Файл: Источники административного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. Источники административного права

Под источниками административного права России понимаются внешние формы выражения административно-правовых норм. Принципиальной отличительной особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников.

Источники административного права – это акты органов государственной власти, которые содержат нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере управления.

Говоря о системе источников права в формально-юридическом смысле, следует выделить основные и производные источники, а также источники первичного и вторичного характера. Основным и вместе с тем первичным источником национального права является нормативно-правовой акт (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

К числу основных источников административного права России относятся:

  1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, она составляет фундамент (основу) для формирования и развития всех отраслей права, не является исключением и административное право России. Многие конституционные нормы имеют прямую административную направленность (ст. 10, 27, 30, 31, 32 и т. д.).

  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

  3. Федеральные конституционные законы. Например, такие как:

  • «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.;

  • «О военном положении» от 30 января 2002 г.;

  • «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. и др.

4. Федеральные законы. Они могут быть кодифицированными либо некодифицированными. Например, такие как:

– Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря

2001 г.;

– «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от

27 июля 2004 г.;

  • «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.;

  • «Об обороне» от 31 мая 1996 г.

5. Подзаконные нормативные правовые акты:

  • указы Президента РФ

  • постановления Правительства РФ

  • приказы федеральных министерств и других федеральных государственных органов

6. Нормативные правовые акты субъектов РФ:

  • конституции, уставы субъектов РФ (Устав Пермского края от 27 апреля 2007 г.);

  • законы субъектов РФ («Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 6 апреля 2015 г.);

  • акты глав исполнительной власти субъектов

  • акты правительств или администраций субъектов РФ

  • ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ


7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

К числу производных источников административного права России следует отнести так называемые прецеденты толкования или нормативные интерпретационные акты (постановления Президиума Верховного Суда, интерпретационные акты Конституционного Суда России). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются само значимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Что касается постановлений Конституционного Суда как источников права, то в литературе этот вопрос рассматривается неоднозначно. В одних случаях считается, что содержащиеся в его постановлениях положения по своей юридической силе сопоставимы с положениями Конституции, в других случаях эти положения «приближаются к уровню самой Конституции», ну а в-третьих случаях акты Конституционного Суда признаются «вторичными источниками права», содержащими «квазинормы», «вторичные нормы права», «нормы о нормах». Представляется более правильным все же считать положения Конституционного Суда лишь вторичным источником права. Кроме того, существует мнение, согласно которому «суд, являющийся по своей природе, прежде всего, правоприменительным органом, призванным рассматривать споры, может иметь право только необязательного толкования нормативных правовых актов лишь для данного конкретного дела, правом же обязательного толкования (разъяснения) могут быть наделены органы, принявшие нормативный правовой акт (аутентичное толкование)». Ошибочным также является мнение о том, что решения судов по конкретным делам являются источником российского права.

Но в российской правовой системе существует один вид судебных актов, которые можно с полной уверенностью отнести к источникам права с позиции как теории права, так и закона. Это акты правосудия о признании нормативных актов незаконными.



Наличие столь большого числа источников административного права, причем разной юридической силы, делает невозможным создание единого административного кодекса. Кодифицировать можно лишь отдельные институты административного права, например, институт административной ответственности. Однако работы по кодификации и совершенствованию систематизации административного права в целом, в частности по созданию инкорпоративных сборников и хронологических изданий, представляются актуальными и весьма перспективными.