Файл: Лекция 1. Теория государства и права фундаментальная наука План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Социальное регулирование в догосударственном обществе

В действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.

Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни. Он выражается в качественных показателях: планомерности, ритмичности, соразмерности и слаженности различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.

От уровня общественного порядка зависят состояние общественного и личного спокойствия и безопасности; степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Порядок – великое благо для общества и личности.

Общественный порядок возникает как следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать – значит направлять поведение людей и их социальных общностей в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе имеют ряд закономерностей.

  1. Каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше этой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Излишняя, чрезмерная регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т. д.

  2. По мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора неуклонно возрастает. Человек рождается индифферентным. Преступником или законопослушным делает его окружающая социальная среда. С развитием социальной свободы человек может «сбросить» свою преступную биографию. Но на характер индивидуального поведения человека влияют его психологические особенности.

  3. Усложняясь, социальная жизнь изменяет регулятивные механизмы количественно и качественно, создавая систему регулятивных норм.


Различают два вида социального регулирования – индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения исполнителем оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Таким образом, жизненные проблемы решаются с учетом персональных качеств исполнителей. Недостатки: необходимость решения проблемы каждый раз заново, отсутствие единого порядка её решения, возможность личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, распространяемых на все случаи данного рода и подчиняющих всех находящихся в сфере действия таких правил.

Нормативное регулирование качественно изменило социальное регулирование. Общие правила устанавливают порядок в обществе. Нормативное регулирование уменьшает возможность субъективизма, господства случая и произвола. Чаще всего оно осуществляется в сочетании с индивидуальным.

Обеспечивается устойчивость общественного порядка как регулятивным механизмом, так и активностью социальных и политических институтов.

Беспорядок в обществе (стихийность, хаос) – антипод общественного порядка. Он вызывается умышленными действиями по дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно при ослаблении порядка, способен привести общество к распаду. Порядок и беспорядок – это единство противоположностей. В любом обществе в различном сочетании действуют и социальные, и антисоциальные силы. Регулятивные механизмы, властные органы и институты сдерживают антисоциальные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.).

Догосударственное общество освещается главным образом на основе книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной им на основе многих этнографических работ, и фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», вышедшего в 1877 г., о жизни североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе обогатились. Односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю был обогащен включением в нее истории всех регионов земного шара.


Это позволило современной науке по-новому периодизировать догосударственное общество. Для теории государства и права методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов и двух способов в развитии первобытного общества, его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат). Любое человеческое общество должно быть организационно оформлено. Иначе оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс восторгался родовой организацией. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком»1. Род – это древнейший социальный институт и самая первая форма организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе выражала силу и волю рода или союза родов. Источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Профессиональных управленцев или особых органов принуждения не было. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание, древнее установление, решало все основные вопросы жизнедеятельности рода. Оно избирало предводителя на срок или для выполнения определенных дел, разрешало споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания и указания вождя были обязательными для всех. Общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, но была реальной, способной эффективно принуждать за нарушение правил поведения. Наказание следовало за совершенным проступком и могло быть жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени, но чаще всего применялись меры общественного воздействия. Какие-либо привилегии отсутствовали и потому избежать наказания никому не удавалось.


Простые отношения первобытного общества регулировались обычаями, имевшими характер нерасчлененных мононорм, бывших одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений. Оно строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы.

5. Причины, условия и закономерности происхождения права и государства.

Проблема возникновения государства и права остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права не существует.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в Европе) главным образом с развитием производства, переходом от присваивающей к производящей экономике.

Публичная власть родового строя сменилась государственной формой устройства в результате происшедших изменений в экономической жизни общества, а не по воле божественных сил, воле конкретной личности, объединения под психическим или физическим принуждением.


В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Азиатские племена первыми начали заниматься пастушеством. В результате этого зависящая от многих случайных факторов охота как способ добычи средств пропитания заменилась разведением прирученных животных. Так произошло первое великое разделение труда. Одновременно с пастушеством племена стали заниматься и земледелием, выращивая овощи и злаки как себе в пищу, так и на корм животным. Племена стали специализироваться на отдельных видах труда, разведении животных, выращивании злаков и овощей. Совершенствование способов производства продуктов питания позволило племенам, занимающимся пастушеством и земледелием, обеспечивать членов своего рода пищей постоянно, без зависимости от удачи на охоте. Кроме того, пастушеские племена получили источник сырья для производства одежды. Возникло экономическое неравенство между племенами, занятыми традиционными охотой и собирательством и производством. Внутри этих общин также возникли предпосылки для неравенства среди самих общинников и натуральный обмен, переросший в дальнейшем в торгово-денежные отношения. Для повышения объема производимого продукта племена стали совершенствовать орудия труда. Возникли и затем также отделились ремесла. Был изобретен ткацкий станок, люди научились плавить металл – медь, бронзу, железо, стали изготавливать серебряные и золотые украшения. Возросшая потребность в рабочей силе и возможность прокормить дополнительных едоков привела к появлению рабов, первоначально состоявших из военнопленных.

Переход к производящей экономике подтолкнул три великих разделения общественного труда – отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и обособление торговли (купцов) (т. н. неолитическая революция).

Рабство раскололо общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Владельцы большего количества рабов получали больше производимого продукта. С появлением пастушества отпала необходимость в коллективных действиях людей, подобных действиям на охоте. Стада как материальная собственность стали находиться в руках одного или нескольких человек. Появилось обособление собственности и перевод её из общественной в частную.