Файл: Лекция 1. Теория государства и права фундаментальная наука План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал приоритетным по сравнению с женским, домашним. Пастух стал главой семьи, поскольку ему принадлежали и стада, и ухаживающие за ними рабы. Ф. Энгельс писал: «С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. Матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Это была подлинная революция в семье, приведшая ко многим изменениям в обществе в целом. Как следствие – родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду»2. Моногамия означала создание современной семьи в форме единобрачия.

Необходимость такой формы брака основана на желании главы семейства, мужа, передавать имущество по наследству своим детям. При парном браке он этого делать не мог. Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма просто – потомство мужчин должно оставаться внутри рода, к которому принадлежали мужчины, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Эту проблему решил моногамный брак, при котором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной. Моногамия – первая форма семьи, в основе которой лежат не естественные, а экономические условия – победа частной собственности над первоначально сложившейся общей собственностью. «Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы от него и должны были наследовать его богатство, – такова исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками»3. Противостояние семьи и рода выразилось в двух моментах:

1) расширился перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. В том числе в частную собственность была передана и земля. Общинная собственность родового строя перестала существовать;

2) моногамная семья создала условия для расслоения общества на бедных и богатых. Собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей. Одни семьи богатели, а другие разорялись и беднели.


Началась специализация труда с повышением его производительности. Разделение племен на скотоводческие, земледельческие и появление ремесленников создало товарное производство – изготовление материальных благ не для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретения предметов, производимых другими. Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоянным занятием особой группы людей – купцов. Появился новый социальный слой, сам непосредственно ничего не производивший, а занимающийся только обменом товаров. Развитие торговли создало и металлические деньги, которые приобретают свойства товара и сами становятся предметом обмена – появляется ростовщичество. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

Те же экономические причины привели к учащению войн. Последние ведутся ради грабежа, присвоения имущества других племен. Войны усиливают власть военачальников и воинов, способствуют сосредоточению в их руках значительного богатства. Устанавливается обычай избрания военачальников из одних и тех же семей, что со временем перерастает в наследственную власть родовой знати. Появляется новая причина расслоения общины.

Родовой строй не выдержал воздействия новых экономических и социальных явлений. Он возник из общества без социальных и классовых противоречий. Новое общество, напротив, состояло из противоречий между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми и могло существовать только в постоянной борьбе между классами, с перспективой уничтожения как классов, так и общества в целом. На этом этапе исторического развития человечества и возникает государство как единственная сила, способная удержать общество от перспективы распада. Государство и только оно способно подавить открытые столкновения классов и разрешить эту борьбу лишь в экономической сфере, в установленных законом рамках. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Появляются зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, так как традиционная родовая организация самоуправления уже не могла разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.


Формирование государства – длительный процесс, шедший у различных народов разными путями. Современная теория права и государства выделяет два основных пути. Первым является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную группу (сословие, касту), интересы которой все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность существенного значения не имела. На такой путь зарождения государства сильно повлияли географические условия, необходимость выполнения крупных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. В них не было четко выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство было организатором производства.

В Европе этот процесс пошел по другому историческому пути. Главным фактором образования государства было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.


По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится к Германии и России). Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Такой период и государство называются профеодальными.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность. Государство является необходимым итогом развития родового строя, его производительных сил, приведших к накоплению богатства, переходу от общественной собственности к частной и расслоению общества на бедных и богатых.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Право и государство тесно взаимосвязаны. Невозможно отдать «пальму первенства» в возникновении ни праву, ни государству. Общественный порядок сам по себе не возникает. Это следствие упорядоченности общественной жизни. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них позднее были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

В родоплеменном обществе существовали социальные нормы, регулировавшие поведение членов общины и закреплявшие власть вождя и старейшин. Они основывались на стихийно сложившихся обычаях, добровольно принятых всеми членами рода (или большинством из них). Исполнение данных норм опиралось на авторитет первых общественных руководителей – вождей. Этот авторитет зависел только от их личных качеств и восприятия их остальным родом. Появление новой «сильной личности» меняло и руководство родом, и правила поведения в нём. Второй особенностью мононорм догосударственнного общества является соединение в них и правил поведения в различных сферах жизни, и мер воздействия на нарушителей, и механизма реализации этих мер. Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т. д. Это отражено в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Однако право с ранних этапов своего развития вместе с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.


Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Воспринимавшиеся людьми в качества права проверенные веками обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в новых регуляторах общественных отношений. Важнейшие из этих обычаев в виде мононорм стали санкционироваться государством и фиксироваться в письменных источниках. Такая фиксация правовых норм создала четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. В этой связи меняется процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением. Общественный контроль в условиях государства осуществляют полиция и армия, а споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки ужесточаются, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Право обязательно поддерживается государственной силой, а государство может функционировать лишь при наличии норм права. На Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии, традиций и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации, определенности законодательство и прецедентное право. Причины возникновения права и государства в науке являются дискуссионными и, вероятнее всего, эта проблема всегда будет зависеть от появления новых знаний.