Файл: Практическое занятие 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 4

Тема: Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения. Теория и методика воспитания. Личность педагога как основа педагогического процесса. Основы оценочной деятельности педагога

Цель занятия: обобщить знания обучающихся по теме «Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения». Обобщить знания студентов по изучению сути процесса воспитания и его места в структуре образовательного процесса, по изучению основ и классификационных характеристик методов воспитания; обеспечить практическое рассмотрение содержания и организации воспитательного процесса, особенностей работы с одарёнными детьми и детьми с девиантным поведением; закрепить знания о структуре профессиональной Я-концепции педагога и самопознании как основы его профессионального саморазвития; сформировать систему знаний об основах современной системы оценки и способах оценивания образовательных достижений учащихся; воспитать умение организовывать собственную учебную деятельность.

Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

Ответ:

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

 Изучает закономерности и условия воспитания детей до 3 лет.

 Дети ясельного возраста до 3-х лет

2.

Дошкольная педагогика

 

 Изучает закономерности воспитания и элементы форм обучения детей в дошкольном возрасте

 Ребенок дошкольник от момента рождения до поступления в школу

3.

Специальная педагогика

 

 Изучает сущность управления процессом развития индивидуальности и личности детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в индивидуальном подходе обучения

 Дети с отклонениями в психическом развитии, связанном врожденными и приобретенными дефектами формирования и функционирования НС

4.

Социальная педагогика

 

 Изучает воспитательный процесс во всех возрастных группах и в различных условиях социума

 Ребенок в социуме и его социальное взаимодействие и окружение

5.

Коррекционная педагогика

 

 Изучает процессы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии психики и отклонение в поведении

 Дети имеющие отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонение в поведении, затруднение школьной адаптации и адекватной социализации

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 

 Изучает процессы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха

 Дети стойким нарушением слуха

6.2  Тифлопедагогика

 

 Изучает процесс воспитания обучения лиц с нарушением зрения

 Слепые и слабовидящие дети

6.3  Олигофренопедагогика

 

 Изучает проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и их социальную реабилитацию

 Дети с умственной отсталостью и нарушением интеллекта

6.4        Логопедия

 

 Изучает процесс обучения о нарушении речи, способах их предупреждения и устранения, с помощью специального обучения и воспитания

 Дети с нарушением речи


Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

 

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения   умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;


14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

 

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса

Ответ на задание 2:


п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога


п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1

Ознакомление обучаемых с новыми знаниями

1

Восприятие новых знаний и получение умений

2

Разъяснение целей и задач обучения

2

Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

3

Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков


3

Анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация

4

Управление процессом познания научных закономерностей и законов

4

Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

5

Управление процессом перехода от теории к практике

5

Приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6

Организация эвристической и исследовательской деятельности

6

Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

7

Проверка, оценка изменений в обучаемости и развитии объектов обучения

7

Самоконтроль, самодиагностика достижений

Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.


Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике

Ответ на задание 3:

№ п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,
Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1

Воспитание на основе потребностей человека

В.П. Созонов

Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе

Происходит воздействие на эмоцианальную сферу личности и на сознание ребенка

-Организация разнообразной творческой деятельности
-Формирование благоприятного нравственно-психического климата
-Создание условий для укрепления и сохранения здоровья
-Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы
-Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации
-Стать примером для воспитанников

2

Воспитание ребенка как человека культуры

Е.В. Бондаревская

Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей

Индивидуальный подход
-Воздействие на личность и сознание

-Формирование и психологической и культуры личности

-Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей

3

Системное построение процесса воспитания

В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм

-Воздействие на личность и сознание
-Эффективен только при системном процессе воспитания

-Формирование патриотизма
-Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям
-Развитие личности и творческой самореализации

Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.


Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1) формирование социальной активности и ответственности;

2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих

сущность государственности;

3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4) воспитание патриотизма и любви к Родине;

5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6) развитие ценностного отношения к природе;

7) формирование чувства прекрасного;

8) освоение правил этикета;

9) формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога.


п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1

Трудовое воспитание

-Воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

2

Экологическое воспитание

-Развитие ценностного отношения к природе

3

Патриотическое воспитание

-привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;
-воспитание патриотизма и любви к Родине;
-освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
-выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

4

Эстетическое воспитание

-формирование чувства прекрасного;
-освоение правил этикета;

5

Нравственное воспитание

-формирование социальной активности и ответственности
-освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
-Приобщение к общечеловеческим ценностям

6

Физическое воспитание

- формирование навыков здорового образа жизни;
-выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам

7

Умственное воспитание

-формирование психологической и мыслительной культуры личности;
-формирование умений и навыков мыслительных операций;

8

Правовое воспитание

-воспитание законопослушного гражданина общества;