Файл: Конспект урока географии в 8 классе по теме Распределение температур и осадков по территории России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока географии в 8 классе по теме «Распределение температур и осадков по территории России»
Цели: Определить закономерности распределения основных элементов климата;

- показать влияние океанов и течений на распределение температур и осадков.

- дать образы представления климата России.

Систематизировать знания учащихся и дальнейшее формирование умения разыскивать ответы на проблемные вопросы. Формировать географическую культуру, речь. Умение сотрудничать, уважать мнение каждого.

Оборудование: климатическая карта России, карты атласа, раздаточный материал, инерактивные таблицы, схемы, рисунки.
ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём урок – исследование, мы работники научного центра Росгидромета. Работу будем осуществлять по кафедрам: кафедра метеорологии, климатологии, гидрологии, океанологии. В каждой кафедре заведующий будет контролировать выполнение работы. Запишите д.з.№12,, стр.28.

А) Вводное слово учителя. Более 15 лет продолжалась совместная работа гидрологов, океанологов, метеорологов разных стран, пытающихся найти основание для долгосрочных прогнозов погоды: они устанавливали в океанах буи, погружали морские воды со спутников. Всю массу добытого цифрового материала загружали в вычислительные машины. Сейчас температуру воздуха измеряют новыми методами – дистанционными, автоматическими, которые позволяют получить значение температур на разных расстояниях от станции. Вот и мы должны выполнить задачи, поставленные перед нами.

У.З. – определить закономерности распределения элементов климата

- доказать влияние океанов и течений на распределение температур и осадков на территории России

- развивать умение сотрудничать, работать быстро и согласованно, уважать мнение друг друга.

2. Проверка дом.задания и изученного материала.

Проверим готовность каждой кафедры к работе.

- кафедра океанологов заполняет лист контроля на вашем рабочем месте.

- кафедра гидрологов заполняет тестовые бланки.

- кафедра климатологии. На вашем рабочем месте таблички, прокомментируйте их и по синоптической карте составьте прогноз погоды.


- фронтальная беседа с кафедрой метеорологов.

Уч-ль – какие вы знаете области постоянного повышенного и пониженного давления.

Уч-к – арктический максимум в СЛО, Гавайский максимум в ТО, Азорский максимум в АО.

Исландский минимум в АО, Алеутский минимум в ТО. Они оказывают влияние на циркуляцию воздушных масс и распределение климата.

Уч-ль. Отчего происходит движение воздушных масс.

Уч-к: из за разности в атмосферном давлении, т.к воздух движется из области высоко давления в область низкого.


Уч-ль: под воздействием каких двух процессов формируется климат России?

Уч-к: поступление тёплых воздушных масс из более южных широт, а также перенос холодных воздушных масс из Арктики.

  1. Изучение нового материала.

Хорошо. Я вижу вы подготовились к исследованию климатических характеристик.

Уч-ль. А для чего нам нужно знать закономерности распределения температур и осадков.

Уч-к. от климатических особенностей зависят урожайность , сроки полевых работ, почвы. Растительность.

Здоровье человека находится под постоянным влиянием погодных условий, строительство жилищ производится при обязательном учёте влияния экстремальных погодных условий.


Уч-ль. Какой из факторов, определяющих климат на ваш взгляд самый главный?

Уч-к. положение относительно экватора, угол падения солнечных лучей, количество солнечной радиации.

Учитель включает интерактивную карту. Распределение изотерм по территории России. Движение воздушных масс, июльских и январских изотерм.

Так какие же факторы вносят свои поправки в климатическую картину России.

Наша задача. Выявить закономерности в распределении зимних температур.

Учитель по интерактивной карте России объясняет циркуляционные процессы на территории России.

Температуры изменяются в долготном направлении с З на В. Сказывается сильное влияние атлантического океана. С западным переносом на территорию нашей страны приходят тёплые и влажные воздушные массы, сформировавшиеся Северо - Атлантическим течением. Это течение своеобразная отопительная батарея для Европейской территории России. Отрицательные температуры нарастают с запада на восток

, воздушные массы приносят с собой снегопады.

Осыпая снегом землю, воздушные массы охлаждаются и пройдя через всю Европу до Уральских гор, растрачивают большую часть тепла и влаги, и уже в западной Сибири меридиональное направление сменяется на широтное. В восточной Сибири формируются континентальные воздушные массы – они более сухие и холодные.

Показ учителя по интерактивной карте – абсолютные максиму и минимумы в России. Изменение температуры на Дальнем востоке.

А теперь вы можете ответить – какие же факторы вносят свои поправки в климатическую картину России.

Уч-к. Я думаю, что близость к океану, так как зимой тепло на территорию России поступает с Атлантики и на этот процесс оказывает влияние подстилающая поверхность.

Уч-ль. Чем же объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм, хотя он более тёплый в сравнении с Атлантическим океаном. Тёплое течение подходит близко к берегам России, чем Северо-Атлантическое?

Уч-к: Воздушные массы в умеренных широтах перемещаются с запада на восток, поэтому на территорию нашей страны легко проникают воздушные массы с Атлантики.

Следующее задание – рассмотрим закономерности в распределении летних температур на территории России.

Интерактивная карта – Частые арктические вторжения, влияние СЛО.

Над ним господствует область высоко давления и арктический воздух распространяется на всю территорию России, переодически вызывая сильные похолодания с летними вторжениями сухого арктического воздуха. Самые низкие температуры на островах Арктического сектора.


- Почему летом на Дальнем востоке ветры дуют с океана на сушу, а зимой наоборот?

Уч-ся. Из 7 класса мы помним, что на Дальнем востоке муссонный климат умеренного пояса, где господствуют муссоны, имеющие сезонный характер.


А почему же тогда влияние Атлантики простирается на тысячи км до Енисея, а действие Дальневосточного муссона ограничено?

Уч-к. Здесь встречаются цепочки горных преград, не дающих ветрам с Тихого океана проникать вглубь материка.
ФИЗМИНУТКА

Перенесёмся из нашего научного центра в небесную канцелярию. Закройте глаза, представьте, что закружился вихрь с низким давлением в центре, образовался циклон, который принёс – грянул гром, полил ливень.


А затем на смену циклону пришёл антициклон. Выглянуло солнце, стало жарко, вы расправили плечи, открыли глаза. Улыбнулись друг другу и продолжаем работать.

Уч-ль. Наша последняя задача – Рассмотреть закономерности в распределении осадков.

Интерактив – Изменение количества осадков. Оно связано с циркуляционным процессом – испаряемостью и подстилающей поверхностью.

Количество осадков определяется близостью влагонесущих потоков и изменяется при движении от побережья вглубь территории России, от 800 до 200. На равнинах больше осадков выпадает в лесных и лесостепных районах Русской равнины, максимум на западных склонах Уральских гор – 800мм, к востоку уменьшается, в Западной Сибири – 500-600мм, в Восточной Сибири – 400мм.

Максимумы осадков связаны с влиянием рельефа: все они находятся на поверхностных склонах гор, на склонах Алтая выпадает более 1000мм осадков, на поверхности Большого Кавказского хребта – 3200мм.


- Каково влияние морских воздушных масс с приходом на континент?

Ученик – они смягчают температуру, климат в зоне влияния морских воздушных масс, отличаестся менее холодной зимой и менее тёплым летом, чем в среднем на этой широте.

ВИДЕОФИЛЬМ

Рассмотрев все закономерности, попробуем создать образ климата России. Над этим работали климатологи.

Представление проекта климатологов.

Ученик – Он будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Арктики зимой и летом беспрепятственно проникают вглубь материка. Зимой температура ниже 30-35, а летом – на побережье СЛО – 1+8. Высокая южная стена преграждает путь тёплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши, её разрушает Азиатский антициклон.

Группа метеорологов провела исследование на влияние климата на строительство.

А сейчас я хочу проверить как вы поняли изученный материал. Каждая группа получает практическое задание.

        1. Кафедра океанологов - проанализировать рис.48, ответить на вопросы.

        2. Климатологи – заполните таблицу климатических экстремумов в России.

        3. Гидрологи – По картам проследить распределение осадков.

        4. Метеорологи – Определите метеопараметры Екатеринбурга и Ставрополя по картам.



Обобщим работу, сделаем выводы.

На распределение зимних температур влияют области повышенного и пониженного давления, взаимоперемещение воздушных масс. Температура изменяется с запада на восток. Спасибо, я довольна вашей работой.