Файл: Педагогическим Советом Директор гбоу школы 17 Образовательного учреждения Сандеева С. В. протокол от Приказ от Индивидуальная рабочая программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №17 Невского района Санкт-Петербурга
192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1
тел. 417-55-58 тел./факс 417-55-60
ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим Советом Директор ГБОУ школы № 17
Образовательного учреждения _________________Сандеева С.В.
Протокол № ________от______ Приказ №_______от______
Индивидуальная рабочая программа
Предмет: Математические представления и конструирование
Вид программы: АООП ОО с ОВЗ с ТМНР
Ученика: Кудрявцева Алексея
Класс: 11 В
Учитель: Пузина Е. В.
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
-
Цель с учетом специфики реализации учебного предмета.
Основной целью обучения по данному предмету является формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации.
-
Описание места предмета в учебном плане.
Предметная область | Название предмета | Количество часов в неделю | Количество часов в год | ||
Математика | Математические представления и конструирование | Часы обязательной нагрузки | Часы самостоятельной работы | Часы обязательной нагрузки | Часы самостоятельной работы |
1 | 2 | 34 | 68 |
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.
-
Планируемые результаты
Образовательные | Уровень результатов | |
| минимальный | достаточный |
Личностные | -Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; -формирование уважительного отношения к окружающим; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; -Формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Предметные | -Совместно с учителем конструирует из палочек, элементов детских строительных наборов, конструктора, плоскостных элементов фигуры по образцу; -рассматривает иллюстрации, альбомы, фотографии и др. о строительстве зданий; -узнает монеты достоинством 1,2, 5 рублей. -с помощью учителя изменяет положение частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед и т.п.) по образцу, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях). -с помощью учителя осуществляет манипуляторные действия с предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения. -с помощью учителя принимает участие в предметно-игровой деятельности с элементами бытовой деятельности с математическим содержанием. -имеет представление о назначении часов. | -С небольшой помощью учителя и самостоятельно конструирует из палочек, элементов детских строительных наборов, конструктора плоскостные и пространственные фигуры по образцу, по словесной инструкции. -выполняет действия с монетами достоинством 1,2,5 рублей (различение, набор и размен монет). -с помощью учителя изменяет положение частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и др.) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использует вербальные и невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений. -с помощью педагога использует часы в реальной жизни. -показывает стрелки часов, называет и показывает время от 1 до 9 часов на часах, переводит стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулирует время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполняет практические действия за определенное время (до 5 минут). -с помощью учителя решает арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах девяти, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах девяти, увеличивает и уменьшает каждое число на 1. |
4.Материально-техническое обеспечение. (с указанием УМК, электронных образовательных ресурсов, материально-технических средств.)
УМК | Электронные ресурсы | Материально-технические средства |
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480с | 1.http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html 2.http://www.detskiy-mir.net/ 3.Электронный журнал Экстернат.РФ 4.Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/ 5.Журнал "Здоровье школьника" http://www.za-partoi.ru/ | Пазлы; мозаики; игрушки разных размеров; счетные палочки; блоки Дьенеша; картины с изображением разных времен года и суток; карточки (по формированию пространственных представлений); пиктограммы с изображением режимных моментов и др.; конструкторы; детские строительные наборы; кубики; цифры и знаки арифметических действий; разнообразный счетный материал. |
Содержание курса
Название раздела | Содержание раздела |
Конструирование | Конструирование фигур, игрушек (транспортных средств, мебели и.т.д.) из палочек и различных конструкторов. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок. |
Количественные представления | Знакомство с числами и цифрами первого десятка. Счет различно расположенных объектов с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. Развитие понимания отношений между числами натурального ряда. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы. Различные упражнения с цифрами. |
Представления о форме | Выкладывание из природного материала, рисование, лепка плоскостных и пространственных фигур, линий. Знакомство с ломаной линией. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам. |
Представление о величине | Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины. Игры и упражнения, направленные на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины. Закрепление измерительных навыков. |
Пространственные представления | Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве. Упражнения и игры, направленные на формирование и развитие топологических представлений. Изготовление диорам на темы сезонных явлений, сказочные сюжеты, по бытовым ситуациям. |
Временные представления | Использование часов в реальной бытовой жизни. Работа с календарями природы и погоды. |
Календарно-тематическое планирование. Обязательная нагрузка.
№ п./п. | Название раздела | Дата план | Дата коррек. | Кол-во часов выделенных на тему | Тема урока | Содержание видов учебной деятельности | Планируемые результаты (на раздел) | Виды и формы контроля |
1 | Конструирование | | | 1 | Конструирование фигур из палочек по образцу. | Беседа. Дидактические игры. Практические упражнения. | Личностные. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Предметные. С помощью педагога конструирует по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов, конструирует из палочек по образцу и по словесной инструкции. | Наблюдения. Анализ выполненных работ |
2 | | | 1 | Конструирование из палочек по образцу и по словесной инструкции. | Беседа. Дидактические игры. | Практическая работа ученика под контролем учителя. | ||
3 | | | 1 | Строим дом. | Беседа. работа с картинками. Практические упражнения с детским «архитектурным набором». | Наблюдения. Анализ выполненных работ | ||
4 | Количественные представления | | | 1 | Упражнения в узнавании цифр (10 -12) | Упражнения в узнавании цифр в правильном и перевернутом расположении. | Личностные. Формирование положительного отношения к процессу познания, создавать предпосылки для применения элементарных правил делового сотрудничества. Предметные. С помощью учителя соотносить число с количеством, обозначать его цифрой; пересчитывать предметы в доступных пределах; рисовать цифры по трафаретам, опорным точкам. | Наблюдения. Анализ выполненных работ |
5 | | | 1 | Знакомство с числом и цифрой 13. | Упражнения и задания на соотнесение числа с количеством предметов, написание цифры. | Практическая работа ученика под контролем учителя. | ||
6 | | | 1 | Рисование цифр по опорным точкам, самостоятельно. | Упражнения на узнавание цифр среди других изображений, в правильном и перевернутом расположении. Практические упражнения. | Выполнение задания с опорой на пошаговую инструкцию и образец | ||
7 | Представления о форме | | | 1 | Классификация, сериация фигур по одному и двум признакам. | Беседа. Сериация и классификация фигур по 1-2 признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объемных фигур для конструирования. | Личностные. Формирование навыка элементарного анализа своей деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми. Предметные. С помощью педагога определять форму знакомых предметов; осуществлять классификацию, сериацию фигур по 1-2 признакам. | Практическая работа ученика под контролем учителя. |
8 | | | 1 | Упражнения с сюжетными разрезными картинками. | Беседа. Складывание сюжетной картинки из 10-12 частей. | Практическая работа ученика под контролем учителя. | ||
9 | Количественные представления | | | 1 | Арифметические задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. | Беседа. Дидактические игры. Составление и решение арифметических задач-драматизаций с использованием изготовленного ранее счетного материала (вылепленные овощи, ягоды и др.). | Личностные. Создание предпосылок для развития навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях. Предметные. С помощью учителя обозначать арифметические действия знаками, решать элементарные задачи с опорой на наглядный материал, решать практические задачи с использованием денег в процессе игры. | Практическая работа ученика под контролем учителя. |
10 | | | 1 | Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». | Беседа. Организация сюжетно-дидактической игры с использованием изготовленных ранее предметов (вылепленная посуда, овощи и др.) | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях | ||
11 | Представления о величине | | | 1 | Сюжетно-дидактическая игра «Азбука дорожного движения» | Беседа. Организация сюжетно-дидактической игры с использованием изготовленных ранее предметов (транспорт из конструктора и др.). Закрепление в ходе игры представлений «близко - далеко», «выше - ниже», «спереди – сзади». | Личностные. Проявляет интерес к учебе, испытывает потребность в новых знаниях; проявляет усидчивость на уроке. Предметные. С помощью учителя находит и называет (показывает) объекты разной величины и их изображения; создать условия для формирования умения рисовать, раскрашивать, штриховать изображения объектов разной величины. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |
12 | | | 1 | Раскрашивание, штриховка изображений различной величины. | Работа с картинками. Дидактические игры. Практические упражнения. | Практическая работа ученика под контролем учителя. | ||
13 | Пространственные представления. | | | 1 | Игры на ориентировку в трехмерном пространстве по словесной инструкции. | Беседа. Работа с карточками и пиктограммами. Организация игры на ориентировку в трехмерном пространстве с использованием пространственной терминологии. | Личностные. Формирование положительного отношения к учению; умения на доступном уровне оценивать свою деятельность. Предметные. С помощью педагога ориентироваться в пространстве, на плоскости; понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |
14 | | | 1 | Игры на ориентировку в трехмерном пространстве по элементарному плану-схеме. | Беседа. Работа с карточками и пиктограммами. Организация игры на ориентировку в трехмерном пространстве с использованием пространственной терминологии, с помощью плана-схемы. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях | ||
15 | Временные представления | | | 1 | Использование часов в реальной бытовой жизни. | Виды часов. Назначение. Рассматривание картинок с различными часами. Игры в определении времени по электронным часам. | Личностные. Формирование положительного отношения к учению; умения на доступном уровне оценивать свою деятельность. Предметные. С помощью учителя различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий. | Практическая работа ученика под контролем учителя. Беседа по изученной теме с использованием пиктограмм. |
16 | | | 1 | Измерение времени по часам. | Формирование умения определять время по часам (от 1 до 8ч., с точностью до часа) | Практическая работа ученика под контролем учителя. Беседа по изученной теме с использованием пиктограмм. | ||
17 | Конструирование | | | 1 | Конструирование из строительных материалов | Создание вместе с учащимся построек по схемам, моделям, фотографиям, по заданным учителем условиям конструирования | Личностные. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Предметные. С помощью учителя отвечать на вопросы при рассматривании сюжетных картин с использованием всех доступных способов коммуникации; собирать простые постройки из конструктора по образцу, по инструкции, самостоятельно (с помощью учителя). | Практическая работа с опорой на пошаговую инструкцию. |
18 | | | 1 | Работа с конструктором. Городская улица. | Беседа. Рассматривание и обсуждение сюжетных картин (городские пейзажи). Практические упражнения с конструктором: сборка домов, машин и др. | Наблюдение. Анализ выполненной работы. Беседа с опорой на пиктограммы. | ||
19 | Количественные представления | | | 1 | Знакомство с числом и цифрой 14. | Упражнения и задания на соотнесение числа с количеством предметов, написание цифры. | Личностные: развитие навыков сотрудничества; формирование умения управлять своими эмоциями в различных ситуациях; Предметные: умение обозначать арифметические действия знаками; умение пересчитывать предметы в доступных пределах; умение представит множество двумя другими множествами. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |
20 | | | 1 | Составление и решение задач на бытовые темы. | Составление и решение на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Для решения использование набора цифр и знаков (+,-,=). | Практическая работа ученика под контролем учителя. Беседа по изученной теме. | ||
21 | Представления о форме. | | | 1 | Лепка пространственных фигур из пластилина. | Беседа. Работа с картинками. Дидактические игры. Тренировочные упражнения. | Личностные. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Предметные. С помощью учителя различать пространственные и плоскостные фигуры; лепить простые пространственные фигуры из пластилина. Создавать предпосылки для использования изученных математических понятий и терминов в бытовых ситуациях. | Наблюдение. Анализ выполненной работы. |
22 | | | 1 | Ломаная линия. | Упражнения на закрепление представлений о линии (прямая, извилистая). Знакомство с ломаной линией. Тренировочные упражнения. | Практическая работа ученика с опорой на наглядный материал. | ||
23 | Представления о величине | | | 1 | Обводка, раскрашивание изображений объектов разной величины. | Беседа. Дидактические игры. Тренировочные упражнения. | Личностные. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Предметные. С помощью педагога находит, называет (показывает) объекты разной величины и их изображения; измеряет (с помощью педагога) реальные объекты (сторона стола и т.п.), отрезки. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |
24 | | | 1 | Закрепление измерительных навыков. | Беседа. Практическая работа. | Практическая работа с опорой на пошаговую инструкцию. | ||
25 | Пространственные представления | | | 1 | Упражнения на развитие топологических представлений. | Закрепление топологических представлений в процессе рисования и в упражнениях с дидактическими материалами. | Личностные. Проявляет готовность следовать в поведении социальным нормам. Предметные. С помощью учителя различает и сравнивает предметы по удаленности; умеет ориентироваться в пространстве, на плоскости. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |
26 | | | 1 | Сюжетно-дидактическая игра «Азбука дорожного движения». | Упражнения на развитие топологических представлений в процессе сюжетно-дидактической игры «Азбука дорожного движения». | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях | ||
27 | Конструирование | | | 1 | Постройки на основе анализа образца. | Беседа. Элементарный анализ знакомой постройки из других элементов (машина, самолет). Конструирование с опорой на образец. Обсуждение выполненной работы с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. | Личностные. Расширение и обогащение опыта коммуникации. Предметные. С помощью учителя осуществляет манипуляторные действия с предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков конструирования на наглядной основе, овладевает предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием. | Наблюдение. Анализ выполненной работы. |
28 | | | 1 | Конструирование по объемному образцу. | Беседа. Элементарный анализ образца. Конструирование здания, ворот с последующим созданием плоскостного изображения. Обсуждение выполненной работы с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях | ||
29 | Количественные представления | | | 1 | Увеличение и уменьшение числа на 1 (в пределах 14) | Работа со счетным материалом (в том числе с реальными монетами). Сюжетно-дидактические игры. | Личностные. Формирование положительного отношения к учебной деятельности; расширение и обогащение опыта коммуникации. Предметные. Будет иметь возможность научиться увеличивать и уменьшать число на 1 в пределах изученных чисел; работать на калькуляторе с помощью педагога. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |
30 | | | | 1 | Работа на калькуляторе. | Беседа. Дидактические игры. Тренировочные упражнения. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях | |
31 | Пространственные представления | | | 1 | Упражнения на ориентировку в трехмерном пространстве. | Беседа. Дидактическая игра. Подвижная игра. | Личностные. Использование речевых и жестовых форм взаимодействия для установления контактов. Предметные. С помощью педагога умеет ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости, использует изученные понятия в бытовых ситуациях (выше-ниже и т.п.) | Практическая работа ученика под контролем учителя. |
32 | | | 1 | Изготовление диорамы «В магазине». | Беседа. Изготовление диорамы в коробке с использованием ранее изготовленных на уроках труда изделий (посуда, овощи, фрукты и др.). Игра с пространственным перемещением объекта в диораме. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях | ||
33 | Временные представления | | | 1 | Упражнения с часами. | Беседа. Дидактические игры на формирование элементарных временных представлений с опорой на собственный опыт ребенка (обыгрывание режимных моментов, бытовых ситуаций и др.) | Личностные. Формирование положительного отношения к учению; навыков организации и элементарного анализа своей деятельности. Предметные. Умение различать части суток, определять время по часам, переводить стрелки на указанное время; регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время с ориентировкой на механические и электронные часы. | Практическая работа ученика под контролем учителя. |
34 | | | 1 | Регулирование времени по часам. | Беседа. Работа с сюжетными картинками («Режим дня»). Дидактические игры. | Наблюдения за деятельностью ученика в специально созданных организационно-педагогических условиях |