Файл: Введение Вопрос первый Диалектикоматериалистическая парадигма познания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Диалектический материализм, как логика и методология научного познания»
Введение
Вопрос первый: Диалектико-материалистическая парадигма познания
1.1. Вклад философии и современных наук диалектики
1.1.1. Историко-философская справка
1.1.2. Историко-научная справка
1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания
1.2.1. Диалектико-материалистические основы научного анализа
1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе
Вопрос второй: Принципы диалектики
Вопрос третий: Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании
Вопрос четвертый: Система категорий в медико-биологическом исследовании
Выводы
Литература
Введение
В данной лекции необходимо знать следующие моменты:
- сформировать целостное представление о диалектическом материализме, знать его определение, запомнить отношение к нему учёных;
- обязательно запомнить вклад Гегеля и К. Маркса в развитие диалектического материализма. Иметь представление об основных работах К. Маркса;
- необходимо понять, что диалектический материализм - это теоретическое отражение механизма функционирования мироздания, материального мира. Надо запомнить слова В.И. Ленина: «учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
- необходимо понять, что диалектический материализм – это не «кабинетная выдумка», а вершина в эволюции человеческого разума. В 2000г. К.Маркс был удостоен звания ООН и ЮНЕСКО «Человек тысячелетия» за выведение диалектики Гегеля до высочайшего научного уровня.
- необходимо пробовать применять диалектическую логику к медицинскому исследованию.
Вопрос первый. Диалектико-материалистическая парадигма познания
В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике.
1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики
1.1.1. Историко-философская справка
Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).
1) Диалектика Гегеля
А) - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:
= всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);
= это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)
NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.
- Гегель обратил внимание на одну особенность феномена противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)
= смысл этой схемы следующий:
тезис (исходный момент) | | антитезис (отрицание тезиса, переход в противоположность) | | синтез (отрицание предыдущего отрицания) |
NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»
= в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания отрицания»);
- I и III законы указывали на развитие
= это развитие Гегель проследил на движении понятий:
Например:
«бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового «отрицание» (антитезис) также отвержение «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.
Здесь надо видеть развитие:
= процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);
= продолжается до получения синтеза;
= количественные изменения переходят в качественные.
NB: в этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные).
Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:
- закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);
- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);
- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).
Таковы три закона диалектики Гегеля)
б) Логика Гегеля:
- эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких экспериментов);
- поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»;
- эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным;
- из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога».
в) в логике мышления Гегель призывал выявлять:
- сущность явлений;
- конкретные истины;
- тенденции и закономерности;
- возникающие противоречия.
г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике:
- рациональные;
- ограниченные;
- идеалистические.
д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики.
- явление и сущность
- форма и содержание
- движение и развитие (изменение)
- причина и следствие (условия)
- пространство и время
- возможность и действительность
- необходимость (индивидуальное, отдельное, специфическое, особенное)
- целое и часть.
е) Гегель структурировал всю живую материю:
- природа (т.е. естественный мир – физический мир, химический, биологический миры);
- человек (общество);
- мышление (сознание);
NB: из этого Гегель сделал вывод, о том, что живая материя – это объективная реальность (естественный мир) и субъективный мир (психика, идеальное,т.е. нематериальное – мысли, смыслы, идеи и т.п.).
Все это составило в наукесистему высших психических функций.
В дальнейшем диалектика Гегеля развивалась на научном уровне.
2) Уточнение диалектики Гегеля.
В философии сложилась ситуация, когда надо было исправлять неточности в диалектике Гегеля.
Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс, они:
- систематизировали идеи Гегеля
- обобщили его воззрения
- очистили диалектику от идеалистических примесей
- переосмыслили достижения естествознания
- исследовали (проанализировали) действие законов.
К.Маркс, Ф.Энгельс проделав эту работу, создали «материалистическую диалектику», которую развивали в ряде работ:
- «Тезисы о Фейербахе»: «философы лишь разным образом объясняли мир, а все дело состояло в том, чтобы его преобразовать».
NB: Ф.Энгельс: поддержал эту мысль и напомнил о триаде Гегеля: все превращается в свою противоположность, т.е. достойно гибели все, что существует!!!
- «Нищета философии»: К.Маркс:
- отклонил абсолютизирование логики и сведение явлений к ее категориям;
- обратил (выделил) реальные противоречия;
- проанализировал категории политэкономики (которые преходящие, как и общественные отношения);
- из гегелевской диалектики взял прежде всего ее язык!!!
- «Диалектика природы»: Ф. Энгельс:
- Природа и общество – взаимосвязанное целое;
- они подвижны, развиваются, переходят из одного состояния в другое;
- материя несотворима, первична, а сознание – это специфическая функция мозга, способного отражать объективную реальность;
- «Капитал»: К.Маркс:
- всемирную историю переосмыслил под углом зрения законов диалектики;
- социально-политические, культурные процессы, идеи и представления обусловлены производством, жизнью, бытием;
- производственные отношения определяющие, чем производит деятельность;
- если производственные отношения отстают от развития производительных сил – вызревают условия для социальной революции и смены формаций – это витки прогресса;
- люди признавались способными познавать социальные законы, тормозить их или ускорять, творчески преобразовывать.
- Ф.Энгельс: диалектика – это наиболее общие законы всякого движения и развития: природы, общества и мышления, учение о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами.
3) Участие современных наук в развитии диалектики (диамата)
1) ряд точных и естественных наук превратили три закона диалектики в фундаментальную теорию развития живой материи, мироздания:
- информатика-теория общей патологии-кибернетика-психология (психофизиология) - генетика- медицина- синергетика- социально-гуманитарные науки
- микроэлектроника
- квантовая физика
- экология
- физиология
2) современные науки развивают в диамате:
- новую методологию научного познания материи;
- диалектические механизмы самоорганизации материи;
- новую научную картину мира (НКМ), новое мировоззрение;
- кибернетика и синергетика вскрыли механизмы самоорганизации материи и ее ноосферы (Абд.7).
1.1.2.Историко-научная справка
Первейшим направлением современной науки является вопрос о происхождении жизни на Земле. Разные ученые выдвигали и разные концепции:
а) некоторые пояснения сложившейся ситуации:
- «происхождение жизни» - одна из наиболее сложных научных проблем современного естествознания;
- живая природа (по сравнению с неживой) – это настолько высокий качественный уровень организации материи, что появление жизни во Вселенной – это не только загадка, но и тайна для науки.
NB: вопрос о происхождении жизни наукой рассматривается только относительно земных форм живой материи (т.к. науке ничего не известно о внеземных формах живой природы).
б) наша задача – за всеми концепциями увидеть диалектику становления жизни на Земле через механизмы самовоспроизводства. В дальнейшем эти диалектические механизмы мы рассмотрим более подробно.
Существует несколько гипотез о происхождении жизни («креационизм», «абиогенез», «биогенез», «биохимическая эволюция»):
- креационизм (лат.creatio – созидание) – это религиозная версия: Бог сотворил мир за 6 дней;
- абиогенез (греч. а – не; bios – жизнь; genos – происхождение); по этой гипотезе живое может спонтанно и самопроизвольно возникать из неживого в течение незначительного времени.
Пример: Гипотезы абиогенеза придерживался Аристотель: он полагал, что определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм, так как «какой-либо существенной границы между неживой и живой природой не существует»;
Возникнув в эпоху Древнего мира, гипотеза абиогенеза была актуальна и позже – в период Возрождения и Нового времени (Ян Гельмонт).
- биогенез: итальянский биолог и врач Франческо Реди (XVIIв) усомнился в возможности самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества (сделал ряд экспериментов). Он сделал вывод, что жизнь возникает только из предшествующей жизни. В 1765 году другой итальянский ученый Ладзаро Спалланцани в своих экспериментах подтвердил идеи биогенеза. В XIX веке французский ученый Луи Пастер в эксперименте доказал (Пастеризацией) концепцию биогенеза и опроверг идею абиогенеза.
- «биохимическая эволюция» - это гипотеза А.И.Опарина; ее суть: жизнь на Земле – результат длительного, прогрессивного (восходящего) развития материи от низших и простых форм к более высоким и сложным. Жизнь возникла из неживого вещества (в миллионы лет).
В 1950-х годах С.Миллер и Г.Юри экспериментально смоделировал условия, которые могли существовать у поверхности молодой планеты Земля – смесь метана, угарного газа и молекулярного водорода, многочисленные электрические заряды, ультрафиолет и др. В опыте Миллера – Юри было получено из этой смеси больше 20 аминокислот, сахара, липиды и предшественники нуклеиновой кислот.
Современные эксперименты более сложные. В 2015 году кембриджский профессор Дж.Сазерленд показал возможность образования всех базовых «молекул жизни», компонентов ДНР, РНК и белков из весьма простого набора исходных компонентов.
Гипотезу абиогенного происхождения жизни из «органического бульона» Миллера – Юри в 1924 году выдвинул советский биохимик А.Опарин. Его вклад был весомый. В наше время его имя носит награда, вручаемая международным научным обществом – медаль Опарина.
Теория химической эволюции описывает диалектический природный процесс превращения простых органических веществ в довольно сложные химические системы – предшественницы жизни (под влиянием внешних факторов, механизмов селекции и самоорганизации). Современная кибернетика и синергетика (нобелевская премия) являются дальнейшим развитием диалектики, которую они пополнили такими понятиями, как: самоорганизация живой материи, ее саморегуляция и самовоспроизводство.
- «Черные курильщики» океана: основная идея – жизнь зародилась в океане. Эта гипотеза в науке проверяется.
- «Мир РНК»: здесь также показана диалектическая эволюция. В соответствии с принципами диалектического материализма жизнь – это «единство и борьба» двух начал: изменяющейся и передающейся по наследству информации (с одной стороны) и биохимических, структурных функций – с другой. Одно без другого невозможно.
Главный в диалектике вопрос: с чего жизнь началась – с информации и нуклеиновых кислот или с функций и белков? Как ответ на данный вопрос в 60-80 годы ХХ века формировалась гипотеза «мира РНК».
РНК – макромолекулы, в хранении и передаче информации не столь эффективные, как ДНК, а в выполнении ферментативных функций – не столь впечатляющие, как белки. Зато молекулы РНК способны и на то, и на другое, и до сих пор они служат передаточным звеном в информационном обмене клетки, и катализируют целый ряд реакций в ней. Белки неспособны реплицироваться без информации ДНК, а ДНК неспособна на это без белковых «умений». РНК не может быть полностью автономной: она способна катализировать «собственное «размножение» - и для начала этого достаточно.
Исследования в рамках гипотезы «мира РНК» показали, что эти макромолекулы способны и к полноценной химической эволюции. Взять хотя бы наглядный пример, продемонстрированный калифорнийскими биофизиками во главе с Лесли Оргелом (Lesley Orgel): если в раствор способной к саморепликации РНК добавить бромистый этидий, служащий для этой системы ядом, блокирующим синтез РНК, то понемногу, со сменой поколений макромолекул, в смеси появляются РНК, устойчивые даже к очень высоким концентрациям токсина. Примерно так, эволюционируя, первые молекулы РНК могли найти способ синтезировать первые инструменты – белки, а затем – в комплексе с ними – «открыть» для себя и двойную спираль ДНК, идеальный носитель наследственной информации.
- Протоклетки.
Однако простой репликации для «нормальный жизни» недостаточно: любая жизни – это, прежде всего, пространственно изолированный участок среды, разделяющий процессы обмена, облегчающий течение одних реакций и позволяющий исключать другие. Иначе говоря, жизнь – это клетка, ограниченная полупроницаемой мембраной, состоящей из липидов. И «протоклетки» должны были появляться уже на самых ранних этапах существования жизни на Земле – первую гипотезу об их происхождении высказал хорошо знакомый нам Александр Опарин. В его представлении «протомембранами» могли служить капельки гидрофобных липидов, напоминающие желтые капли масла, плавающего в воде.
В целом идеи ученого принимаются и современной наукой, занимался этой темой и Джек Шостак, получивший за свои работы Медаль Опарина. Вместе с Катаржиной Адамалой (Katarzyna Adamala) он сумел создать своего рода модель «протоклетки», аналог мембраны которой состоял не из современных липидов, а из еще более простых органических молекул, жирных кислот, которые вполне могли накапливаться в местах возникновения первых протоорганизмов. Шостаку и Адамале удалось даже «оживить» свои структуры, добавив в среду ионы магния (стимулирующие работу РНК-полимераз) и лимонную кислоту (стабилизирующую структуру жировых мембран).
В итоге у них получилась совершенно простая, но в чем-то живая система; во всяком случае это была нормальная протоклетка, которая содержала защищенную мембраной среду для размножения РНК. С этого момента можно закрыть последнюю главу предыстории жизни – и начать первые главы ее истории. Впрочем, это уже совсем другая тема, так что мы расскажем лишь об одной, но чрезвычайно важной концепции, связанной с первыми шагами эволюции жизни и возникновением громадного разнообразия организмов.
- Эндосимбиоз:
Еще в конце XIX века немецко-английский естествоиспытатель Андреас Шимпер (Andreas Schimper) заметил, что хлоропласты – органеллы растительной клетки, ответственные за фотосинтез, - реплицируются отдельно от самой клетки. Вскоре появилась гипотеза о том, что хлоропласты – это симбионты, клетки фотосинтезирующих бактерий, когда-то проглоченные хозяином – и оставшиеся жить здесь навсегда.
Разумеется, хлоропластов у нас нет, иначе бы мы могли питаться солнечным светом, как предлагают некоторые псевдорелигиозные секты. Однако в 1920-е гипотеза эндосимбиоза была расширена, включив митохондрии – органеллы, которые потребляют кислород и поставляют энергию всем нашим клеткам. К сегодняшнему дню эта гипотеза приобрела статус полновесной, многократно доказанной теории – достаточно сказать, что у митохондрий и пластид обнаружился собственный геном, более или менее независимые от клетки механизмы деления и собственные системы синтеза белка.
В природе обнаружены и другие эндосимбионты, не имеющие за плечами миллиардов лет совместной эволюции и находящиеся на менее глубоком уровне интеграции в клетке. Например, у некоторых амеб нет собственных митохондрий, зато есть включенные внутрь и выполняющие их роль бактерии. Есть гипотезы и об эндосимбиотическом происхождении других органелл – включая жгутики и реснички, и даже клеточное ядро: согласно мнению некоторых исследователей, все мы, эукариоты, стали результатом небывалого слияния между бактериями и археями. Эти версии пока не находят строгого подтверждения, однако ясно одно: едва возникнув, жизнь стала поглощать соседей – и взаимодействовать с ними, рождая новую жизнь.
в) Современная синергетика является дальнейшим подтверждением и развитием диалектического материализма:
- синергетика – это теория самоорганизации различных материальных систем;
- синергетика утверждает, что материя способна не только к самоупрощению, деградации и распаду, но и к самоусложнению (или саморазвитию);
- синергетика предполагает, что эволюционным путем (в сотни миллионов лет) из неорганических веществ путем постепенного самоусложнения возникли более сложные органические (углеродосодержащие) соединения форм жизни
, далее эволюционировавших к более развитым и сложным ее формам.
NB: не все ученые разделяют идею биохимической эволюции о возникновении жизни на Земле из неживого. Так, английский молекулярный биолог Френсис Крик считает, что гипотеза биохимической эволюции не объясняет, прежде всего, как произошел качественный скачок от неживого к живому.
1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания
1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа
- Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления
- «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века.
NB: название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).
- Диамату характерна:
= строгая объективность рассмотрения любых явлений;
= многосторонность рассмотрения изучаемого предмета;
= гибкость понятий;
= внутренняя связь научных представлений об объекте исследования;
- с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической;
- диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел философии).
- Диалектика – это:
= учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии;
= всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод).
- Предмет диалектики:
= различные виды связей;
= всеобщие законы развития природы, общества, мышления;
= универсальное (от слова «универсум») взаимодействие.
- Требования диалектики:
= объективность подхода;
= всеобщность анализа (всесторонность);
= соблюдение принципов всеобщей связи и развития;
= конкретность (историчность) анализа.
- Диалектика:
= рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи;
= понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений;
= рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания;
= видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.
- Диалектический материализм (диамат):
= Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля;
= цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство:
= диалектики (учения о развитии);
= логики (учения о мышлении);
= теории познания.
- Сильная сторона диамата:
= ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира)
= Df: познаваемость мира – это:
= понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи;
= диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии).
NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально существующее независимо от мышления и сознания)
= объективность (т.е. их естественную природу) рассмотрения (видения) любого явления материи;
= многосторонность рассмотрения (видения) любого явления материи;
= гибкость понятий;
= диамат методом основа для науки: при столкновении науки со сложными (еще нерешенными) вопросами диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует на:
= поиск естественных законов развития;
= поиск и обнаружение непознанных связей;
= ищет внутренние (естественные) причины.
1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе
1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321).
2) Диалектика – это:
- единство теории и метода;
- отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира;
- она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321).
3) Все принципы и законы диалектики:
- отражают объективную реальность (природу, общество, сознание);
- учат правильно мыслить о соответствующей области действительности;
- диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания;
- диалектика – это методология знания.
4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84).
5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что:
- во-первых, «мир диалектичен»;
- во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого;
- в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это:
= уровень развития общественной практики;
= степень познания диалектики бытия;
= разумная ориентация человека в мире;
= преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37)
6) По А.Г.Спиркину диалектика – это «противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию» - это, во-первых;
- во-вторых, диалектика – всегда там, где происходит «столкновение противоположностей, борьба идей»;
- впоследствии диалектика стала означать наличие в объективном мире «противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед» (А.Г.Спиркин, с.37).
7) По В.И. Ленину диалектика – это учение о вечном движении, развитии и безостановочно развивающейся реальности. В этом «вечном движении и развитии» В.И. Ленин говорил о диалектических возможностях человеческого познания – «об относительности человеческого знания» (А.Г.Спиркин, с.37).
8) К.Маркс: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (К.Маркс, т.21, с.276)
9) А.Г.Спиркин: в диалектике «неудовлетворенность достигнутым – ее стихия, революционная активность – ее суть» (Спиркин, с.39).
10) Единственное противоядие против метафизики (догматизма как ее разновидности) есть диалектика с ее механизмом «гибкого мышления», «нетерпимости застоя».