребенка;

  2. обновить содержание дополнительного воспитания детей в согласовании с их интересами, нуждами семьи и сообщества;

  3. усовершенствовать инфраструктуру дополнительного воспитания детей;

  4. развить профессиональный потенциал системы дополнительного

воспитания детей;

  1. усовершенствовать нормативно-правовую базу с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного воспитания;

  2. образовать успешную межведомственную систему управления развитием дополнительного воспитания детей;

  3. создать условия для участия семьи и населения в управлении развитием системы дополнительного воспитания детей.

В настоящее время возможность получения дополнительного образования гарантируется муниципальными (государственными) организациями разной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и остальные), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и персональными предпринимателями.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ нацелено на:

  1. создание нужных критерий для личного становления учащихся, положительной социализации и профопределения;

  2. удовлетворение личных потребностей учащихся в интеллектуальном, эстетическом, высоконравственном развитии, а также в занятиях физкультурой и спортом, научно-техническим творчеством;

  3. создание и формирование креативных возможностей учащихся, выявление, формирование и помощь в профессиональном выборе учащихся;

  4. обеспечение религиозно высоконравственного, гражданского, патриотического, трудового обучения учащихся;

  5. создание культуры здорового и безопасного вида жизни, улучшение здоровья учащихся;

  6. подготовку спортивного резерва и спортсменов высочайшего класса в соответствии с федеральными эталонами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными способностями, детей- инвалидов.


Таким образом, рассматривая состояние системы дополнительного образования в России, стоит выделить один главный и существенный плюс – бесплатность. Благодаря такому свойству государственного дополнительного образования интерес детей и их родителей повышается, за счет чего появляются новые интересы и пути развития личности. Дополнительное образование является трамплином к новой профессиональной жизни, так как именно в юношеские годы у ребенка возникает процесс формирования и представления его дальнейшей жизни в обществе.



    1. Развитие познавательных интересов школьников в условиях профессионально-ориентационной деятельности



Рассматривая познавательные интересы школьников и их влияние на профессиональное самоопределение, автор провела опрос среди учеников МБОУ СОШ с. Бичевая об их самоопределении и выборе будущей профессии. В качестве опрашиваемых выступили ученики старших классов, а именно 9-11. Всего было опрошено 61 человек, подробное распределение респондентов по классам представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Количество респондентов на класс


9 класс

10 класс

11 класс

22 человека

18 человек

21 человек


Для начала было решено выявить, сколько человек определились с профессией. Был проведен устный опрос, показавший, что большинство респондентов уже определились с профессией, только 11 человек не выявили
область, в которой хотят развиваться. Стоит отметить, что 9 человек обучаются еще в 9 классе, а 2 в 10. Таким образом, большинство не определившихся с выбором профессии это ученики 9 класса. Еще один

Очень важный фактор – все учащиеся 11 класса уже выбрали свою профессиональную область.

Согласно разработанному тесту (Приложение 1) учащиеся отвечали на такие важные вопросы, как:

      1. Определились ли Вы с профессиональной областью будущей деятельности?

      2. Если да, то кто Вам помог сделать выбор?

      3. Что для Вас наиболее важно при выборе будущей профессиональной деятельности?

Из проведенного опроса, были выявлены данные, представленные

ниже.





Рисунок 3. Участие окружающих в выборе профессиональной деятельности (чел.)
Из рисунка 3 следует, что наибольшее воздействие на выбор профессиональной деятельности происходит именно в семье, так ответило 38 человек. На втором месте 12 человек, которые сделали выбор самостоятельно, 7 человек ответило, что выбор им помогли сделать друзья, и только троим в определении профессиональной деятельности помогла школа.

Таким образом, на сегодняшний день, согласно ответам учащихся старших классов, было выявлено, что социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодёжи развита слабо, что является большим минусом.


Рисунок 4. Работа школы с учениками по профориентации
Из рисунка 4 следует, что
работа педагогов с учащимися по их профессиональному самоопределению в школе проводится, в том числе на внеклассных уроках и занятиях дополнительного образования. Согласно ответам, 43 ученика посещают лекции о профориентации, 18 – нет. Важным фактором является то, что все 18 человек – это ученики 10 класса. Также следует отметить, что педагоги ведут беседы с учащимися об их выборе, так как большинство, а именно 48 человек ответили «да».

Таким образом, в школах проводится работа педагогов с детьми, но отрицательным фактором является то, что она направлена на выпускные классы, а именно 9 и 11, но стоит учесть и то, что учащиеся 10 класса тоже нуждаются в помощи.

Также для определения того, на чем основывается выбор учащихся, был задан вопрос о том, что наиболее важно при выборе профессиональной деятельности. Результаты опроса представлены на рисунке 5.


Рисунок 5. Основной критерий выбора работы
Из данного рисунка следует, что для сегодняшней молодежи наиболее важным фактором выбора профессиональной деятельности является заработная плата, на втором месте престиж и на третьем интересная работа.

Итогом проведенного тестирования является то, что, во-первых, самым важным критерием, который рассматривается при выборе профессиональной деятельности, является заработная плата и сопутствующие блага при осуществлении профессиональной деятельности. Но почему-то многие забывают о том, что высокая зарплата зависит от
нескольких факторов: нужно хорошо себя проявить и зарекомендовать, иметь соответствующие профессиональные навыки, опыт и желания работать.

Во-вторых, многих подстерегает ложное восприятие ситуации по отношению к престижности профессиональной деятельности. Для того, чтобы занять престижную должность, нужно быть высококлассным специалистом, который своими знаниями и опытом заслужил эту должность. При этом необходимо обладать определенным складом мышления и соответствующими качествами характера.

В-третьих, при выборе будущей профессиональной деятельности нужно опираться на свои личные интересы, глубинные склонности и таланты, а согласно данному пути следует только лишь 4 человека из 61.

Так как выбранная профессиональная деятельность должна основываться на интересах, чтобы работа была не в тягость и приносила удовольствие, нами был предложен тест на профориентацию по методике академика Е.А. Климова (Приложение 2). Многие педагоги дополнительно образования используют подобные тесты в своей работе.

В данном тесте рассматривается человек с 5 разных точек зрения:

  1. человек природа. Сюда входят виды профессиональной деятельности, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессиональной деятельности, относящиеся к разряду естественных наук;

  2. человек техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, еѐ использованием или конструированием, например, профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п;

  3. человек человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей, например, политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право;

  4. человек знаковая система. В эту группу включены виды профессиональной деятельности, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.;

  5. человек художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство [5.7., с.56].