Файл: Введение Вопрос первый Диалектикоматериалистическая парадигма познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 9. Категории «общего» и «особенного»

Категория «общего»

Категория «особенного»

а) свойства «общего»

           - доступно непосредственному

восприятию;

           - выражает только определённые

             свойства или отношения, характер-

             ные для класса предметов или

             событий;

           - это единое во многом;

           - это частная характеристика сущности,

             но не сама сущность;

           - характеризует высокую степень рас-

              пространённости качество или

              свойство;

           - общее указывает на сходство сравни-

             ваемых материальных образований;

б) виды «общего»:

- «конкретно общее» - это сущность,

   закон развития явлений (который

   осуществляется в единичном,

   отдельным, особенном);

- «абстрактно общее» - специфичес-

   кое воплощение в себе богатства

   «особенного»;

 в) аспекты общего (его функции):

- «Общее» существует лишь в отдель-

   ном, через отдельное;

- «Общее» может выступать как:

           1) внешнее сходство;

           2) внешние абстрактное

                тождество;

           3) внутреннее конкретное

                тождество;

           4) тождество многообразного;

- в роли особенного «общее» высту-

  пает тогда, когда оно указывает на

  отличие предмета при его сравне-

  нии с другими;

г) формы существования «общего»:

- сходно в объектах и явлениях;

- доступно чувственному восприятию;

- формы «общего» выражены в об-

   щем основании, в причине, в зако-

   не, которые лежат в основе опре-

  делённого множества объектов.

 

а) «особенное» - это мера и способ опреде-

     ления общего и единичного в одном

     явлении;

б) «особенное» - это специфика и реализа-

     ция общего (характерная для данного

     объекта);

в) «общее» - это синтез «единичного» и  

     «всеобщего», их взаимный переход друг в

     друга и взаимопревращение – промежу-

     точное звено между ними (в материаль-

     ных образованиях одной стадий разви-

     тия);

г)  «особенное» не затрагивает сущности, а

     является лишь формой её проявления,

     специфическим способом её существования.

 


 


Примеры:

1) в науке: люди различны по анатомическому строению тела, функционированию различных органов, по химическому строению крови, ферментных систем, реакции на фармакологические препараты.  

При этом определяя СОЭ (скорость оседания эритроцитов в крови), поведение каждой отдельной молекулы не рассматривается на уровне «отдельного».

2) в медицине: врач лечит не человека «вообще», а «конкретного» человека с его личностной неповторимостью, необходимой в терапии. Одна и таже болезнь требует разных подходов.  Врач не может применять ни одного лекарства, если оно не испытано на массе людей и не приобрело общего значения в фармакологии.

3) в кардиологии: рассматривая инфаркт миокарда (ИМ) диалектических позиций, в нём можно выделить ряд признаков:

- общих для течения ИМ (диалектика общего);

- особенности течения и прогноза ИМ как диалектика особенного (особенности организма, сопутствующая патология, специфические хронические заболевания, индивидуальная реакция, особенности фармакокинетики и фармакодинамики и т.д.)

Вывод: врач обязан занимать только одну безальтернативную позицию: предупреждать и лечить данное заболевание исключительно на основе учета общих закономерностей и специфики течения заболевания.

4)  Патогенез ИМ в методологической системе «общего» и «особенного» мы представляем следующим образом:

а) общие закономерности ИМ:

- тромбоз, ИБС (ишемическая болезнь сердца), некроз, воспа

ление, фиброз, ремоделирование;

- для острого ИМ характерны комплексы симптомов повреждения миокарда и сердечной недостаточности:

1) жалобы,

2) ЭКГ- характеристика,

3) лабораторные признаки ИМ, УЗИ.

- на основании указанных общих закономерностей течения ИМ выставляется диагноз ИМ. Поэтому в рамках диалектической методологии исследования ИМ должна быть выделена общая группа признаков, отражающих диалектическую категорию общего в патогенезе и клинической картине ИМ.

б) особенности ИМ:

- клиническая картина и прогноз ИМ существенно варьируют (индивидуальная реакция организма, различия в метаболических потребностях организма, степень развития коллатерального кровообращения, сопутствующая патология, особенности лечения и т.д.);

- знаний общих принципов течения данной патологии недостаточно, надо знать индивидуальные особенности в патогенезе и течении и ИМ.

5) Диалектика «аффективной патологии депрессивного спектра» через категорию «общее»:

а) в диалектической методологии познания свойство любого явления определяется тремя факторами:

- наглядностью (можно увидеть, описать);

- текучестью;

- временностью.

б) «общее» может выступать как:

- внешнее сходство;

- внешнее абстрактное тождество;

- внутреннее конкретное тождество;

- тождество многообразного;

- закон, проявляющаяся в единичном, многообразие, особом.

в) определение «аффективной патологии депрессивного спектра» на уровне диалектики «общего»:

- «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций (гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их динамики (лабильность, ригидность и др.);

- о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда эмоции деформируют поведение и вызывают социально-психологическую дезадаптацию;

- гипотемия - основное синдромообразующее расстройство (для депрессивного синдрома);

- для гипертемии «общим» является состояние эйфории (благодушно-беспечный аффект);

NB: эйфория бывает общим признаком многих самых различных экзогенных и соматических поражений головного мозга (интоксикация, гипоксия, опухоли мозга, обширные распадающиеся внемозговые новообразования, тяжёлые поражения печёночной почечной функции, инфаркт миокарда и д.р.) и может сопровождаться бредовыми идеями величия.

- общим для депрессий являются такие симптомы, как:

=дисфория (внезапные приступы гнева);

= тревога (сопровождается метанием, неусидчивостью, беспокойством, напряжением мышц);

= амбивалентность (одновременное сосуществование двух взаимоисключающих эмоций);

= апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций);

= эмоциональная лобильность (чрезвычайная подвижность, неустойчивость, легкость возникновения и смены эмоций);

= эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и, тугоподвижность, склонность долго переживать чувства, особенно неприятные).

г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в диалектике «общего»:

- в диалектике детерминанты - это факторы, обусловливания какого-либо феномена (его появления, движение, развитие);

- понятие «детерминанты» - множественность числа

Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:

- факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к болезни) - статический материал эпидемиологических исследований позволяет анализировать различные биологические, климатические и социокультурные факторы;

- факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние (факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных отношений и социально-психологического климата;

- особо исследуются такие факторы как:

= генетические = нейрофизиологические

= биохимические = структурно-морфологические

= иммунологические = социально-психологические

6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне диалектики «общего»: клинические проявления начальной депрессии:

- потеря интересов;

- потеря способности радоваться или получать удовлетворение;

- утрата эмоциональной реактивности;

- нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность заснуть вечером, пробуждение ночью);

- понижение настроения по утрам.

 10. Категории «целое и часть»

          1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно.

                                                     NB: любой единичный предмет может быть понят

                                                                 только в единстве с целым.

                                             NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и

                                                     выяснять характер связи между ними, уяснить

                                                     природу частей.

           2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей.

           3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям.

           4) Категории целого и части – это соотносительные категории:

                       - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть

                          другого целого (молекулы);

                       - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого

                           (организма) и т.д.;

                       - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей

                           мысли.

5) Виды систем (целостностей):

                       - простые – одноклеточные, водоросли и т.п.

                       - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая

                          система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная

                          система, иммунная система и др.)

6) единство и дифференциация целого:

                       - целое не есть сумма его частей;

                       - целое устойчивее его частей;

                       - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно

                          также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего

                          принципа развития);

                      - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное

                         качество;

                      - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические,

                          политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности;

                      - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей

                          (т.е. это киберсистема)

                                             NB: Напомним, киберсистемами называются такие

                                                     системы, которые имеют хотя бы первых три

                                                     своих механизма: саморегуляцию,

                                                                               самоорганизацию и самовоспроизводство;

           - высшей формой целостности является общество;

           - в системном целом действует обратная связь:

                       = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с

                           внешним окружением);

                      = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и

                          сплочение всех элементов в единое целое);

           7) Регресс целого: противоречивый процесс:

                       - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот.

                                  Пример:

                                                 - прогрессивное развитие биологических форм в целом

                                                     сопровождается деградацией отдельных видов;

                                                = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы.

           

 

 

Выводы:

Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал, выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы диалектики.

Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями Бога».

В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».

Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику существования материального мира в диалектико-материалистическое мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.

 Литература

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, Учебноепособие. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.

2. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии.-изд.2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1993.-512с.

3. Спиркин Д.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов.-М.: Политиздат, 1998.-592с.

4.Торосян Ц.А., Открытие основной функции живого, фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп./А.Ц.Торосян. Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении.-М.:Наука, 2005.-402с.

5.Физиология человека: Учебник (Под ред. В.М.Смирнова.-М.:Медицина, 2002.-608с.