Файл: Первое советское правительство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По воспоминаниям первого наркома просвещения Луначарского А. В., первый состав Совнаркома был во многом случаен, а обсуждение списка сопровождалось комментариями Ленина: «если окажутся негодными — сумеем переменить». Как писал первый нарком юстиции, большевик Ломов (Оппоков Г. И.), его познания в юстиции включали себя главным образом детальные познания о царских тюрьмах с особенностями режима, «мы знали — где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством».
Многие наркомы первого состава Совета народных комиссаров Советской России были репрессированы в 1930-е годы.

3. Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России.
Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков,
Нарком земледелия — В. П. Милютин,
Нарком труда — А. Г. Шляпников,
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко,
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин,
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский,
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов),
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий),
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов),
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович,
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов),
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин),
Пост народного комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.
Вакантный пост народного комиссара по делам железнодорожным позже занял М. Т. Елизаров. 12 ноября в дополнение к Постановлению о создании СНК наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, первая женщина-министр в мире. 19 ноября наркомом госконтроля был назначен Э. Э. Эссен.
Исторический первый состав Совнаркома сформировался в условиях жёсткой борьбы за власть. В связи с демаршем исполкома железнодорожного профсоюза Викжель, который не признал Октябрьскую революцию, и требовал формирование «однородного социалистического правительства» из представителей всех социалистических партий, пост наркомжелдора остался незамещённым. В дальнейшем, в январе 1918 года, большевикам удалось внести раскол в железнодорожный профсоюз, сформировав параллельный Викжелю исполком Викжедор, состоявший в основном из большевиков и левых эсеров. К марту 1918 сопротивление Викжеля было окончательно сломлено, а основные полномочия как Викжеля, так и Викжедора, переданы Наркомату путей сообщения.

Наркомат по военным и военно-морским делам был сформирован, как коллегия, в составе Антонов-Овсеенко, Крыленко, Дыбенко. На апрель 1918 года этот комитет фактически прекратил своё существование.
По воспоминаниям первого наркома просвещения Луначарского А. В., первый состав Совнаркома был во многом случаен, а обсуждение списка сопровождалось комментариями Ленина: «если окажутся негодными — сумеем переменить». Как писал первый нарком юстиции, большевик Ломов (Оппоков Г. И.), его познания в юстиции включали себя главным образом детальные познания о царских тюрьмах с особенностями режима, «мы знали — где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством».
Многие наркомы первого состава Совета народных комиссаров Советской России были репрессированы в 1930-е годы.
Существует миф о том, что первое большевистское правительство состояло из одних евреев, из-за чего слова «большевик» и «еврей» стали практически синонимами… Сколько в этом истины, и каков же в действительности был национальный состав первого Совнаркома?
9 ноября 1917 года по новому стилю Всероссийским Съездом Советов было принято «Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров». Как утверждает в работе «Евреи в России и СССР» писатель-белоэмигрант Андрей Дикий (настоящая фамилия — Занкевич), в состав первого Совнаркома входили 20 народных комиссаров: «Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд, еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий — выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей. Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев».
Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще! Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15. Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г. Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия. Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И. А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М. П. Лилина, то ли З. И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А. А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

Так каков же был реальный состав первого советского правительства? Чтобы выяснить это, достаточно почитать текст вышеупомянутого декрета: «Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков Нарком земледелия — В. П. Милютин Нарком труда — А. Г. Шляпников Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов) Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)». Итак, кто все эти люди были по национальности? Восемь человек — Рыков, Милютин, Шляпников, Ногин, Луначарский, Скворцов (Степанов), Оппоков (Ломов), Авилов (Глебов) были русскими. Трое — Овсеенко, Крыленко и Дыбенко — были малороссами (украинцами). Джугашвили (Сталин) был грузином, И. Теодорович — поляком. Единственным евреем в первом правительстве Советов был народный комиссар иностранных дел Троцкий, настоящая фамилия которого была Бронштейн… Таким образом, утверждение, что первое большевистское правительство было «еврейским», попросту притянуто за уши. В него, как и в последующие, входили люди разных национальностей, и все они были в той или иной степени ответственны за политику, осуществляемую Советским государством.
II Съезд объявил низложенным Временное правительство, а себя провозгласил высшим органом государственной власти. (В знак протеста часть делегатов съезда от партий меньшевиков и правых эсеров покинула его.) Для руководства государством в перерывах между съездами был избран ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), в который в блоке с большевиками вошли левые эсеры и эсеры-максималисты. Возглавил ВЦИК колеблющийся большевик Л. Б. Каменев, но уже в ноябре его сменил стойкий большевик Я. М. Свердлов.
Съезд сформировал также из одних большевиков во главе с Лениным Временное рабочее и крестьянское правительство в лице Совета народных комиссаров (СНК). Главной задачей его являлся созыв Учредительного собрания, от идеи которого большевики не рискнули отказаться сразу. Поначалу предполагалось, что комиссары будут представлять новое правительство в старых министерствах, но большевики сразу после съезда приступили к организации вместо министерств новых органов отраслевого управления – комиссариатов.

Провозгласив переход власти в центре и на местах в руки Советов, съезд признал их единственной формой власти, непосредственно подчиненной новому правительству, и упразднил институт комиссаров Временного правительства.
В течение последующих 3 месяцев большевистская власть окончательно конституировалась. ВЦИК и СНК своими декретами упразднили все прежние органы управления: Сенат, Синод, Государственную думу, земские и городские управы. Были запрещены ушедшие в подполье буржуазные партии, прекратила свою деятельность несогласная с новой политикой печать.
В начале января 1918 года было разогнано Учредительное собрание, в котором партия власти после первых всеобщих выборов, проведенных по пропорциональной системе (по партийным спискам) в ноябре 1917 года, не получила большинства. Из 707 мест большевикам досталось только 175, 370 получили эсеры, остальные места распределились между представителями других левых партий националистического и социалистического толка.
Состав Учредительного собрания свидетельствовал о том, что и большинство населения не поддерживает новую власть, несмотря на провозглашенные ею стремления к миру и начатый передел земли.
Эсеры отказались поддержать начатые большевиками преобразования. Предложенная правительством к утверждению в качестве программного документа «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», первый пункт которой гласил, что Учредительное собрание поддерживает «установление коренных оснований социалистического переустройства общества», не была принята. После чего Собрание было распущено, а демонстрация протеста питерцев разогнана большевиками.
Конституционное значение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции. Для удобства восприятия их можно разделить на четыре группы.
Первая – акты, направленные на создание экономических основ нового строя.
Это, в частности, «Положение о рабочем контроле», принятое ВЦИК 27 ноября 1917 года; декрет ВЦИК «О национализации банков» от 27 декабря 1917 года; «О социализации земли» от 9 февраля 1918 года; декреты СНК «О национализации внешней торговли» от 22 апреля 1918 года; «О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности» от 28 июля 1918 года и др.
Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства.
Это, в частности, принятая СНК 15 ноября 1917 года «Декларация прав народов России», обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 3 декабря 1917 года, постановление СНК «О Финляндской республике» от 31 декабря 1917 года, декрет ВЦИК «О флаге Российской Республики» от 8 апреля 1918 года и др.

Третья группа декретов посвящалась созданию механизма советского государства: декрет СНК «О порядке утверждения и опубликования законов» от 12 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «О праве отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года, декрет СНК «О суде» от 5 декабря 1917 года, декрет ВЦИК «О Высшем Совете Народного Хозяйства» от 14 декабря 1917 года, декрет СНК «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» от 28 января 1918 года и др.
Четвертой группой декретов власть пыталась установить основы правового положения граждан, организации всей общественной жизни: постановление СНК «О восьмичасовом рабочем дне» от 11 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года, декрет СНК «О печати» от 9 ноября 1917 года, декрет ВЦИК «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов состояния» от 31 декабря 1917 года, декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года, декрет ВЦИК «О праве убежища» от 28 марта 1918 года, декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» от 1 апреля 1918 года и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, были ли неизбежна большевистская революция и гражданская война? Февраль дал народам России шанс мирного развития по пути реформ, но по многим причинам: нежелание и неспособность Временного правительства и стоявших за ним классов решать задачи буржуазно-демократической революции, отказ Петроградского совета и партий, составлявших большинство в нем, от фактически взятой государственной власти, наконец, отсутствие каких-либо традиций политической демократии во всех слоях общества и навязчивая вера в насилие как путь к решению всех проблем - этот шанс так и остался нереализован.
Последующий ход событий представлял собой порочный круг, в котором нерешенность глубинных проблем общества - вопросов о мире и о земле делала невозможным развитие нормального политического процесса и сохранение гражданского мира на основе компромиссов между классами. После июньских событий диктатура стала неизбежной: либо Ленин, либо правая военная диктатура, что на тот момент означало Корнилов. Первый путь оказался трагической утопией. К чему вел последний можно увидеть в том числе на примере такой страны, как довоенный Китай.
Главный урок событий 1917 года для современной России заключается, на мой взгляд, в необходимости проведения давно назревших реформ на основе компромиссов и коалиций, отказ от насилия в политике. Первые шаги к этому сделаны. Но только первые...