ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поднять правую руку и одновременно сделать шаг на месте правой ногой.
Вернуться в исходное положение.
Поднять левую руку сделать шаг на месте левой ногой.
Гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола, интегрирования мозга и активизации межполушарных связей - вначале проводятся без пересечения средней линии тела. Могут выполняться в разных вариантах. Упражнения напоминают движения ползущей ящерицы или бегущей лошади.
"Пистолетик" - из исходного положения вытянуть перед собой одновременно левую ногу и правую руку до горизонтальной линии. Для сохранения равновесия опорную ногу (в данном описании - правую) согнуть в колене. Вернуться в исходное положение, затем то же самое движение выполнить правой ногой и левой рукой. Опорная нога - левая. Вернуться в исходное положение.
"Ящерица" Из исходного положения отвести правую ногу в сторону до 45 градусов, одновременно левую руку отвести от туловища и поднять вверх до 45 градусов. Принять исходное положение, затем то же движение выполнить противоположными конечностями (левой ногой и правой рукой).
"Лыжник" Сделать шаг вперед правой ногой, перенести на нее вес тела, левую руку вытянуть вперед. Левая нога выпрямлена и разогнута в тазобедренном суставе, стопа касается пола. Вернуться в исходное положение, приставив правую ногу к левой, т.е. сделав шаг назад. Затем то же упражнение выполняется противоположными конечностями. При выполнении этого упражнения необходимо следить за вынесением опорной ноги вперед, для этого совершается шаг вперед в сочетании с вытягиванием руки с противоположной стороны.
Гетеролатеральные форсированные движения с пересечением средней линии, вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового - в другую - с той же целью, что и в пункте 2, но с повышением интенсивности сигнала за счет усилий, необходимых для совершения движения и вовлечением большего числа нервных центров.
"Футболист" - маховым движением левая нога пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого бедра. В это же время правая рука маховым движением пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность левого плечевого сустава. Туловище в момент этого движения производит ротацию: таз вращается в одну сторону
, а плечевой пояс - в другую. Принять исходное положение и повторить движение противоположными конечностями (правой ногой и левой рукой).
“Замочек” - сложные перекрестные непривычные движения, требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий .
Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги. Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.
Сочетание гетеролатеральных движений с движениями глаз и функциональной нагрузкой на оба полушария (для доминантного полушария - логическая нагрузка, для субдоминантного - творческая задача) - для активизации связей между центрами, управляющими движениями конечностей, глазодвигательными ядрами ствола головного мозга, зрительными центрами и корой головного мозга справа и слева.
При доминировании левого полушария упражнения выполняются следующим образом.
Больной смотрит влево, одновременно производя арифметические вычисления в уме. Сложность вычислений зависит от возраста и предварительной подготовки.
Затем больной смотрит вправо, одновременно напевая придуманную мелодию.
При доминировании правого полушария взгляд влево сочетается с напеванием мелодии, а взгляд вправо - с арифметическими действиями в уме. Описанные действия проводятся на фоне гетеролатеральных движений.
Рисование знака бесконечности. Рисование знака бесконечности в воздухе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую - правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе. Точка перекреста линий находится на уровне средней линии тела. В точке перекреста направление движения вверх, по бокам - вниз. При этом упражнении синхронизируются двусторонние гетеролатеральные импульсы от глаз, рук и всего тела.
Двуручное письмо и симметричные рисунки. Рисование симметричных фигур одновременно двумя руками включает оба полушария в выполнение одной задачи.
Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными.
Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.
После гимнастики выполняют аутотренинг - создание метафорического образа совместно работающих полушарий путем приема мысленного соединения полушарий.
Положить правую ладонь на левую половину головы, затем образно и ярко представить в ладони половину мозга. Положить левую руку на правую половину головы и проделать то же самое.
Медленно соединить руки в замок, создавая воображаемую картину соединения мозга в единое целое.
Примеры.
История болезни 1. Больная К., 59 лет, пенсионерка. Доставлена в неврологическое отделение “скорой помощью” в связи с появлением слабости и онемения в правых конечностях и затруднением речи. АД 150/90. В неврологическом статусе легко выраженный гемипарез с повышением тонуса и рефлексов. Элементы моторной афазии: речь понятна, но бедна глаголами, иногда наблюдается перестановка букв и слогов, неправильное употребление падежей, пропуск предлогов и местоимений, редкие персеверации. При разговоре по телефону дефект речи становится более заметным. Понимание речи, повторение отдельных слогов и слов, чтение и письмо сохранены.
Диагноз: Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ), острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне средней мозговой артерии слева. Правосторонний гемипарез, гемигипестезия, элементы моторной афазии. Умеренная степень тяжести.
В течение недели получала сосудорасширяющие средства, церебролизин, пирацетам, трентал, массаж левых конечностей. Движения в ноге восстановились, исчезло онемение, слабость в руке и нарушения речи сохранялись.
На фоне продолжающегося медикаментозного лечения больная была принята на курс специальной гимнастики. Перед началом были проведены стандартные пробы на определение доминантности полушарий, больная - правша) В ходе нейропсихологического обследования, кроме легко выраженной моторной афазии, выявлено снижение внимания и кратковременной вербальной памяти.
Курс специальной тренировки мозга проведен в течение 15 дней. После трех занятий улучшилась речь - стала быстрее, увереннее, исчезли персеверации. После окончания курса: стала увереннее говорить по телефону, затруднение с перестановкой букв отмечается лишь в сложных словах (“кораблекрушение, электричество”). Проведено повторное нейропсихологическое исследование, результаты представлены в таблице 1.Таблица 1.
Показатели До курса После курса
Таблицы Шульте:
лучшее время 57 сек 45 сек (N)
застревание 4 раза нет
астения есть нет
Корректурная проба:
время 3 мин 20 сек 3 мин 5 сек
ошибки 32 10
Ряды Крепелина:
количество примеров 63 78
ошибки 2 нет
Исследование памяти рост запоминания:
после 1 предъявления 4 5
после 5 предъявлений 8 8
после 10 предъявлений 8 9
псевдозапоминания 2 нет
лабильность кривой есть нет
персеверации 2 нет
История болезни 2. Больная Д., 53 года, учительница. Во время консультации у невропатолога жаловалась на снижение памяти: забывает слова во время проведения уроков, иногда с трудом вспоминает имена своих знакомых и часто используемые номера телефонов. Кроме того, беспокоят головные боли, головокружение при перемене положения тела, иногда легкое пошатывание при ходьбе, повышение артериального давления до 170/100. Такое состояние последние 2-3 года, получала сосудорасширяющие препараты, ноотропы, витаминотерапию, отмечала небольшое улучшение, но в целом состояние постепенно ухудшается. В неврологическом статусе: мелкоразмашистый горизонтальный нистагм при крайних отведениях глазных яблок, легкое пошатывание в пробе Ромберга, промахивание при выполнении пальценосовой и коленно-пяточной пробы, стопные патологические знаки Россолимо с 2 сторон. Магнитно-резонансная томография головного мозга: множественные мелкие очаги дисциркуляции преимущественно в задних отделах полушарий мозга. Диагноз: ЦВБ, дисциркуляторная энцефалопатия в вертебробазиллярном бассейне, вестибулоатактический и гипомнестический синдром, умеренная степень выраженности. С целью активизации межполушарных связей и улучшения высших психических функций больная обучена выполнению комплекса упражнений, которые выполнялись под руководством инструктора первые 3 раза, а затем самостоятельно - по 15 минут в день в течение двух недель. От медикаментозного лечения больная отказалась, поскольку получала препараты месяц назад. Результаты нейропсихологического исследования представлены в таблице 2.Таблица 2.
Показатели До курса После курса
Таблицы Шульте:
лучшее время 55 сек 43 сек (N)
застревание 3 раза нет
астения нет нет
Корректурная проба:
время 5 мин 12 сек 4 мин 17 сек
ошибки 6 1
Ряды Крепелина:
количество примеров 56 75
ошибки 2 1
Исследование памяти рост запоминания:
после 1 предъявления 6 7
после 5 предъявлений 5 8
после 10 предъявлений 8 10
псевдозапоминания 1 нет
лабильность кривой выраженная нет
персеверации нет нет
После проведенного курса тренировки пациентка отметила уменьшение головокружения при перемене положения тела. Что касается нарушений памяти, то субъективно каких-либо изменений она не заметила, но объективное исследование кратковременной вербальной памяти показало, что увеличилась скорость и количество запоминаемых слов, улучшились показатели внимания. Результаты тестирования для пациентки были настолько показательными, что она продолжает заниматься этой тренировкой ежедневно.
Предлагаемый способ использован в неврологическом отделении муниципальной больницы №2 г.Новокузнецка у 90 больных. 18 из них проведено нейропсихологическое исследование, которое показало улучшение кратковременной вербальной памяти, концентрации внимания при счете и чтении, более равномерное выполнение тестов, уменьшение утомляемости по сравнению с результатами, полученными в контрольной группе, выполнявшей обычный комплекс лечебной физкультуры.
Вывод.
Таким образом, предложенный способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью позволяет за счет последовательного вовлечения все более высоких уровней регуляции влиять на состояние нервных центров в отдельных полушариях, активизировать межполушарные связи, осуществить интегрирование мозга, вовлечь субдоминантное полушарие в восстановление нарушенных корковых функций и, следовательно, улучшить качество и скорость их восстановления.
Способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и инсультах путем проведения на фоне восстановительного лечения комплекса упражнений, отличающийся тем, что вначале определяют стандартными тестами доминантное полушарие; затем выполняют упражнения, которые последовательно вовлекают все более высокие уровни нервной системы, начиная с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового пояса - в другую и с пересечением средней линии тела, далее сочетают гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария - для доминантного полушария с логической нагрузкой, для субдоминантного с творческой нагрузкой, после чего выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой,