Файл: Конспект урока географии в 8 классе по теме Распределение температур и осадков по территории России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока географии в 8 классе по теме «Распределение температур и осадков по территории России»
Цели: Определить закономерности распределения основных элементов климата;
- показать влияние океанов и течений на распределение температур и осадков.
- дать образы представления климата России.
Систематизировать знания учащихся и дальнейшее формирование умения разыскивать ответы на проблемные вопросы. Формировать географическую культуру, речь. Умение сотрудничать, уважать мнение каждого.
Оборудование: климатическая карта России, карты атласа, раздаточный материал, инерактивные таблицы, схемы, рисунки.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём урок – исследование, мы работники научного центра Росгидромета. Работу будем осуществлять по кафедрам: кафедра метеорологии, климатологии, гидрологии, океанологии. В каждой кафедре заведующий будет контролировать выполнение работы. Запишите д.з.№12,, стр.28.
А) Вводное слово учителя. Более 15 лет продолжалась совместная работа гидрологов, океанологов, метеорологов разных стран, пытающихся найти основание для долгосрочных прогнозов погоды: они устанавливали в океанах буи, погружали морские воды со спутников. Всю массу добытого цифрового материала загружали в вычислительные машины. Сейчас температуру воздуха измеряют новыми методами – дистанционными, автоматическими, которые позволяют получить значение температур на разных расстояниях от станции. Вот и мы должны выполнить задачи, поставленные перед нами.
У.З. – определить закономерности распределения элементов климата
- доказать влияние океанов и течений на распределение температур и осадков на территории России
- развивать умение сотрудничать, работать быстро и согласованно, уважать мнение друг друга.
2. Проверка дом.задания и изученного материала.
Проверим готовность каждой кафедры к работе.
- кафедра океанологов заполняет лист контроля на вашем рабочем месте.
- кафедра гидрологов заполняет тестовые бланки.
- кафедра климатологии. На вашем рабочем месте таблички, прокомментируйте их и по синоптической карте составьте прогноз погоды.
- фронтальная беседа с кафедрой метеорологов.
Уч-ль – какие вы знаете области постоянного повышенного и пониженного давления.
Уч-к – арктический максимум в СЛО, Гавайский максимум в ТО, Азорский максимум в АО.
Исландский минимум в АО, Алеутский минимум в ТО. Они оказывают влияние на циркуляцию воздушных масс и распределение климата.
Уч-ль. Отчего происходит движение воздушных масс.
Уч-к: из за разности в атмосферном давлении, т.к воздух движется из области высоко давления в область низкого.
Уч-ль: под воздействием каких двух процессов формируется климат России?
Уч-к: поступление тёплых воздушных масс из более южных широт, а также перенос холодных воздушных масс из Арктики.
-
Изучение нового материала.
Хорошо. Я вижу вы подготовились к исследованию климатических характеристик.
Уч-ль. А для чего нам нужно знать закономерности распределения температур и осадков.
Уч-к. от климатических особенностей зависят урожайность , сроки полевых работ, почвы. Растительность.
Здоровье человека находится под постоянным влиянием погодных условий, строительство жилищ производится при обязательном учёте влияния экстремальных погодных условий.
Уч-ль. Какой из факторов, определяющих климат на ваш взгляд самый главный?
Уч-к. положение относительно экватора, угол падения солнечных лучей, количество солнечной радиации.
Учитель включает интерактивную карту. Распределение изотерм по территории России. Движение воздушных масс, июльских и январских изотерм.
Так какие же факторы вносят свои поправки в климатическую картину России.
Наша задача. Выявить закономерности в распределении зимних температур.
Учитель по интерактивной карте России объясняет циркуляционные процессы на территории России.
Температуры изменяются в долготном направлении с З на В. Сказывается сильное влияние атлантического океана. С западным переносом на территорию нашей страны приходят тёплые и влажные воздушные массы, сформировавшиеся Северо - Атлантическим течением. Это течение своеобразная отопительная батарея для Европейской территории России. Отрицательные температуры нарастают с запада на восток
, воздушные массы приносят с собой снегопады.
Осыпая снегом землю, воздушные массы охлаждаются и пройдя через всю Европу до Уральских гор, растрачивают большую часть тепла и влаги, и уже в западной Сибири меридиональное направление сменяется на широтное. В восточной Сибири формируются континентальные воздушные массы – они более сухие и холодные.
Показ учителя по интерактивной карте – абсолютные максиму и минимумы в России. Изменение температуры на Дальнем востоке.
А теперь вы можете ответить – какие же факторы вносят свои поправки в климатическую картину России.
Уч-к. Я думаю, что близость к океану, так как зимой тепло на территорию России поступает с Атлантики и на этот процесс оказывает влияние подстилающая поверхность.
Уч-ль. Чем же объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм, хотя он более тёплый в сравнении с Атлантическим океаном. Тёплое течение подходит близко к берегам России, чем Северо-Атлантическое?
Уч-к: Воздушные массы в умеренных широтах перемещаются с запада на восток, поэтому на территорию нашей страны легко проникают воздушные массы с Атлантики.
Следующее задание – рассмотрим закономерности в распределении летних температур на территории России.
Интерактивная карта – Частые арктические вторжения, влияние СЛО.
Над ним господствует область высоко давления и арктический воздух распространяется на всю территорию России, переодически вызывая сильные похолодания с летними вторжениями сухого арктического воздуха. Самые низкие температуры на островах Арктического сектора.
- Почему летом на Дальнем востоке ветры дуют с океана на сушу, а зимой наоборот?
Уч-ся. Из 7 класса мы помним, что на Дальнем востоке муссонный климат умеренного пояса, где господствуют муссоны, имеющие сезонный характер.
А почему же тогда влияние Атлантики простирается на тысячи км до Енисея, а действие Дальневосточного муссона ограничено?
Уч-к. Здесь встречаются цепочки горных преград, не дающих ветрам с Тихого океана проникать вглубь материка.
ФИЗМИНУТКА
Перенесёмся из нашего научного центра в небесную канцелярию. Закройте глаза, представьте, что закружился вихрь с низким давлением в центре, образовался циклон, который принёс – грянул гром, полил ливень.
А затем на смену циклону пришёл антициклон. Выглянуло солнце, стало жарко, вы расправили плечи, открыли глаза. Улыбнулись друг другу и продолжаем работать.
Уч-ль. Наша последняя задача – Рассмотреть закономерности в распределении осадков.
Интерактив – Изменение количества осадков. Оно связано с циркуляционным процессом – испаряемостью и подстилающей поверхностью.
Количество осадков определяется близостью влагонесущих потоков и изменяется при движении от побережья вглубь территории России, от 800 до 200. На равнинах больше осадков выпадает в лесных и лесостепных районах Русской равнины, максимум на западных склонах Уральских гор – 800мм, к востоку уменьшается, в Западной Сибири – 500-600мм, в Восточной Сибири – 400мм.
Максимумы осадков связаны с влиянием рельефа: все они находятся на поверхностных склонах гор, на склонах Алтая выпадает более 1000мм осадков, на поверхности Большого Кавказского хребта – 3200мм.
- Каково влияние морских воздушных масс с приходом на континент?
Ученик – они смягчают температуру, климат в зоне влияния морских воздушных масс, отличаестся менее холодной зимой и менее тёплым летом, чем в среднем на этой широте.
ВИДЕОФИЛЬМ
Рассмотрев все закономерности, попробуем создать образ климата России. Над этим работали климатологи.
Представление проекта климатологов.
Ученик – Он будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Арктики зимой и летом беспрепятственно проникают вглубь материка. Зимой температура ниже 30-35, а летом – на побережье СЛО – 1+8. Высокая южная стена преграждает путь тёплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши, её разрушает Азиатский антициклон.
Группа метеорологов провела исследование на влияние климата на строительство.
А сейчас я хочу проверить как вы поняли изученный материал. Каждая группа получает практическое задание.
-
Кафедра океанологов - проанализировать рис.48, ответить на вопросы. -
Климатологи – заполните таблицу климатических экстремумов в России. -
Гидрологи – По картам проследить распределение осадков. -
Метеорологи – Определите метеопараметры Екатеринбурга и Ставрополя по картам.
Обобщим работу, сделаем выводы.
На распределение зимних температур влияют области повышенного и пониженного давления, взаимоперемещение воздушных масс. Температура изменяется с запада на восток. Спасибо, я довольна вашей работой.