Файл: 1. Общая характеристика экономической безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Потребности можно также подразделить на индивидуальные, коллективные (групповые) и общественные. Все перечисленные в предыдущем абзаце и прочие аналогичные им потребности являются индивидуальными, то есть складывающимися у конкретных людей и характеризующимися своеобразным содержанием.

Потребности же, присущие всему обществу, по вполне понятным причинам являются наиболее обобщенными. Это, например, потребность в соблюдении общественного порядка и обеспечении чистоты в городах и других населенных пунктах, в устойчивой работе транспорта и средств связи и т.п.

Таким образом, ценность есть то относительно большее значение, которое придается человеком (группами людей, обществом в целом) тому или иному процессу или явлению среди всего многообразия процессов и явлений действительности. Ценности, складывающиеся у отдельных людей, групп людей и общества в целом в их интегрированном выражении представляют собой национальные ценности.

Ценности могут быть природного (например, земля, экосфера и сам человек) и антропогенного (то есть созданного людьми) происхождения. По содержанию они могут подразделяться на духовные (в том числе религиозные, культурные и пр.), нравственные, социально-политические и материально-вещественные (рис. 5). В экономической сфере в качестве специфических ценностей выступают: богатство как некоторая совокупность располагаемых материальных и природных благ; его приращение (или иначе - доход), проявляющиеся в любой форме и оцениваемые в любом эквиваленте; собственность как совокупность прав на владение упомянутыми благами; деловое соглашение (договор, контракт); деловая репутация.

В экономической сфере оперируют ценностями, присущими и не только собственно хозяйственной деятельности. В этой сфере большое значение имеют и нравственные ценности, такие, например, как: верность долгу и слову, а также социально-политические ценности, такие как: закон, родина, нация, коллектив, семья.

Вопросы для проверки:
7. Что представляют собой национальные экономические цели?

Национальная экономика – это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования.

Цели национальной экономики

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики.


Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели :

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече­ние длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4.Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете?
Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе много. Прежде всего, укажем на национальные интересы во всех областях экономической, общественной и политической жизни, описанные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Упомянутые национальные интересы, на которых основываются фундаментальные ценности и задачи нашего государства и которые не противоречат основным идеям международного права, манифестируются в строгом соответствии Конституции РФ.


Для классификации государственных или национальных интересов следует обратиться к традиционной для теории государства и права классификации функций государства. Прежде всего, национальные или государственные интересы делятся на внутренние, направленные на осуществление внутриполитических ценностей, и внешние, направленные на внешнеполитические ценности нации.

Внутренние национальные интересы состоят в силовом или идеологическом примирении социальных, классовых, групповых противоречий; в налогообложении; организации и обеспечении порядка; обеспечении легитимности верховной власти. Данные интересы существуют и будут существовать в любом государстве независимо от исторических, культурных особенностей, форм правлений, политических режимов. Кроме того, в России, согласно действующей Конституции РФ 1993 г., национальные интересы состоят также в охране прав и свобод человека и гражданина, в экономической стабильности, социальном благополучии населения, в развитии культуры, науки и образования, в экологии.

Внешними национальными интересами любого государства являются оборона и охрана территории; сотрудничество и построение взаимоотношений с другими государствами. К внешним национальным интересам Российского государства помимо вышеизложенных относятся: мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка; региональный мир и порядок, для чего ведется сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях классификации национальных интересов выделяют также основные и неосновные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Неосновные являются средствами достижения основных. Например, для достижения экономических интересов могут формулироваться такие интересы, как реформирование экономики; правовое регулирование экономики; поддержка конкурентноспособных производителей, малого бизнеса, защита их интересов; ограничение монополистической деятельности; привлечение иностранных инвестиций и т.д.

Практическое занятие 3

Тема 3. Угрозы интересам в экономической сфере

ЗАДАНИЕ:

3. Разобраться в сущности принципов классификации угроз экономическим интересам.

При необходимости защиты национальных экономических интересов деление угроз на внутренние и внешние кладется в основу государственной стратегии обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в соответствующих стратегиях большинства ведущих стран мира приоритет отдается противодействию внешним угрозам национальным экономическим интересам (НЭИ). Это вызвано тем, что, по мнению руководства этих стран:

- хорошо отлаженный государственный механизм и развитое гражданское общество всегда имеют все возможности для того, чтобы не только эффективно противостоять внутренним угрозам, но и вообще не допустить их возникновения;

- возможности данного государства и общества нейтрализовать внешние угрозы и воздействовать на их источники далеко не всегда столь исчерпывающи и эффективны, как по отношению к внутренним угрозам.

Именно такой точки зрения на противодействие угрозам своим НЭИ придерживаются правительства США, Японии, стран Европейского Союза. Более того, в США и Японии угрозы в экономической сфере на практике ассоциируются только с внешними угрозами.

В России при обеспечении экономической безопасности приоритет, наоборот, отдается противодействию внутренним угрозам НЭИ. Это объясняется, главным образом, особенностями реформирования российской экономики в условиях тяжелейшего кризиса 1992-1998 гг. и неполным преодолением его последствий до сих пор.

Что касается классификации угроз по степени их сформированности, то в настоящее время единообразного представления о ней не существует. Так, в странах Запада нарастание этой характеристики предпочитают выражать различными понятиями. Это «вызов» (challenge), «опасность» (danger) и собственно «угроза» (threat). Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них. За опасность принимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда реализации данного интереса. И, наконец, под угрозой понимается наиболее конкретная и непосредственная форма опасности данному интересу, которая способна полностью или частично сорвать его реализацию. В частности, исходя из этой классификации, руководство Соединенных Штатов любые сколько-нибудь значительные изменения на всем экономическом пространстве за пределами своей страны воспринимает как вызовы НЭИ США. А действия зарубежных стран и их хозяйствующих субъектов, не согласующиеся с американскими представлениями о мировом экономическом порядке, рассматриваются не иначе как действия, опасные для НЭИ США.


В нашей стране в аналогичном случае принято делить угрозы ЖВЭИ на потенциальные и реальные (рис. 9). Потенциальную угрозу следует рассматривать как возникновение предпосылок для противодействия реализации данного ЖВЭИ, а реальную угрозу – как полностью сформировавшееся явление или процесс, уже готовый противодействовать реализации данного ЖВЭИ. Примером потенциальной угрозы ЖВЭИ одного из производителей какой-либо продукции может служить стремление его конкурента скрыть проведение им некоторых своих опытно-конструкторских разработок. Примером же реальной угрозы ЖВЭИ этого предпринимателя станет в этом случае выход его конкурента на рынок с рекламой новой продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами, чем продукция, выпускаемая этим предпринимателем.

Решить многочисленные застарелые проблемы российской науки и высшей школы непросто. Однако имеющийся за рубежом, в частности в Китае, Индии, соответствующий положительный опыт, а также опыт России по подъему своей науки в конце XIX–начале ХХ вв.и в 50-60-е гг. ХХ в. убеждает в том, что все эти проблемы могут быть вполне успешно решены и угроза научно-технологической безопасности нашей страны окончательно ликвидирована. Для этого необходима лишь политическая воля руководителей государства и тщательно продуманная, отвечающая национальным интересам России научно-техническая политика.

Таким образом, знание характера угрозы интересам в экономической сфере весьма важно для правильного выбора мер противодействия ей и точного предвидения результатов такого противодействия.

Вопросы для проверки:

  1. Назовите причины возникновения угроз экономическим интересам.

Причины возникновения угроз интересам объективны. Их объективность проистекает из первого закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. Именно всеобъемлющим действием этого закона следует объяснить наличие и постоянное возобновление тех условий и факторов, которые противодействуют реализации интересов в экономической сфере. Гипотетически можно себе представить свободную и беспрепятственную реализацию интересов. Но на практике интересы всегда подвержены тем или иным угрозам. Ведь полная непротиворечивость и гармония развития невозможны ни в одной сфере жизнедеятельности. Поэтому можно утверждать, что угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, в том или ином виде, будут существовать даже при самых благоприятных условиях развития экономики. Это утверждение тем более правильно, что значительная, если не большая, часть угроз экономическим интересам кроется в самих же этих интересах.