Файл: Педагогическим Советом Директор гбоу школы 17 Образовательного учреждения Сандеева С. В. протокол от Приказ от Индивидуальная рабочая программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс 417-55-60

ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим Советом Директор ГБОУ школы № 17

Образовательного учреждения ­­­­­­­­­­­­­­­­_________________Сандеева С.В.
Протокол № ________от______ Приказ №_______от______


Индивидуальная рабочая программа

Предмет: Математические представления и конструирование

Вид программы: АООП ОО с ОВЗ с ТМНР

Ученика: Кудрявцева Алексея

Класс: 11 В


Учитель: Пузина Е. В.

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

  1. Цель с учетом специфики реализации учебного предмета.

Основной целью обучения по данному предмету является формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации. 

  1. Описание места предмета в учебном плане.




Предметная

область

Название

предмета

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Математика

Математические представления и конструирование

Часы обязательной нагрузки

Часы самостоятельной работы

Часы обязательной нагрузки

Часы

самостоятельной

работы

1

2

34

68


В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.

  1. Планируемые результаты




Образовательные

Уровень результатов




минимальный

достаточный

Личностные

-Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-формирование уважительного отношения к окружающим;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

-Формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные

-Совместно с учителем конструирует из палочек, элементов детских строительных наборов, конструктора, плоскостных элементов фигуры по образцу; -рассматривает иллюстрации, альбомы, фотографии и др. о строительстве зданий;

-узнает монеты достоинством 1,2, 5 рублей.

-с помощью учителя изменяет положение частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед и т.п.) по образцу, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях).

-с помощью учителя осуществляет манипуляторные действия с предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.

-с помощью учителя принимает участие в предметно-игровой деятельности с элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.

-имеет представление о назначении часов.



-С небольшой помощью учителя и самостоятельно конструирует из палочек, элементов детских строительных наборов, конструктора плоскостные и пространственные фигуры по образцу, по словесной инструкции.

-выполняет действия с монетами достоинством 1,2,5 рублей (различение, набор и размен монет).

-с помощью учителя изменяет положение частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и др.) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использует вербальные и невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.

-с помощью педагога использует часы в реальной жизни.

-показывает стрелки часов, называет и показывает время от 1 до 9 часов на часахпереводит стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулирует время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполняет практические действия за определенное время (до 5 минут).

-с помощью учителя решает арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах девяти, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах девяти, увеличивает и уменьшает каждое число на 1.




4.Материально-техническое обеспечение. (с указанием УМК, электронных образовательных ресурсов, материально-технических средств.)


УМК

Электронные ресурсы

Материально-технические средства

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480с

1.http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html

2.http://www.detskiy-mir.net/

3.Электронный журнал Экстернат.РФ

4.Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/

5.Журнал "Здоровье школьника" http://www.za-partoi.ru/


Пазлы;

мозаики;

игрушки разных размеров;

счетные палочки;

блоки Дьенеша;

картины с изображением разных времен года и суток;

карточки (по формированию пространственных представлений);

пиктограммы с изображением режимных моментов и др.;

конструкторы;

детские строительные наборы;

кубики;

цифры и знаки арифметических действий;

разнообразный счетный материал.

Содержание курса

Название раздела

Содержание раздела

Конструирование


Конструирование фигур, игрушек (транспортных средств, мебели и.т.д.) из палочек и различных конструкторов. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок.

Количественные представления


Знакомство с числами и цифрами первого десятка. Счет различно расположенных объектов с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

Развитие понимания отношений между числами натурального ряда.

Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы.

Различные упражнения с цифрами.

Представления о форме


Выкладывание из природного материала, рисование, лепка плоскостных и пространственных фигур, линий. Знакомство с ломаной линией. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам.

Представление о величине


Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины.

Игры и упражнения, направленные на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины. Закрепление измерительных навыков.

Пространственные представления


Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве. Упражнения и игры, направленные на формирование и развитие топологических представлений. Изготовление диорам на темы сезонных явлений, сказочные сюжеты, по бытовым ситуациям.

Временные представления


Использование часов в реальной бытовой жизни. Работа с календарями природы и погоды.


Календарно-тематическое планирование. Обязательная нагрузка.



п./п.

Название

раздела

Дата

план

Дата

коррек.

Кол-во часов выделенных на тему

Тема урока

Содержание видов

учебной деятельности

Планируемые

результаты

(на раздел)

Виды

и формы

контроля

1

Конструирование







1

Конструирование фигур из палочек по образцу.

Беседа. Дидактические игры. Практические упражнения.

Личностные.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Предметные.

С помощью педагога конструирует по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов, конструирует из палочек по образцу и по словесной инструкции.

Наблюдения.

Анализ выполненных работ

2







1

Конструирование из палочек по образцу и по словесной инструкции.

Беседа. Дидактические игры.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

3







1

Строим дом.

Беседа. работа с картинками. Практические упражнения с детским «архитектурным набором».

Наблюдения.

Анализ выполненных работ

4

Количественные представления







1

Упражнения в узнавании цифр (10 -12)

Упражнения в узнавании цифр в правильном и перевернутом расположении.

Личностные.

Формирование положительного отношения к процессу познания, создавать предпосылки для применения элементарных правил делового сотрудничества.

Предметные.

С помощью учителя соотносить число с количеством, обозначать его цифрой;

пересчитывать предметы в доступных пределах;

рисовать цифры по трафаретам, опорным точкам.

Наблюдения.

Анализ выполненных работ

5







1

Знакомство с числом и цифрой 13.

Упражнения и задания на соотнесение числа с количеством предметов, написание цифры.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

6







1

Рисование цифр по опорным точкам, самостоятельно.

Упражнения на узнавание цифр среди других изображений, в правильном и перевернутом расположении. Практические упражнения.

Выполнение задания с опорой на пошаговую инструкцию и образец

7

Представления о форме







1

Классификация, сериация фигур по одному и двум признакам.

Беседа. Сериация и классификация фигур по 1-2 признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объемных фигур для конструирования.

Личностные.

Формирование навыка элементарного анализа своей деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные.

С помощью педагога определять форму знакомых предметов;

осуществлять классификацию, сериацию фигур по 1-2 признакам.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

8







1

Упражнения с сюжетными разрезными картинками.

Беседа. Складывание сюжетной картинки из 10-12 частей.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

9

Количественные представления







1

Арифметические задачи-драматизации и задачи-иллюстрации.

Беседа. Дидактические игры. Составление и решение арифметических задач-драматизаций с использованием изготовленного ранее счетного материала (вылепленные овощи, ягоды и др.).

Личностные.

Создание предпосылок для развития навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Предметные.

С помощью учителя обозначать арифметические действия знаками,

решать элементарные задачи с опорой на наглядный материал,

решать практические задачи с использованием денег в процессе игры.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

10







1

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

Беседа. Организация сюжетно-дидактической игры с использованием изготовленных ранее предметов (вылепленная посуда, овощи и др.)

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

11

Представления о величине







1

Сюжетно-дидактическая игра «Азбука дорожного движения»

Беседа. Организация сюжетно-дидактической игры с использованием изготовленных ранее предметов (транспорт из конструктора и др.). Закрепление в ходе игры представлений «близко - далеко», «выше - ниже», «спереди – сзади».

Личностные.

Проявляет интерес к учебе, испытывает потребность в новых знаниях; проявляет усидчивость на уроке.

Предметные.

С помощью учителя находит и называет (показывает) объекты разной величины и их изображения;

создать условия для формирования умения рисовать, раскрашивать, штриховать изображения объектов разной величины.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

12







1

Раскрашивание, штриховка изображений различной величины.

Работа с картинками. Дидактические игры. Практические упражнения.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

13

Пространственные представления.







1

Игры на ориентировку в трехмерном пространстве по словесной инструкции.

Беседа. Работа с карточками и пиктограммами. Организация игры на ориентировку в трехмерном пространстве с использованием пространственной терминологии.

Личностные.

Формирование положительного отношения к учению; умения на доступном уровне оценивать свою деятельность.

Предметные.

С помощью педагога ориентироваться в пространстве, на плоскости;

понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

14







1

Игры на ориентировку в трехмерном пространстве по элементарному плану-схеме.

Беседа. Работа с карточками и пиктограммами. Организация игры на ориентировку в трехмерном пространстве с использованием пространственной терминологии, с помощью плана-схемы.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

15

Временные представления







1

Использование часов в реальной бытовой жизни.

Виды часов. Назначение. Рассматривание картинок с различными часами. Игры в определении времени по электронным часам.

Личностные.

Формирование положительного отношения к учению; умения на доступном уровне оценивать свою деятельность.

Предметные.

С помощью учителя различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

Практическая работа ученика под контролем учителя. Беседа по изученной теме с использованием пиктограмм.

16







1

Измерение времени по часам.

Формирование умения определять время по часам (от 1 до 8ч., с точностью до часа)

Практическая работа ученика под контролем учителя. Беседа по изученной теме с использованием пиктограмм.

17

Конструирование







1

Конструирование из строительных материалов

Создание вместе с учащимся построек по схемам, моделям, фотографиям, по заданным учителем условиям конструирования

Личностные.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Предметные.

С помощью учителя отвечать на вопросы при рассматривании сюжетных картин с использованием всех доступных способов коммуникации; собирать простые постройки из конструктора по образцу, по инструкции, самостоятельно (с помощью учителя).

Практическая работа с опорой на пошаговую инструкцию.

18







1

Работа с конструктором. Городская улица.

Беседа. Рассматривание и обсуждение сюжетных картин (городские пейзажи). Практические упражнения с конструктором: сборка домов, машин и др.

Наблюдение. Анализ выполненной работы. Беседа с опорой на пиктограммы.

19

Количественные представления







1

Знакомство с числом и цифрой 14.

Упражнения и задания на соотнесение числа с количеством предметов, написание цифры.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества;

формирование умения управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

Предметные:

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представит множество двумя другими множествами.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

20







1

Составление и решение задач на бытовые темы.

Составление и решение на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Для решения использование набора цифр и знаков (+,-,=).

Практическая работа ученика под контролем учителя. Беседа по изученной теме.

21

Представления о форме.







1

Лепка пространственных фигур из пластилина.

Беседа. Работа с картинками. Дидактические игры. Тренировочные упражнения.

Личностные.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Предметные.

С помощью учителя различать пространственные и плоскостные фигуры; лепить простые пространственные фигуры из пластилина. Создавать предпосылки для использования изученных математических понятий и терминов в бытовых ситуациях.

Наблюдение. Анализ выполненной работы.

22







1

Ломаная линия.

Упражнения на закрепление представлений о линии (прямая, извилистая).

Знакомство с ломаной линией. Тренировочные упражнения.

Практическая работа ученика с опорой на наглядный материал.

23

Представления о величине







1

Обводка, раскрашивание изображений объектов разной величины.

Беседа. Дидактические игры. Тренировочные упражнения.

Личностные.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Предметные.

С помощью педагога находит, называет (показывает) объекты разной величины и их изображения; измеряет (с помощью педагога) реальные объекты (сторона стола и т.п.), отрезки.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

24







1

Закрепление измерительных навыков.

Беседа. Практическая работа.

Практическая работа с опорой на пошаговую инструкцию.

25

Пространственные представления







1

Упражнения на развитие топологических представлений.

Закрепление топологических представлений в процессе рисования и в упражнениях с дидактическими материалами.

Личностные.

Проявляет готовность следовать в поведении социальным нормам.

Предметные.

С помощью учителя различает и сравнивает предметы по удаленности; умеет ориентироваться в пространстве, на плоскости.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

26







1

Сюжетно-дидактическая игра «Азбука дорожного движения».

Упражнения на развитие топологических представлений в процессе сюжетно-дидактической игры «Азбука дорожного движения».

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

27

Конструирование







1

Постройки на основе анализа образца.

Беседа. Элементарный анализ знакомой постройки из других элементов (машина, самолет).

Конструирование с опорой на образец.

Обсуждение выполненной работы с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Личностные.

Расширение и обогащение опыта коммуникации.

Предметные.

С помощью учителя осуществляет манипуляторные действия с предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков конструирования на наглядной основе, овладевает предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.

Наблюдение. Анализ выполненной работы.

28







1

Конструирование по объемному образцу.

Беседа. Элементарный анализ образца. Конструирование здания, ворот с последующим созданием плоскостного изображения. Обсуждение выполненной работы с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

29

Количественные представления







1

Увеличение и уменьшение числа на 1 (в пределах 14)

Работа со счетным материалом (в том числе с реальными монетами). Сюжетно-дидактические игры.

Личностные.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

расширение и обогащение опыта коммуникации.

Предметные.

Будет иметь возможность научиться увеличивать и уменьшать число на 1 в пределах изученных чисел; работать на калькуляторе с помощью педагога.


Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

30










1

Работа на калькуляторе.

Беседа. Дидактические игры. Тренировочные упражнения.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

31

Пространственные представления







1

Упражнения на ориентировку в трехмерном пространстве.

Беседа. Дидактическая игра. Подвижная игра.

Личностные.

Использование речевых и жестовых форм взаимодействия для установления контактов.

Предметные.

С помощью педагога умеет ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости, использует изученные понятия в бытовых ситуациях (выше-ниже и т.п.)

Практическая работа ученика под контролем учителя.

32







1

Изготовление диорамы «В магазине».

Беседа. Изготовление диорамы в коробке с использованием ранее изготовленных на уроках труда изделий (посуда, овощи, фрукты и др.). Игра с пространственным перемещением объекта в диораме.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях

33

Временные представления







1

Упражнения с часами.

Беседа. Дидактические игры на формирование элементарных временных представлений с опорой на собственный опыт ребенка (обыгрывание режимных моментов, бытовых ситуаций и др.)

Личностные.

Формирование положительного отношения к учению;

навыков организации и элементарного анализа своей деятельности.

Предметные.

Умение различать части суток, определять

время по часам,

переводить стрелки на указанное время;

регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время с ориентировкой на механические и электронные часы.

Практическая работа ученика под контролем учителя.

34







1

Регулирование времени по часам.

Беседа. Работа с сюжетными картинками («Режим дня»). Дидактические игры.

Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях