Файл: Вопросы к экзамену. Понятие административного права, предмет, метод, принципы. Система административного права в системе отраслей права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену.

  1. Понятие административного права, предмет, метод, принципы. Система административного права в системе отраслей права.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц, по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Предметом административного права является отношения по управлению органами гос. исполнительной власти, физ. юр. лицами в различных сферах общественной жизни, а также внутриаппаратные управленческие отношения. (эл-ты предмета а/п: 1.отношения по управлению органами исполнительной власти и физ., юр. лицами; 2. Внутриаппаратные отношения между органами государств. 3.охранительные отношения судопроизводства, отношения по привлечению к адм-й ответственнойти.)

Методы:

Императивный, административный метод предписаний, указаний

Диспозитивный метод

(Используя административно-императивный метод, административное право:

исчерпывающим образом определяет права и обязанности участников регулируемых ими отношений, а также порядок реализации этих прав и обязанностей;

- в качестве основных средств властного воздействия административно-публичных органов на поведение других участников административных правоотношений предусматривает использование таких средств, как издание обязательных для исполнения правовых актов, выдача обязательных для исполнения предписаний и указаний, совершение властно-распорядительных действий, применение мер административного принуждения;

- предоставляет возможность административно-публичным органам в ходе осуществления ими деятельности во многих случаях самим, по собственной инициативе, принимать те или иные властные решения, совершать властные действия в отношении физических лиц и организаций, в том числе не подчиненных им организационно.

Используя административно-диспозитивный метод, административное право:

предоставляет участникам соответствующих регулируемых ими

общественных отношений право выбирать по своему усмотрению указанные в этих нормах альтернативные варианты поведения;

- предусматривает возможность решения отдельных вопросов, возникающих в сфере осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, не посредством издания обязательных для исполнения правовых актов и совершения властно-распорядительных действий,
а путем применения таких средств, как согласование и координация действий участников соответствующих правоотношений;

допускает регулирование отношений юридически оформленного неравенства сторон, заключение между участниками этих отношений так называемых административных договоров (соглашений).)

Принципы:

  • Законность;

  • Эффективность (больший результат с меньшими затратами);

  • Гуманизм;

  • Федерализм (союз с элементами, обладающими самостоятельностью)

  • Принцип взаимной ответственности государства и личности;

Система административного права в системе отраслей права.

1) определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;

2) регулируют правовые формы и методы административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

3) устанавливает административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

4) определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права.

В целом общий: роль административного права в системе отраслей права сводится к тому, что оно юридически обеспечивает и сопровождает властную деятельность публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридически обеспечивает реальное действие этих норм.

  1. История становления и развития административного права.





Истоками возникновения административного права до 1922 г. служили камеральное право, полицейское право, государственное право. камеральное право — право, которым регулировалось дворцовое хозяйство (пока казна монарха и казна государства не были разделены). После обособления монаршей и государственной казны регулирование камерального права было представлено

двумя элементами: дворцовым хозяйством и государственным хозяйством. Камеральное право выступало комплексным (универсальным) правовым образованием, предметом регулирования которого выступали отношения

, возникавшие в разлных сферах: финансов, экономики, хозяйственной, управления и др.

Полицейское право, выделившись из камерального права, на первых этапах в качестве объекта своего интереса воспринимало все внутреннее управление. Затем был предложен новый взгляд на содержание полицейского права, согласно которому в качестве предмета его регулирования воспринимались только общественные отношения по защите об-

щества от опасностей. Полицейское право становится охранительным правом. Политико-правовые отношения перестают восприниматься как объект полицейско-правового регулирования. Как отмечает Ю.Н. Старилов содействие благосостоянию общества не должно было быть делом полиции, как это считалось ранее1.

Новый взгляд на содержание предмета регулирования полицейского права стал предпосылкой, трансформации его в административное право. Такая необходимость возникла в связи с тем, что полицейское право перестало обслуживать комплекс управленческих отношений. Напрашивалось новое понятие, которое охватывало бы и охранительные, и позитивные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Для реализации этой задачи возникла необходимость востребовать административное право.

Перерождение полицейского права в административное способствовало возникновению теории разделения власти и развитию идей правового государства. Выделение исполнительной власти как элемента государственной власти послужило предпосылкой появления качественно новой сферы, в пределах которой возникают отношения, регулируемые нормами административного права. Это сфера функционирования исполнительной власти. Теория разделения власти стала предпосылкой материализации административного права.



  1. Понятие и сущность государственного управления.

В юридической науке сфера общественных отношений, составляющих предмет административного права, обозначается латинским термином administratio (управление). В центре внимания находятся отношения, которые возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственного управления.

Государственное управление - это один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной власти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.


(деятельность государства или других субъектов гос (публ.) власти, которое усуществляется вне границ законодательства и правосудия. Опора на силу гос власти, всеобщность, системность.)

Выделяют два элемента этой деятельности, позволяющие получить ответ на вопрос о целях (исполнение) и средствах достижения (распоряжение). С одной стороны государственное управление носит исполнительный характер, а с другой — юридически властный (распорядительный) характер.

Исполнительная деятельность — это деятельность, предусматривающая подчинение объекта управленческих отношений их субъекту. Управленческие отношения — это отношения субординационные, властно-организационные и распорядительные.

Распорядительный характер государственного управления предопределяется природой исполнительней власти, поскольку без необходимых государственно-властных (распорядительных) полномочий невозможно обеспечить исполнение законов.

Государственное управление представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены. Следовательно, государственное управление является исполнительно-распорядительной деятельностью.

Функции :

  • Информирование;

  • Прогнозирование и регулирование развития системы ГУ;

  • Планирование (определение направлений, пропорций, темпов развития);

  • Организация (распределение обязательных сроков, направлений деятельности);

  • Распорядительство;

  • Руководство;

  • Контроль;

  • Учет.



  1. Понятие структура, основные черты и виды административных правонарушений.

Административно-правовое отношение (административное правоотношение) - общественное отношение, возникающее в административно-правовой сфере и урегулированное нормами административного права.

Внутренняя структура административного правоотношения:

1) объект административного правоотношения; (Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административное правонарушение непосредственно причиняет ущерб)

2) субъекты административного правоотношения; (Субъект правонарушения - это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность.)

3) содержание административного правоотношения.

Особенности (основные черты) административных правоотношений:


- возникают только в сфере административно-распорядительной и (или) административно-охранительной деятельности государства;

- представляют собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права;

- возникают и реализуются с непосредственным участием в них административно-публичных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором);

- могут возникать как по инициативе административно-публичных органов, так и по инициативе иных невластвующих субъектов административного права, однако право разрешения вопроса, по поводу которого возникло соответствующее правоотношение, всегда принадлежит указанному органу, наделенному для этого необходимыми публично-властными полномочиями;

- с одной стороны, являются организационно-распорядительными (в рамках данных отношений устанавливается взаимосвязь и согласованность частных и публичных прав, законных интересов), с другой - охранительными (в рамках таких отношений обеспечиваются охрана и защита частных и публичных прав, законных интересов);

- в данных отношениях в различной степени и объемах проявляется соотношение частных и публичных прав, законных интересов;

- споры между участниками административных правоотношений разрешаются в административном (досудебном) или судебном порядке.

Фактические основания возникновения, изменения и прекращения

административных правоотношений:

1) юридические действия (бездействие) в административно-право-вой сфере;

2) юридические события в административно-правовой сфере.

Виды юридических фактов:

• по форме - положительные (позитивные), отрицательные (негативные);

• соответствию нормам права - правомерные, неправомерные;

• длительности правового явления - одномоментные, длящиеся;

Виды административных правоотношений:

1) в зависимости от особенностей юридического содержания - административно-распорядительные и административно-охранительные отношения;

2) в зависимости от субъектного состава - отношения с обязательным участием административно-публичных органов (отношения публичного администрирования); отношения, возникающие без непосредственного участия административно-публичных органов, но под их контролем (отношения публичного взаимодействия граждан и организаций);

3) в зависимости от характера организационно-правовой связи между участниками - вертикальные и горизонтальные отношения;