ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Королева Киара.
Группа БМШ19-01.
Пенсионная система Японии.
Основой финансовой системы Японии являются банки и страховые компании.
Из-за преобладания государственной распределительной пенсионной системы пенсионные фонды развиты относительно слабо.
Пенсионная система в Японии состоит из трех уровней: социальной пенсии (нулевой уровень), обязательного государственного плана с установленными выплатами (первый уровень) и добровольных корпоративных и индивидуальных пенсионных планов (третий уровень).
Нулевой уровень: национальная пенсия
Социальная пенсия нулевого уровня в Японии называется национальная пенсия. Она представляет собой типичную базовую пенсию (В), выплачиваемую в фиксированной сумме в зависимости от продолжительности трудового стажа, в течение которого уплачивались социальные взносы. Национальная пенсия доступна для самого широкого круга участников, включая работников, самозанятых, безработных и незанятых взрослых, в том числе хозяек.
Базовую пенсию вправе получать только лица, которые вносили взносы в течение не менее 25 лет. Обычный возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. Базовая пенсия в полном объеме выплачивается лицам, которые платили взносы в течение не менее 40 лет. В 2012 г. максимальная ежемесячная пенсия лицам, вносившим взносы не менее 40 лет, составляла 66 тыс. иен (763 долл. США), что составляет около 15% средней заработной платы в стране. Базовая пенсия регулярно индексируется в зависимости от уровня инфляции.
Обязательный государственный пенсионный план первого уровня — Программа Kosei Nenkin Hoken (Косэй Нэнкин Хокэн)
Основой пенсионной системы Японии является обязательный государственный план для работников частного сектора Косэй Нэнкин Хокэн (KNH). Это доходо-ориентированный пенсионный план с установленными выплатами. За счет взносов в KNH частично финансируется социальная пенсия.
Первоначальный замысел KNH предполагал создание резерва за счет заработной платы работников на раннем этапе их трудовой деятельности.
Одной из основных причин создания данной программы в 1942 г. была попытка ограничить покупательную способность японцев во время Второй мировой войны за счет обязательных взносов из заработка в целях сокращения инфляции.
Обязательные пенсионные выплаты за счет работодателей были введены в 1937 г. В дальнейшем с введением программы KNH, предусматривавшей уплату обязательных взносов работодателями и работниками, они были отменены.
В качестве взносов работодателей были зачтены их взносы в прежние корпоративные пенсионные планы. В целях поощрения взносов работниками правительство ввело их софинансиро-вание за счет трансферов из бюджета в размере 10% от суммы обещанных выплат.
Гиперинфляция, случившаяся в Японии после Второй мировой войны, съела резервный фонд KNH и отрицательно сказалась на благосостоянии работников. Поэтому в 1948 г. общая ставка взносов сократилась с 11 до 3%.
При этом большинство работодателей стали добровольно поддерживать свои пенсионные выплаты. Трансферы за счет бюджета выросли с 10 до 15% в 1954 г. и до 20% в 1965 г.
В период долгосрочного периода экономического роста в 1950—1980-х гг. взносы в KNH постепенно были восстановлены до прежнего уровня — до 6,4% в 1973 г. и 12,4% в 1986 г. Также расширилось число участников программы.
До 1988 г. KNH распространялась лишь на компании с числом работающих пять и более, с 1988 г. программа стала охватывать всех работодателей.
Корпоративные и индивидуальные пенсионные планы третьего уровня
Японская пенсионная система в компаниях ориентирована преимущественно на выплату пенсий в заранее установленном размере в виде единовременного пособия при выходе на пенсию.
В такой форме пенсионные выплаты осуществляют примерно 85% работодателей. Согласно данным Национального регулятора в сфере занятости (National Personnel Authority) средний работник в частном секторе со стажем 20 лет и более получает от работодателя при выходе на пенсию около 25 млн иен, что эквивалентно 10—12 годовым доходам данного работника.
Поскольку трудовой стаж является, как правило, длительным, а случаи ухода с работы до достижения пенсионного возраста относительно редки, подобные пособия при увольнении играют роль эффективных пенсионных планов. Данные вознаграждения финансируются за счет резервов
, формируемых на балансе компаний, при помощи которых работодатели оценивали свои обязательства, без создания специальных фондов для выплаты будущих пенсий.
В середине 1960-х гг. были созданы два основных плана с установленными выплатами — Пенсионный фонд работающих (Employee Pension Fund — EmPF) и пенсионный план с льготным налогообложением (Tax-Oualified Pension Plan — ТОРР).
Многие компании переоформили выплачиваемые единовременные пособия при выходе на пенсию в указанные пенсионные планы, что позволяло воспользоваться налоговыми льготами и сгладить поток денежных выплат.
В октябре 2001 г. был введен пенсионный план с установленными взносами. В последующие годы появился новый пенсионный план с установленными выплатами. Каждый из указанных планов имеет собственную правовую базу, регулирующий орган, правила управления планом и порядок налогообложения.
Некоторые люди добровольно приобретают индивидуальные аннуитеты у финансовых институтов, предоставляющих услуги в сфере дополнительного пенсионного обеспечения.