Файл: Введение Вопрос первый Диалектикоматериалистическая парадигма познания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Категории «общего» и «особенного»
Категория «общего» | Категория «особенного» |
а) свойства «общего» - доступно непосредственному восприятию; - выражает только определённые свойства или отношения, характер- ные для класса предметов или событий; - это единое во многом; - это частная характеристика сущности, но не сама сущность; - характеризует высокую степень рас- пространённости качество или свойство; - общее указывает на сходство сравни- ваемых материальных образований; б) виды «общего»: - «конкретно общее» - это сущность, закон развития явлений (который осуществляется в единичном, отдельным, особенном); - «абстрактно общее» - специфичес- кое воплощение в себе богатства «особенного»; в) аспекты общего (его функции): - «Общее» существует лишь в отдель- ном, через отдельное; - «Общее» может выступать как: 1) внешнее сходство; 2) внешние абстрактное тождество; 3) внутреннее конкретное тождество; 4) тождество многообразного; - в роли особенного «общее» высту- пает тогда, когда оно указывает на отличие предмета при его сравне- нии с другими; г) формы существования «общего»: - сходно в объектах и явлениях; - доступно чувственному восприятию; - формы «общего» выражены в об- щем основании, в причине, в зако- не, которые лежат в основе опре- делённого множества объектов. | а) «особенное» - это мера и способ опреде- ления общего и единичного в одном явлении; б) «особенное» - это специфика и реализа- ция общего (характерная для данного объекта); в) «общее» - это синтез «единичного» и «всеобщего», их взаимный переход друг в друга и взаимопревращение – промежу- точное звено между ними (в материаль- ных образованиях одной стадий разви- тия); г) «особенное» не затрагивает сущности, а является лишь формой её проявления, специфическим способом её существования. |
Примеры:
1) в науке: люди различны по анатомическому строению тела, функционированию различных органов, по химическому строению крови, ферментных систем, реакции на фармакологические препараты.
При этом определяя СОЭ (скорость оседания эритроцитов в крови), поведение каждой отдельной молекулы не рассматривается на уровне «отдельного».
2) в медицине: врач лечит не человека «вообще», а «конкретного» человека с его личностной неповторимостью, необходимой в терапии. Одна и таже болезнь требует разных подходов. Врач не может применять ни одного лекарства, если оно не испытано на массе людей и не приобрело общего значения в фармакологии.
3) в кардиологии: рассматривая инфаркт миокарда (ИМ) диалектических позиций, в нём можно выделить ряд признаков:
- общих для течения ИМ (диалектика общего);
- особенности течения и прогноза ИМ как диалектика особенного (особенности организма, сопутствующая патология, специфические хронические заболевания, индивидуальная реакция, особенности фармакокинетики и фармакодинамики и т.д.)
Вывод: врач обязан занимать только одну безальтернативную позицию: предупреждать и лечить данное заболевание исключительно на основе учета общих закономерностей и специфики течения заболевания.
4) Патогенез ИМ в методологической системе «общего» и «особенного» мы представляем следующим образом:
а) общие закономерности ИМ:
- тромбоз, ИБС (ишемическая болезнь сердца), некроз, воспа
ление, фиброз, ремоделирование;
- для острого ИМ характерны комплексы симптомов повреждения миокарда и сердечной недостаточности:
1) жалобы,
2) ЭКГ- характеристика,
3) лабораторные признаки ИМ, УЗИ.
- на основании указанных общих закономерностей течения ИМ выставляется диагноз ИМ. Поэтому в рамках диалектической методологии исследования ИМ должна быть выделена общая группа признаков, отражающих диалектическую категорию общего в патогенезе и клинической картине ИМ.
б) особенности ИМ:
- клиническая картина и прогноз ИМ существенно варьируют (индивидуальная реакция организма, различия в метаболических потребностях организма, степень развития коллатерального кровообращения, сопутствующая патология, особенности лечения и т.д.);
- знаний общих принципов течения данной патологии недостаточно, надо знать индивидуальные особенности в патогенезе и течении и ИМ.
5) Диалектика «аффективной патологии депрессивного спектра» через категорию «общее»:
а) в диалектической методологии познания свойство любого явления определяется тремя факторами:
- наглядностью (можно увидеть, описать);
- текучестью;
- временностью.
б) «общее» может выступать как:
- внешнее сходство;
- внешнее абстрактное тождество;
- внутреннее конкретное тождество;
- тождество многообразного;
- закон, проявляющаяся в единичном, многообразие, особом.
в) определение «аффективной патологии депрессивного спектра» на уровне диалектики «общего»:
- «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций (гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их динамики (лабильность, ригидность и др.);
- о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда эмоции деформируют поведение и вызывают социально-психологическую дезадаптацию;
- гипотемия - основное синдромообразующее расстройство (для депрессивного синдрома);
- для гипертемии «общим» является состояние эйфории (благодушно-беспечный аффект);
NB: эйфория бывает общим признаком многих самых различных экзогенных и соматических поражений головного мозга (интоксикация, гипоксия, опухоли мозга, обширные распадающиеся внемозговые новообразования, тяжёлые поражения печёночной почечной функции, инфаркт миокарда и д.р.) и может сопровождаться бредовыми идеями величия.
- общим для депрессий являются такие симптомы, как:
=дисфория (внезапные приступы гнева);
= тревога (сопровождается метанием, неусидчивостью, беспокойством, напряжением мышц);
= амбивалентность (одновременное сосуществование двух взаимоисключающих эмоций);
= апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций);
= эмоциональная лобильность (чрезвычайная подвижность, неустойчивость, легкость возникновения и смены эмоций);
= эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и, тугоподвижность, склонность долго переживать чувства, особенно неприятные).
г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в диалектике «общего»:
- в диалектике детерминанты - это факторы, обусловливания какого-либо феномена (его появления, движение, развитие);
- понятие «детерминанты» - множественность числа
Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:
- факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к болезни) - статический материал эпидемиологических исследований позволяет анализировать различные биологические, климатические и социокультурные факторы;
- факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние (факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных отношений и социально-психологического климата;
- особо исследуются такие факторы как:
= генетические = нейрофизиологические
= биохимические = структурно-морфологические
= иммунологические = социально-психологические
6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне диалектики «общего»: клинические проявления начальной депрессии:
- потеря интересов;
- потеря способности радоваться или получать удовлетворение;
- утрата эмоциональной реактивности;
- нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность заснуть вечером, пробуждение ночью);
- понижение настроения по утрам.
10. Категории «целое и часть»
1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно. NB: любой единичный предмет может быть понят только в единстве с целым. NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и выяснять характер связи между ними, уяснить природу частей. 2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей. 3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям. 4) Категории целого и части – это соотносительные категории: - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть другого целого (молекулы); - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого (организма) и т.д.; - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей мысли. 5) Виды систем (целостностей): - простые – одноклеточные, водоросли и т.п. - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная система, иммунная система и др.) 6) единство и дифференциация целого: - целое не есть сумма его частей; - целое устойчивее его частей; - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего принципа развития); - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное качество; - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические, политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности; - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей (т.е. это киберсистема) NB: Напомним, киберсистемами называются такие системы, которые имеют хотя бы первых три своих механизма: саморегуляцию, самоорганизацию и самовоспроизводство; - высшей формой целостности является общество; - в системном целом действует обратная связь: = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с внешним окружением); = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и сплочение всех элементов в единое целое); 7) Регресс целого: противоречивый процесс: - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот. Пример: - прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов; = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы. |
Выводы:
Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал, выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы диалектики.
Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями Бога».
В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».
Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику существования материального мира в диалектико-материалистическое мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.
Литература
1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, Учебноепособие. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.
2. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии.-изд.2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1993.-512с.
3. Спиркин Д.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов.-М.: Политиздат, 1998.-592с.
4.Торосян Ц.А., Открытие основной функции живого, фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп./А.Ц.Торосян. Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении.-М.:Наука, 2005.-402с.
5.Физиология человека: Учебник (Под ред. В.М.Смирнова.-М.:Медицина, 2002.-608с.