Файл: Чулакова София Юрьевна, 41. 03. 01 Зарубежное регионоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чулакова София Юрьевна,

41.03.01 «Зарубежное регионоведение»,

2 курс
Эссе

«Шестидесятники» в Советском союзе: ценностные идеалы, проблемы и мечты (на примере кинематографа)
Хрущевские времена, период после смерти И.В. Сталина, ослабление тоталитарной власти, появление некоторой свободы слова, относительная демократизация политической и общественной жизни, открытость западному миру, большая свобода творческой деятельности и т.д. Все это синонимы к одноименной повести И.Г Эренбурга – «Оттепель». По словам Д. Быкова в книге «Лекции по русской литературе XX века. Том 3», Эренбург первым почувствовал, что главной проблемой сталинизма было табуирование человеческого, и первым заговорил об этом. Люди слишком долго жили по чужим навязанным критериям, по навязанным правилам, поэтому буря и рушит эти бараки. Именно потому, что это бараки. Теперь должно начаться что-то другое. Что и произошло в «Оттепели».

С исторической точки зрения, «Хрущёвская оттепель» (или просто «Оттепель») — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И.В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов), время правления Н. С. Хрущёва.

Но для чего перечислять различную фактология, если можно разобрать слово «оттепель» гораздо проще. Например, с морфемной точки зрения: от – приставка, тепель – корень. Получается некое «от тепла». Я думаю, именно это и характеризует «Шестидесятников» кинематографа в СССР.

Как бы это не звучало; глупо или смешно, но актуальность заключается именно в «оттаивании», а если говорить фактологическим языком, то кинематограф 60-х впервые стал показывать истинную картину жизни, которая ранее находилась под идеологическим диктатом.

Задачами эссе являются рассмотрение кинематографа 60-х годов на примере таких фильмов, как Юрий Чулюкин «Девчата» (1961), Михаил Ромм «Девять дней одного года» (1962), Генрих Оганисян «Три плюс два» (1963), Георгий Данелия «Я шагаю по Москве» (1963), Марлен Хуциев «Мне 20 лет (Застава Ильича)» (1964), Василий Шукшин «Живет такой парень» (1964), Марлен Хуциев «Июльский дождь» (1966), Кира Муратова «Короткие встречи» (1967), Станислав Говорухин «Вертикаль» (1967), Станислав Ростоцкий «Доживем до понедельника» (1968), и определение, как кино оттепели влияло и влияет на людей и их мировоззрение.


В первое послевоенное десятилетие советский кинематограф находился в кризисе. Последствием идеологического диктата (Постановления ЦК КПСС, «борьба с космополитами») стало резкое сокращение количества выпущенных кинофильмов. В 1951 году было снято только 9 картин. После смены высшего политического руководства ситуация изменилась. Уже в 1956 году был снят невероятный по тем временам фильм «Сорок первый», а в 1957 году «Летят журавли», который ошеломил весь мир. С этого момента начался общий подъем всего советского кинематографа.

Одним из ключевых факторов этого мощного и непрерывного роста, продолжавшегося как минимум десятилетие, оказалось новое кинематографическое поколение. Позднее оно получило сводное имя – «шестидесятники». В кино выход этого поколения реализовался сразу в нескольких следовавших одна за другой поколенческих волн.

Первая плеяда блистательных «шестидесятников», лидерами которой стали Г. Чухрай, М. Хуциев, Т. Абуладзе, А. Алов и В. Наумов, С. Ростоцкий, Э. Рязанов, показали себя уже в конце 50-х годов. Представители этого поколения еще только приближались к пику своих возможностей, а из стен ВГИКа в начале 60-х годов вышла новая волна высоких киноимен. Это были: А. Тарковский, В. Шукшин, К. Муратова, А. Михалков-Кончаловский, Э. Климов, О. Иоселиани, Л. Шепитько, А. Смирнов и другие их сверстники. К середине 60-х заработала вторая «кузница» талантов – Высшие сценарные и режиссерские курсы. Отсюда выходит еще одно поколение «шестидесятников» – Ю. Клепиков, Г. Панфилов, А. Адамович и И. Авербах, Р. Ибрагимбеков, Т. Океев, И. Драч и К. Геворкян.

Первым абсолютно свободным кино «оттепели» стала картина М. Хуциева «Застава Ильича», которая вышла в 1964 году в сокращенном варианте под названием «Мне двадцать лет». Картина М. Хуциева является одним из самых ярких и важных произведений десятилетия. С одной стороны, «Застава Ильича» возродила подзабытый с 1920-х годов документалистский стиль в игровом кино. С другой стороны, в этой картине впервые в советском кинематографе появляется проблематика поисков смысла жизни в ситуации, когда система традиционных идеалов пошатнулась.


Картина была подвергнута строгой партийно-идеологической критике (участвовал, в том числе и Н.Хрущев). Однако это только добавило картине зрительского интереса. После временного запрета она вышла на экраны, став событием в идеологической и культурной жизни страны. С этого момента в определенном смысле началось кино, отмеченное социальным критицизмом, повышенной рефлексивностью и возникновением темы идеологического кризиса.

В 1960-х годах возникает новый жанр, вызванный достижениями в атомной физике и астронавтики. Эти темы обширно дискуссировались в русской прессе и вызывали настоящий энтузиазм у общественности. Самым простым кинофильмов на современную тему была картина М. Ромма Девять дней одного года (1961), рассказывавшая о самоотверженном труде ученых, физиков-атомщиков. Но посередке внимания кинофильма находились не препядствия науки, а исследование мироздания человека, ученого, его отношение к этому он делает, его чувства и размышления. Авторы и критики определили 9 дней как картину-размышление. Актеры А. Баталов, И. Смоктуновский, Т. Лаврова в сыгранных ими ролях открыли новые грани современной темы, когда философские препядствия жизни и смерти, связанные с ядерной опасностью, решались в стиле, далекой от выспренности, с ироничным подтекстом в словах и поведении людей.

Эта картина дала начало серьезным переменам в советском кино и, главное, в каком-то смысле изменила отношение массового зрителя к искусству экрана. Стало модным смотреть и обсуждать «трудные» фильмы, искать в них ответы на самые актуальные вопросы человеческой жизни. Интеллектуальный фильм оказался востребован советским зрителем.

Поэтому, 1960-е годы были очень плодотворными в истории российского кино. Самый пик активности этой сильной волны пришелся на конец десятилетия. Работы представителей второй волны шестидесятников, неподражаемо работы выпускников Высших сценарных курсов, сложно профессионально и энергично развивали теснее наметившиеся ранее полосы движения советского кино, а также несли внутри себя много принципиально нового. Они конструктивно расширили спектр поисков, заявили другие образы и мотивы, наметили выход к полностью не затрагивавшийся ранее пластам проблематики личности.

Эти фильмы восстановили в правах обыкновенного человека, которого раньше увидеть было очень трудно. На экранах появился человек думающий
, а не исполняющий чью-то волю. Появились герои, которые ставят перед собой простые, гуманные цели.

«Кинематограф уже не ограничивался опрокидыванием абстрактной догмы во имя утверждения подлинно человеческих норм. Он прикоснулся к таким характерам, когда с помощью одних только правил, вряд ли можно было добраться до истины. Протест против устаревших норм эстетики и догматизма, дискуссионность проблематики, стабильное состояние спора – это черты, свойственные наиболее характерным картинам предыдущих лет. В 60-е года дискуссию вытесняет анализ, а в анализе отыскивается, прежде всего, нравственный смысл, который порой прямо имеет социальную направленность».
Список использованных источников и литературы:


  1. Зубкова Т.Ю. Традиции и новации в художественном кино 1960-х годов.

  2. Абул-Касымов Х. История Советского кино, 1917–1967. М., 1978.

  3. Будяк Л. М. История отечественного кино. М., 2005.

  4. https://www.youtube.com/watch?v=zql417R2uUQ (дата обращения: 25.12.22).

  5. https://www.youtube.com/watch?v=9J5TclW1yus (дата обращения: 27.12.22).