Файл: Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида для данной области, города, села.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида для данной области, города, села.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Такой подход позволит познакомить детей с трудом народных мастеров, показать процесс создания изделий, воспитать уважение и гордость за свой народ.
В процессе рассматривания предметов и репродукций воспитатель учит детей выделять средства выразительности каждого вида народного искусства, сравнивать разные виды и находить сходство и различие между ними.
При ознакомлении с народным искусством решаются следующие задачи:
- развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости;
- понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция;
- развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Для ознакомления детей с народным искусством организуются:
- выставки (одного предмета, одного вида народного искусства, двух-трех видов в сравнении, нескольких видов в конце года);
- занятия по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). Занятия проводятся в группе, на выставке, в музее дошкольного учреждения. Новой формой является проведение экскурсий в музеи города, где дети попадают в мир искусства и совершенно по-другому воспринимают произведения народного творчества;
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации на основе народного искусства (одного или нескольких), на которых продолжается работа по ознакомлению и обучению детей декоративной деятельности;
- самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо на фланелеграфе.
Даются следующие сведения о каждом виде народного искусства: название, место промысла, содержание и назначение предметов, некоторые особенности вида, характерные средства выразительности — элементы узора, колорит, сочетание цветов, закономерности расположения узора на форме — композиция (чередование элементов и цветовых пятен, симметричный узор композиции).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Задача воспитателя — привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой (дымковской, филимоновской, тверской и др.).
Детей знакомят с образами, характерными для русской игрушки: птицей, собачкой, конем, барышней. Эти образы встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту.
Каждый месяц воспитатель вносит в группу новые игрушки, затем репродукции с их изображением, привлекает к ним внимание детей, просит рассматривать их, учит выделять некоторые детали костюма (фартук, косынку, юбку), их украшения.
Чтобы привлечь внимание детей к народным игрушкам, через некоторое время воспитатель заменяет их и дополняет репродукции, затем они снова приходят в гости. Встреча со знакомым образом, его узнавание, создание игровой ситуации, использование сюрпризных моментов будут способствовать повышению интереса к народной игрушке.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Продолжается работа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством, в первую очередь с теми видами, которые наиболее близки и доступны для восприятия, с тем, что окружает их дома, в дошкольном учреждении (игрушка дымковская, филимоновская, тверская и др.).
Узнавая знакомые образы птиц, животных, человека, ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства: элементы узора, их цвет, яркие краски, которые привлекают его внимание. Это геометрические элементы: полосы, кольца, круги разной величины и цвета. Каждому виду народной игрушки присущи определенные сочетания элементов узора и их цвета.
Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, воспитатель использует игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр.
Народная игрушка, репродукция с изображением такого же образа остаются на некоторое время в группе. Затем рассматриваются другие образы, их изображения на репродукциях, дополняющие игрушки. Ознакомившись с определенным видом народного искусства, дети начинают узнавать птиц, коня, козла, барана, барышню в дымковской игрушке, видеть красочность узоров.
Вызвав интерес к игрушке, воспитатель знакомит с названиями «дымковский конь», «филимоновская барыня». Сначала в памяти остается только знакомый образ - конь, индюк и пр.; постепенно ребенок запоминает название, которое потом войдет в его речь.
Воспитатель учит детей видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части - элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно воспитатель учит детей видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; показывает ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре.
В процессе рассматривания для активизации детей используется жест руки. Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими украшениями. Постепенно от крупных элементов узора переходят к более мелким.
Эта работа продолжается на занятиях по декоративному рисованию, лепке. В начале занятия детей учат рассматривать наиболее простые образы, доступные в лепке (уточка, собачка).
Лепка помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщенность и простоту формы, лаконичность средств выразительности. Это не лепка с натуры. Важно в игровой ситуации создать образ и в конце занятия обыграть изготовленные фигурки: пустить уточек в пруд, дать выбрать барышне собачку, придумать про них историю.
На занятиях по декоративному рисованию, аппликации, выделив один из элементов узора, воспитатель учит рассматривать его и включать в узор на полосе «дорожка», на квадрате, круге, розетке (салфетка, ткань), для хвоста индюка. В конце занятия дети «одевают» трафареты игрушек: барышень, коней, птиц, используя свои рисунки. Создается интерес к результатам работы, понимание назначения узора и связь его с предметом.
По каждому виду народного искусства целесообразно провести несколько занятий (4-5) по рисованию, лепке, аппликации, чтобы дети овладели системой знаний в процессе ознакомления, а также во время декоративной деятельности.
В течение года детей можно познакомить с двумя -тремя видами народной игрушки. Главное - научить их видеть красоту окружающих предметов, пробудить желание создать такие же, использовать полученные знания на других занятиях.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Продолжается работа по развитию интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ.
Детей знакомят с разными видами народного искусства, учат их различать по содержанию, материалам, средствам выразительности, характерным признакам. Это русская народная игрушка — дымковская, филимоновская, тверская, каргопольская, украшенная геометрическим орнаментом, деревянная богородская игрушка, предметы быта — посуда, мебель, украшенные растительным узором, городецкая, хохломская, полхов-майданская, жостовская роспись, гжель и другие виды.
В течение года воспитатель отбирает несколько видов народного искусства, чтобы показать детям сначала геометрические орнаменты, учитывая наличие предметов декоративного искусства в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, диафильмы, видеофильмы.
Важно начать с рассматривания тех видов народного искусства, с которыми детей знакомили в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное воспитание детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов будет проходить на новом уровне: выделяя общее, дети заметят то, на что раньше не обратили внимание.
В геометрическом орнаменте выделяются знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора.
Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская роспись). Соединяя круги, овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу.
Формы ознакомления с каждым видом народного искусства разные: это выставки, занятия по искусству, декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, репродукций, слайдов, диафильмов, видеофильмов, что позволяет показать разнообразие содержания предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.
На занятиях по народному искусству детей знакомят сначала с одним из его видов, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно показать общие образы народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.
Организация таких занятий может быть самая разнообразная: экскурсия на выставку, организованную в группе, методическом кабинете, зале или музее дошкольного учреждения; приглашение народных мастеров, художников. Новой формой является организация экскурсий в музей декоративно-прикладного искусства, на выставки, где дети попадают в необычный мир искусства, приобщаются к художественной культуре.
На занятиях дети рассматривают предметы декоративного искусства и их изображения: репродукции, открытки (демонстрационный и раздаточный материал).
Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение; определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые - глиняные расписные» (филимоновские игрушки), «Барыни красивы, да беда - спесивы» (каргопольские игрушки), «Майданские утки несутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (полхов-майданская игрушка).
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, приглашение мастериц сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства.
Работа по развитию эстетического восприятия с отдельными детьми продолжается вне занятий — на выставке, организованной в группе, где материал периодически меняется в зависимости от содержания последующих занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации, проводимых в данный период.
На занятиях по декоративной деятельности продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства, выделяют некоторые приемы, доступные детям дошкольного возраста: обобщенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и скоропись, заполнение пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные, потом украшения и т. д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.
Таким образом, знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и пробуждает желание применить полученные знания, умения и навыки в создании композиций, развить творческие способности.