Файл: Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида для данной области, города, села.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида для данной области, го­рода, села.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше пой­мет и оценит то, что присуще всему народному искус­ству, что объединяет все виды, увидит то, что отлича­ет их друг от друга в зависимости от природных усло­вий, занятий местных жителей, их вкусов. Такой под­ход позволит познакомить детей с трудом народных ма­стеров, показать процесс создания изделий, воспитать уважение и гордость за свой народ.

В процессе рассматривания предметов и репродук­ций воспитатель учит детей выделять средства вырази­тельности каждого вида народного искусства, сравни­вать разные виды и находить сходство и различие меж­ду ними.

При ознакомлении с народным искусством решают­ся следующие задачи:

- развитие интереса к предметам народного искусст­ва, воспитание эмоциональной отзывчивости;

- понимание содержания, выделение средств вырази­тельности: пластика формы, связь назначения предме­та и его украшения, элементы узора, колорит, компо­зиция;

- развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного ис­кусства и детской деятельности (рисование, лепка, ап­пликация).

Для ознакомления детей с народным искусством ор­ганизуются:

- выставки (одного предмета, одного вида народного искусства, двух-трех видов в сравнении, нескольких ви­дов в конце года);

- занятия по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). Занятия проводятся в группе, на выставке, в музее дошкольного учрежде­ния. Новой формой является проведение экскурсий в музеи города, где дети попадают в мир искусства и со­вершенно по-другому воспринимают произведения на­родного творчества;

- занятия по декоративному рисованию, лепке и ап­пликации на основе народного искусства (одного или нескольких), на которых продолжается работа по ознакомлению и обучению детей декоративной дея­тельности;

- самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искус­ства, слайды, открытки, составляют декоративные ком­позиции или выкладывают их в дидактических играх ли­бо на фланелеграфе.

Даются следующие сведения о каждом виде народного искусства: название, место промысла, содержание и назначение предметов, некоторые особен­ности вида, характерные средства выразительности — элементы узора, колорит, сочетание цветов, закономер­ности расположения узора на форме — композиция (че­редование элементов и цветовых пятен, симметричный узор композиции).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Задача воспитателя — привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмо­циональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой (дымковской, филимоновской, тверской и др.).

Детей знакомят с образами, характерными для рус­ской игрушки: птицей, собачкой, конем, барышней. Эти образы встречаются в каждом виде народного искусст­ва. Важно научить ребенка узнавать знакомую игруш­ку, видеть ее красоту.

Каждый месяц воспитатель вносит в группу новые игрушки, затем репродукции с их изображением, при­влекает к ним внимание детей, просит рассматривать их, учит выделять некоторые детали костюма (фартук, косынку, юбку), их украшения.

Чтобы привлечь внимание детей к народным игруш­кам, через некоторое время воспитатель заменяет их и дополняет репродукции, затем они снова приходят в гос­ти. Встреча со знакомым образом, его узнавание, со­здание игровой ситуации, использование сюрпризных мо­ментов будут способствовать повышению интереса к на­родной игрушке.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Продолжается работа по ознакомлению детей с рус­ским народным декоративно-прикладным искусством, в первую очередь с теми видами, которые наиболее близ­ки и доступны для восприятия, с тем, что окружает их дома, в дошкольном учреждении (игрушка дымковская, филимоновская, тверская и др.).

Узнавая знакомые образы птиц, животных, челове­ка, ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства: эле­менты узора, их цвет, яркие краски, которые привле­кают его внимание. Это геометрические элементы: по­лосы, кольца, круги разной величины и цвета. Каждо­му виду народной игрушки присущи определенные со­четания элементов узора и их цвета.

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, воспи­татель использует игровые приемы, сюрпризные момен­ты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показы­вают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадыва­ют загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр.

Народная игрушка, репродукция с изображением та­кого же образа остаются на некоторое время в группе. Затем рассматриваются другие образы, их изображения на репродукциях, дополняющие игрушки. Ознакомив­шись с определенным видом народного искусства, дети начинают узнавать птиц, коня, козла, барана, барыш­ню в дымковской игрушке, видеть красочность узоров.
Вызвав интерес к игрушке, воспитатель знакомит с на­званиями «дымковский конь», «филимоновская бары­ня». Сначала в памяти остается только знакомый об­раз - конь, индюк и пр.; постепенно ребенок запоми­нает название, которое потом войдет в его речь.

Воспитатель учит детей видеть красоту узора, де­лить его на знакомые составные части - элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать ва­риативность цвета. Постепенно воспитатель учит детей видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, по­лос и овалов; показывает ритм простых элементов, со­держащихся в каждом узоре.

В процессе рассматривания для активизации детей используется жест руки. Показывая элемент узора, ре­бенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими украшениями. Постепенно от крупных элементов узора переходят к более мелким.

Эта работа продолжается на занятиях по декоратив­ному рисованию, лепке. В начале занятия детей учат рассматривать наиболее простые образы, доступные в лепке (уточка, собачка).

Лепка помогает детям понимать, как мастера пере­дают пластический образ, обобщенность и простоту фор­мы, лаконичность средств выразительности. Это не леп­ка с натуры. Важно в игровой ситуации создать образ и в конце занятия обыграть изготовленные фигурки: пу­стить уточек в пруд, дать выбрать барышне собачку, придумать про них историю.

На занятиях по декоративному рисованию, апплика­ции, выделив один из элементов узора, воспитатель учит рассматривать его и включать в узор на полосе «до­рожка», на квадрате, круге, розетке (салфетка, ткань), для хвоста индюка. В конце занятия дети «одевают» трафареты игрушек: барышень, коней, птиц, используя свои рисунки. Создается интерес к результатам работы, понимание назначения узора и связь его с предметом.

По каждому виду народного искусства целесообраз­но провести несколько занятий (4-5) по рисованию, лепке, аппликации, чтобы дети овладели системой зна­ний в процессе ознакомления, а также во время деко­ративной деятельности.

В течение года детей можно познакомить с двумя -тремя видами народной игрушки. Главное - научить их видеть красоту окружающих предметов, пробудить же­лание создать такие же, использовать полученные зна­ния на других занятиях.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Продолжается работа по развитию интереса к пред­метам народного декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ.

Детей знакомят с разными видами народного искус­ства, учат их различать по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Это русская народная игрушка — дымковская, филимоновская, тверская, каргопольская, украшенная геоме­трическим орнаментом, деревянная богородская игруш­ка, предметы быта — посуда, мебель, украшенные рас­тительным узором, городецкая, хохломская, полхов-майданская, жостовская роспись, гжель и другие виды.

В течение года воспитатель отбирает несколько ви­дов народного искусства, чтобы показать детям снача­ла геометрические орнаменты, учитывая наличие пред­метов декоративного искусства в дошкольном учрежде­нии, а также наглядный материал: репродукции, открыт­ки, слайды, диафильмы, видеофильмы.

Важно начать с рассматривания тех видов народно­го искусства, с которыми детей знакомили в предыду­щей группе. Это положительно влияет на эмоциональ­ное воспитание детей. Кроме того, восприятие знако­мых предметов будет проходить на новом уровне: вы­деляя общее, дети заметят то, на что раньше не обра­тили внимание.

В геометрическом орнаменте выделяются знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание законо­мерностям цвета и чередованию элементов, ритмично­сти, построению симметричного узора.

Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская роспись). Со­единяя круги, овалы, черточки, мастер создает необыч­ные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окру­жающую природу.

Формы ознакомления с каждым видом народного ис­кусства разные: это выставки, занятия по искусству, де­коративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, репродук­ций, слайдов, диафильмов, видеофильмов, что позволя­ет показать разнообразие содержания предметов, не­которые способы и этапы работы мастеров.

На занятиях по народному искусству детей знако­мят сначала с одним из его видов, а затем с двумя-тре­мя видами в сравнении. Важно показать общие образы народных игрушек и их характерное различие, учить де­тей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.


Организация таких занятий может быть самая раз­нообразная: экскурсия на выставку, организованную в группе, методическом кабинете, зале или музее дошколь­ного учреждения; приглашение народных мастеров, ху­дожников. Новой формой является организация экскур­сий в музей декоративно-прикладного искусства, на вы­ставки, где дети попадают в необычный мир искусства, приобщаются к художественной культуре.

На занятиях дети рассматривают предметы декора­тивного искусства и их изображения: репродукции, от­крытки (демонстрационный и раздаточный материал).

Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его мес­тонахождение; определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального вос­питания рассматривание предметов сопровождается ху­дожественным словом, потешками, прибаутками, образ­ными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коро­вушки не простые - глиняные расписные» (филимоновские игрушки), «Барыни красивы, да беда - спе­сивы» (каргопольские игрушки), «Майданские утки не­сутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (полхов-майданская игрушка).

Разная организация занятий, использование нагляд­ного материала, художественного слова, музыки, при­глашение мастериц сделают эти занятия живыми и ин­тересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разны­ми видами искусства.

Работа по развитию эстетического восприятия с от­дельными детьми продолжается вне занятий — на вы­ставке, организованной в группе, где материал перио­дически меняется в зависимости от содержания после­дующих занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации, проводимых в данный период.

На занятиях по декоративной деятельности продол­жается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства, выделяют некоторые приемы, доступные детям дошкольного воз­раста: обобщенные способы лепки, быстрое выполне­ние отдельных элементов и скоропись, заполнение про­странства листа в определенной последовательности, вы­полняя сначала одинаковые элементы, затем осталь­ные, потом украшения и т. д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навы­ки и темп рисования без пауз.

Таким образом, знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узо­ров, некоторые приемы мастеров и пробуждает желание применить полученные знания, умения и навыки в со­здании композиций, развить творческие способности.