Файл: Лекция 1. Теория государства и права фундаментальная наука План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Общество: понятие и структура

Наукой выработано много определений и характеристик человеческого общества. Все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют не биологические, а социальные законы.

Рассмотрение общества как системы общественных отношений позволяет подходить к его изучению с исторических позиций. Развитие всех сторон общественной жизни привело к возникновению права и государства. С появлением общества в нем появилась социальная власть как единственная организованная сила, способная подчинять своей воле людей, ей подвластных, используя для этого методы поощрения, принуждения, наказания. Её сила, структура, функции определяются экономическими и политическими отношениями в обществе, т. е. его базисом. Власть – это надстройка над обществом, но без сознания и воли людей власть не существует.

Общество имеет структуру, на элементы которой оказывается воздействие для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Эта цель – достижение общественного порядка или порядка в обществе – одна из причин появления права и государства.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); четко определять субъекты социального общения (личность, семья, нация и др.).

Общество возникло с выделением людей из мира животных. Еще Аристотель заметил, что человек есть существо общественное. Важнейшая черта общества заключена в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы, становится личностью и стимулирует прогресс общества.


В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы. Изменялись его зрелость, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. С усложнением структуры общества, с изменениями в экономических отношениях появились социальные общности, группы, классы со своими интересами и особенностями.

2. Социальные и политические институты общества

Общество не может обойтись без социальных и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые функции.

Люди не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям, интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу разнообразных причин с объективной необходимостью. В современном обществе все эти институты находятся внутри государства, но их формирование началось еще в догосударственном обществе. Для уяснения причин появления государства необходимо выяснить:

  1. какой была публичная власть, предшествующая государству;

  2. в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством;

  3. что отличает государство от публичной власти родового строя.

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Такой социальный институт был устойчив и жизнеспособен. Он обеспечивал выживание людей, зависевших от природных сил и могущих существовать только внутри коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия. Они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые общественные институты: социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии).

Материалистическое понимание истории человечества говорит, что формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Этот союз родственников по материнской линии (патриархат возник позднее) был общественным учреждением, свойственным всем народам земли до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства.


Публичная власть родового строя была демократичной и имела черты:

  1. Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. На нем принимались важнейшие решения: объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него). Мужчины и женщины обладали равным правом голоса.

  2. Внутри рода не было аппарата, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники за управление делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения и участвовали во всех делах рода на равных с другими его членами.

  3. Род был органом защиты всех своих членов. Причинивший зло отдельному человеку считался врагом всего рода. Обиженный защищался всем родом. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода убийцы делало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если последние отвергались, то потерпевший род назначал мстителей для выслеживания и лишения жизни убийцы. Если это поручение рода выполнялось, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому равенству всех членов рода и неразвитым производительным силам. Присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала заметного излишка над расходами по ее содержанию. Социальное место членов рода различалось по половому признаку. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, готовила пищу и одежду. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина – в поле, а женщина – в доме. Неразвитые производительные силы родового строя позволяли обеспечить его членов лишь самыми необходимыми материальными благами в результате коллективных усилий всех членов рода. Результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты, уравнивая экономически всех членов рода. Равенство всех членов рода исключало их деление на социальные слои бедных и богатых. Рабов и рабовладельцев не было. Труд раба из-за неразвитости производственных процессов был экономически невыгоден, поэтому военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимая в члены рода. Не имевший экономических противоречий род жил и управлялся демократическим путем, без государства. Такая система экономических и социальных отношений наукой названа «первобытным коммунизмом».


3. Возникновение общественной власти

Человеческое общество создает социальную власть как необходимый элемент. Она служит условием существования общества, придает ему целостность, управляемость, организованность, обеспечивает порядок. Власть олицетворяет волю либо большинства людей, либо группы людей, владеющих его экономическим базисом. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение невозможно без согласования воли его участников.

Это согласование осуществляется различными способами:

  • рекомендацией (советом), как следует поступать в определенном случае для достижения положительного результата (рекомендации врачей, пояснения преподавателей в процессе обучения);

  • предписаниями компетентных органов, лиц действовать определенным образом. Такие предписания являются обязательными (любые правила – игр, дорожного движения; приказ; команда действовать определенным образом). В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть.

Для власти как способа управления людьми, обществом характерно издание приказа и его реальное исполнение, подчинение данной команде. Власть может быть безграничной, и человек должен выполнять любые ее команды, выраженные устно, письменно, с помощью жестов, а подчас и взгляда. Приказы исполняются добровольно, под угрозой применения принуждения либо с применением насилия. Принуждение – обязательный признак власти, отличающий ее от рекомендаций и технических предписаний.

Властеотношение не возникает без разумной и свободной воли одного из его участников. Воздействие власти превращает общественные отношения в целенаправленные, придает им характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной стоящей у власти социальной общности (рода, группы, класса, народа), используя различные методы, подчинять своей воле подвластных. Различают неполитическую и политическую (государственную) власти.

Власть – это основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях:
семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, ее составляющих, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи, и такой брак распадается.

Социальная власть отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм: создаваемых самими коллективами и находящихся в уставах, в законах и подзаконных актах, создаваемых государством или местным самоуправлением.

Власть производна от экономических отношений, влияющих на ее природу, свойства, функции. Воля людей – важнейший элемент любой социальной власти. Без её анализа нельзя понять природу власти и суть отношений властвования. Власть не осуществляется помимо воли и сознания людей. Она означает навязывание властвующим своей воли подвластным и подчинение ей. Воля прочно связывает власть с ее субъектом. Она принадлежит воплощенной в ней социальной общности. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти не может быть. Поэтому в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» – первоисточник власти.

Власть невозможна без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, как не способная претворять властную волю в жизнь. Власть сильна поддержкой, доверием народных масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе обман и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, всегда имеет материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и выражается в особом виде отношений – властеотношениях. Их суть в единстве передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения всегда имеют четкую целенаправленность. Главная черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над ними. Отсюда негативная сторона власти – возможность ею злоупотреблять и произвольно использовать. Власть – всегда предмет борьбы людей, политических партий, слоев и классов.