Файл: Вопросы к экзамену. Понятие административного права, предмет, метод, принципы. Система административного права в системе отраслей права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) в зависимости от внешних границ осуществления административно-распорядительной и (или) административно-охранительной деятельности государства - организационно-учредительные, организационно-служебные, организационно-межведомственные, внешневластные или административно-публичные отношения.

  1. Понятие и виды субъектов административных правонарушений.

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

(Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.)

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица.

(В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяй- ственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.)

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

  1. Органы исполнительной власти как субъекты административных правовых отношений: понятие и признаки.

Субъект административного права— это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.


Органы исполнительной власти занимают особое место в системе субъектов административного права, поскольку в большинстве административно-правовых отношений эти органы или действующие от их имени должностные лица являются стороной, наделенной государственно-властными полномочиями.

Субъекты административного права:

  1. Индивидуальные( граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства)

  2. Коллективные( государственные-(органы исполнительной власти, гос предприятия и учреждения, структурные подразделения органов гос власти) негосударственные(трудрвые коллективы, органы местного самоуправления)

Государственные органы выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством (органы государства, государственные предприятия и учреждения).

Орган исполнительной власти— это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. К признакам органа исполнительной власти также относятся следующие: орган исполнительной власти наделен правом издавать правовые акты управления (как нормативного характера так и правоприменительные); действует такой орган на основании положения; имеет собственную компетенцию (совокупность прав и обязанностей).

органы исполнительной власти как субъекты административного права обладают рядом характерных признаков, выделяющих их в административно-правовой сфере.

Административно-правовой целью создания и функционирования органов исполнительной власти является необходимость беспрепятственного и согласованного исполнения законодательных норм федерального и регионального законодательства юридическими и физическими лицами, государственными и местными органами самоуправления.

Административно-правовые функции органов исполнительной власти заключаются в исполнении ряда задач, направленных на осуществление специфических видов административной деятельности.

Задачи органов исполнительной власти

К административно-правовом задачам относятся:



-Установление порядка действий, предусмотренных административно-правовым законодательством и необходимых к соблюдению в советующих условиях всеми физическими и юридическими лицам, органами государственного и местного самоуправления и их должностными лицами. Несоблюдение порядка предполагает юридические последствия, предусмотренные данными правовыми нормами.

-Запрещение под страхом применения юридических санкций, например, дисциплинарной или административной ответственности, выполнение определенных действий.

-Регулирование поведения должностных лиц.

-Предоставление лицам, реализующим своё субъективное право, возможность действовать по собственному усмотрению. Другими словами, человек в определённых условиях получает право выбора совершать или не совершать действия, предусмотренные нормой административного права.

-Предоставление официальной оценки наиболее значимых общественных отношений, урегулированных административными, налоговыми и иными нормами федерального законодательства, представленных в виде одобрений, разрешений или иных форм признания.

-Разрешение споров в сфере административного права по обращениям физических и юридических лиц.

-Выявление и устранение нарушений в сфере административного права, а также правонарушений, формально не являющихся административными, но влекущими за собой возникновение нарушений налоговых, бюджетных, банковских и т. п., которые фактически являются административными.

-Обеспечение в определённых ситуациях процессуального равенства сторон при регулировании отношений.

-Противодействие всевозможным административно-правовым казусам, вызванным причинами природного, техногенного и иного рода.

Главным направлением деятельности органов исполнительной власти в сфере административного права является достижение баланса законных интересов, а также публичных и частных административных прав участников правоотношений. Благодаря решениям и действиям органов исполнительной власти, с одной стороны происходит интеграция публичных и частных прав органов государственного и местного самоуправления и их должностных лиц, а также физических и юридических субъектов, с другой – обеспечивается защищённость законных интересов участников административных правоотношений. С целью обеспечения процесса интеграции частных и публичных прав органы исполнительной власти принимают распорядительные решения, с целью обеспечения законных интересов участников административных правоотношений органы исполнительной власти принимают соответствующие охранительные решения и действия.


Органы исполнительной власти, действуя в сфере административного права, оказывают юридически властное односторонне направленное воздействие на поведение физических и юридических лиц, не входящих в систему публичной власти, а также иных субъектов, являющихся представителями публичной власти: органов государственного и местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и местных организаций и учреждений. В зависимости от особенностей юридических взаимоотношений, возникающих между субъектами публичной власти и органами исполнительной власти, последние осуществляют либо внешневластную (административно-публичную), либо внутриорганизационную и внутрисистемную (административно-служебную) деятельность.

  1. Система органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – это организационно и функционально обособленные элементы системы государственных органов, формируемые для непосредственного и повседневного осуществления функций государственного управления и наделенные в этих целях государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.

В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

ОИВ – это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в непосредственном исполнении ими требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность выражается в принятии ими мер путем издания собственных актов и в обеспечении их выполнения подчиненными им органами и организациями. Деятельность органов исполнительной власти является подзаконной.

Виды ОИВ.

-В соответствии с федеративным устройством РФ: федеральные и субъектов РФ

-По организационно-правовым формам: правительства, советы министров, министерства, службы, агентства, администрации, департаменты, комитеты, управления, инспекции, отделы

-По характеру компетенции: общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными отраслями. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ.


По порядку разрешения вопросов: коллегиальные и единоначальные

Основные принципы построения системы ОИВ:

федерализма,

сочетания централизации и децентрализации,

законности.

Согласно Конституции РФ, в систему ФОИВ входят Правительство РФ, министерства и иные ФОИВ.

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, возглавляющий единую систему исполнительной власти в России. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

ФКЗ закрепляет полномочия Правительства в сфере экономики, в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в сфере внешней политики и международных отношений.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;