Файл: Вопросы к экзамену. Понятие административного права, предмет, метод, принципы. Система административного права в системе отраслей права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

8.органы исполнительной власти в сфере ВЭД.

В управлении ВЭД наибольшее значение имеют следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Правительство во внешнеэкономической сфере выполняет следующие функции:

-проводит в стране единую ВЭП, осуществляет разработку соответствующих программ;

-участвует в организации и проведении международных переговоров;

-в формировании экспортного и импортного режимов;

-осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

-регулирует величины ставок таможенного тарифа;

-принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

-разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президенте РФ.

В управлении ВЭД наибольшее значение имеют следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ и др..


На Министерство экономического развития возложена координация и регулирование ВЭД как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли.

(Основными задачами Минэкономразвития России в области регулирования ВЭД являются:

  • разработка предложений по государственной ВЭП РФ и ее реализация, осуществление государственного регулирования ВЭД;

  • участие в реализации государственной стратегии и разработка мер по предотвращению угрозы экономической и продовольственной безопасности РФ, а также мер по защите экономических интересов, ее субъектов, российских участников ВЭД, отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках;

  • обеспечение благоприятных условий для доступа и увеличения объемов экспорта российских товаров и услуг на внешний рынок, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику;

  • координация и контроль внешнеторговой деятельности по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

  • разработка предложений о заключении международных договоров РФ по вопросам внешнеэкономических связей, обеспечение выполнения обязательств российской стороны по этим договорам и осуществление вытекающих из них прав российской стороны, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств;

  • содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами;

  • разработка предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля и ее реализации и многое другое.)

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

В части ВЭД в функции Минфина входит:

  • внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин;

  • регулирование системы налогообложения, в том числе и при осуществлении ВЭД;

  • осуществление сотрудничества с международными финансовыми организациями;

  • подготовка предложений по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами и пр.

Федеральная налоговая служба РФ – осуществляет:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов участниками ВЭД;

  • учет налогоплательщиков;

  • участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

  • валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству РФ;

  • разработку предложений по совершенствованию налоговой политики, развитию налогового законодательства и пр.


ВЭД банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках, выдает лицензии на осуществление ком.банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных ф/кр учреждений на территории РФ. Кроме того, ЦБ РФ управляет золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств.

Федеральная таможенная служба – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС, совместно с таможенными органами (РТУ , таможни) выполняет следующие основные функции( определены статьей 403 ТК РФ):

  • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы России;

  • обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещающимся через таможенную границу РФ;

  • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

  • осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

  • обеспечивают соблюдение установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами ВФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещающихся через таможенную границу РФ;

  • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

  • обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело;

  • осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

  • выполняет другие функции в организации таможенного дела в России.

9.Физические лица как субъекты административно-правовых отношений.

1.Субъект административного права –это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.


Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности егоправовой статус.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.

Административно-правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей.

В этой связи в содержание административно-правового статуса, кроме прав и обязанностей личности, включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

10. юридические лица как субъекты административно-правовых отношений.

См. вопрос 9. Понятие субьект

Административная правосубъектность включает в себя:

- административную правоспособность - установленную и гарантированную государством возможность субъекта иметь права и нести обязанности в сфере государственного управления. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и сохраняется до конца жизни, не зависит от состояния физического и психического здоровья. Административная правоспособность у коллективных субъектов возникает с момента их создания и продолжается до упразднения;


- административная дееспособность - возможность субъекта административного права своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности, реализовывать их в рамках конкретных правонарушений и нести административную ответственность. Административная дееспособность у индивидуальных субъектов возникает с наступлением определенного возраста (полная - с 18 лет, ограниченная - с 16 лет), зависит от состояния их психического здоровья, способности отдавать отчет в своих действиях. У коллективных субъектов административная дееспособность возникает и прекращается одновременно с административной правоспособностью

Юридическим лицом называется самостоятельный носитель гражданских прав и обязанностей. Таким лицом может выступать учреждение, предприятие, организация или другая подобная структура, зарегистрированная в установленном законом порядке, как коммерческая, так и некоммерческая. Юридическое лицо имеет в собственности, управлении или хозяйственном ведении имущество. Оно может приобретать имущественные и неимущественные права, осуществлять их, отвечать имуществом по обязательствам. Юридическое лицо несет определенные обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие согласно цели деятельности этих лиц извлечение прибыли и распределение между участниками или другие цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательством только в рамках достижения уставных целей, однако в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса распределять полученную прибыль между участниками они не имеют права.

Административно-правовой статус юридических лиц - совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в ГК, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).