Файл: Тема1 Коррекционная педагогика и коррекционная психология как науки План лекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема1 «Коррекционная педагогика и коррекционная психология как науки
План лекции:
-
Определение КП и КП, предмет, объект, цель, задачи. -
Отрасли КП, КП -
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний. -
Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.
Как научное понятие коррекционная педагогика обрела официальный статус совсем давно.
Долгое время в нашей стране использовался термин «дефектология». С развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации специальной терминологии; в связи с этим чаще используется термин «коррекционная педагогика».
Коррекционная педагогика - отрасль педагогики, изучающая сущность и закономерности обучения и воспитания детей и подростков, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии и отклонения в поведении.
Коррекционная педагогика – область педагогического знания, предметом которого является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей в освоении, соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. (Г.Ф. Кумарина)
Основной целью коррекционной педагогики является определение и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Задачи:
-
Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
3. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
5. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.
6. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом развитии или поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и адаптацию — дети, имеющие 4 «Д».
— дети, имеющие не ярко выраженный дефект.
— дети, перенесшие в раннем возрасте депривиацию (лат. Denrivatio — лишение)
— в силу этого испытывающие дезадаптацию
— и проявляющие девиацию (отклонение) в поведении.
Предметом исследования коррекционной педагогики является процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающими временные адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ.
Связь с другими науками
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин (медико-биологических).
Имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, дошкольной педагогикой определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности развития.
С психологией (общей, возрастной), рассматривающей вопросы индивидуального развития ребенка, его типологические особенности, возрастные особенности.
Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении.
Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии.
Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего психического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.
С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.
Источником многих отклонений в развитии ребенка является состояние его нервной системы, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии — науки о структуре и функциях нервной системы человека. А чтобы соотнести норму и патологию в состоянии нервной системы требуется взаимосвязь с невропатологией — областью клинической медицины, изучающей заболевание нервной системы и ее роль в патологии других органов и систем.
В состав коррекционной педагогики входят различные ее отрасли:
Сурдопедагогика отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей со стойкими нарушениями слуха.
Тифлопедагогика отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Логопедия отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Олигофренопедагогика — отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развити и вопросы их социальной реабилитации.
Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогически й опыт, коррекционная педагогика вносит существительные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержании обучения и воспитания детей в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.)
Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны.
В эпоху античности в Древней Спарте, где на протяжении столетий создавался культ здорового тела, дети, имеющие ярко выраженные отклонения в развитии, просто уничтожались.
Новорожденных осматривали старейшины и детей с недостатками по решению старейшин сбрасывали в пропасть Тайгет (в Спарте до IV—V вв. нашей эры).
В Древнем Риме убивали уродливых и топили хилых детей.
В средневековой Европе людей, страдающих психическими расстройствами, объявляли «одержимыми нечистой силой» или «злым духом», уничтожали на кострах инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали пыткам.
Начиная с Эпохи Возрождения зарождаются гуманистические тенденции в области медицины. Врачи посещают тюрьмы, монастыри, наблюдают за душевнобольными. Так, в начале ХVII в. В г. Базеле профессор медицины Феликс Платтер (1537−1614) впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных. Философы стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества.
Виднейший гуманист Эразм Роттердамский (1469−1536) в своём трактате «Похвала глупости» сопоставляет глупость с ограниченностью духовенства и провозглашает гимн человеческому разуму, человеческой мудрости.
Педагог, философ, ученый Ян Амос Коменский (1592−1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребёнка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
Он считал, что все дети имеют право на обучение. Я.А. Коменский был глубоко убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка не существовала.
В развитии коррекционной педагогики можно выделить:
1. Медико-клинический аспект изучения и оказания помощи детям с нарушениями
Первые попытки гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим заболеваниям предпринял французский врач-психиатр Филипп Пинель (1745−1826) — дает классификацию душевных болезней, выделил две формы слабоумия: врожденную и приобретенную.
Продолжил заниматься ученик Пинеля — Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772−1840).
Он ввел понятия «аменция» и «деменция» — врожденное и приобретенное слабоумие; «умственная отсталость».
2. Педагогический аспект формируется в конце ХVIII — начале ХIХ в.
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746−1827).
Он обосновал принципы работы с «тупоумными»:
— посильность в обучении;
— использование дидактических материалов;
— сочетание умственного и физического труда;
— соединение обучения с производительным трудом.
Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил французский психиатр Жан Итар (1775−1838).
Он предпринял попытку обучения и глубоко умственно отсталого ребенка — «Авейронского дикаря».
С помощью методов, основанных на развитии чувств он пытался воспитать из одичавшего мальчика человека. Добиться желаемых результатов Итару не удалось, но он определил пути развития глубоко умственно отсталых детей — развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.
Таким образом, было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с аномалиями, при приоритете медицинского подхода над педагогическим.
В середине ХIХ века наметились два направления в изучении слабоумных детей.
1. Анатомо-физиологическое (Э.Крепелин, Г. И.Россолимо, Г. Я.Трошин, Жан Демор)
Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856−1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» (ЗПР) и ввёл термин «олигофрения».
Известный русский невропатолог Григорий Иванович Россолимо (1826−1928) предложил свой оригинальный метод — «метод психологических профилей», по которому исследовались восемь основных способностей ребёнка:
— стойкость памяти;
— быстрота запоминания;
— толкование рисунков;
— обнаружение нелепостей;
— способность комбинировать;