Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Пучкова Эльвира Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, туловища, рук и ног, цветную бумагу и клей. Привяжи к верхушке шарика длинную нитку. После этого надувай шарик. Завяжи дырочку. Получился шарик с нитками на двух концах. Подготовь и другие шарики. Теперь свяжи их между собой в фигурку человечка. Глаза, уши и нос вырежь из цветной бумаги. Наклей их. Придумай наряд для своего человечка.  (По Т.Киселевой)

 

1.Изложения подробные.

Содержание воспроизводится полно, со всеми подробностями; сохраняется тип текста, его композиция и языковые особенности.

Этот вид изложения чаще всего используется в начальной школе. В период обучения грамоте работа проводится так: текст читается не более двух раз, чтобы ребята не заучивали его наизусть. Затем проводится беседа. Ее назначение - выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного. Дети устно по вопросам пересказывают текст. Чаще всего в первых двух вопросах заложена основа для ответа, они служат образцом, опорой для того предложения, которое составляют учащиеся. Третий вопрос требует полной самостоятельности.

2. Изложения выборочные.

Воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой. Тип текста, его композиция могут изменяться.

3 Изложения сжатые.

Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия.

В 1 -ом классе нельзя требовать от детей краткого пересказа, это им не по силам. Во 2-ом классе подготовка состоит в следующем: учитель, а чаще сами ребята читают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное - то, что необходимо отметить в сжатом изложении, и то, что можно опустить. На первых порах нужна серьезная устная подготовка, она проводится на уроках чтения. Постепенно устная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.

Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два:

- переформулировка;

- исключение несущественной информации.

Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном
4.3. Выполните работу учителя на этапе подготовки к работе над сочинением (заполните таблицу до конца). 

Широкая тема

 Осень

Узкая тема

Краски осени

 

Осень на Урале

Стиль речи

Картинная речь

 

Деловая речь

Речевой  мотив

 Самостоятельная монологическая речь

 

 Обращение информационного характера

Жанр

 Рассказ

 

 Доклад/ очерк

Тип речи

 Описание

 

 Повествование

Варианты основной мысли

 Главная мысль, все части сочинения должны быть подчинены ей, дать для себя четкий ответ на вопрос «что я хочу сказать о теме?», обобщение сказанного.

 

 Определить понятия и термины в формулировке темы, определить отношения между основными понятиями, сформулировать основную мысль, отобрать наиболее значимые факты и события.

Источники накопления материала 

Фактического

Языкового

Фактического

Языкового

наблюдения, экскурсии, личные впечатления

прочитанные книги

рассматривание картин, просмотр фильмов

прочитанные книги


 

Задание 5. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

Представьте современные средства оценивания диктантов, изложения, сочинения. Составьте планирование уроков написания диктантов с 1 по 4, указав раздел изучения (по одному УМК, указав его в названии) и общее количество уроков. Отметьте самые распространённые ошибки, допускаемые учащимися в приведенных видах работ.
Формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, закладывающихся на самой первой ступени обучения, одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является существенным элементом общей языковой культуры, показателем уровня образованности человека. Решающая ᴘоль в этом процессе принадлежит, конечно же, упражнениям.
В ходе выполнения упражнений осуществляется перенос сделанных обобщений, сформулированных в виде правил, на конкретные случаи написания, происходит процесс формирования орфографических умений и навыков, посредством упрощения способов оперирования знанием. Между тем назначение и обучающие возможности отдельных видов упражнений являются вопросом, которому в методике преподавания русского языка уделяется недостаточное внимание.

Рассмотрим наиболее интересные виды диктантов, которые можно применять на уроках русского языка как для младших школьников, так и для учеников среднего звена.

1. Диктант изображения: ученики рисуют схематически то, что диктует учитель.

2. Теневой диктант. Работа проводится в парах. Учитель диктует, один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников.

3. Диктант песни. Учитель раздает листочки, на которых перемешаны слова песни. Затем сам читает песню (можно включить запись песни), дети размещают листочки со словами песни в соответствии с ее содержанием в определённой последовательности.

4. Карточный диктант: учитель показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, учитель показывает слово, а дети рисуют картинку.

5. Визуальный диктант: учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст. Читают хором, разбираем наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку учителя. Текст предварительно стирается с доски.


6. Самодиктант.

а) Разучивается четверостишие или текст с новыми словами, предварительно записанные на доске, все вместе хором. Таким образом дети каждый раз по памяти воссоздают каждую "исчезнувшую"строку. Затем предлагается записать текст по памяти.

б) Учитель задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующий урок дети, диктуя сами себе, пишут на листочках текст, который учили дома.

7. Парный творческий диктант. Каждому ученику в паре предлагается в случайном порядке иллюстрации одного из двух рассказов. Он располагает картинки в логической последовательности, пишет рассказ, диктует его партнеру, после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. 9. Коллективный диктант. Ученики рисуют на доске картину, первый элемент которой нарисовал учитель. Затем коллективно описываем ее, после предлагается как можно подробнее записать в виде самодиктанта.

8. Запись "телефонограммы" в форме игры в испорченный телефон.

9. Орфографический диктант. Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом учитель проверяет написанное.


Пермь - 2023