Файл: Уроки в начальной школе студент выполняет следующие виды работ Тема Знакомство с базой практики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
В процессе производственной практики ПП.01.01 «Пробные уроки в начальной школе» студент выполняет следующие виды работ:
Тема 1. Знакомство с базой практики
1. Организация индивидуальной педагогической деятельности. Определение цели, задач и содержания практики. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики (по дням). Проверка плана работы, согласование и утверждение программы и плана прохождения практики.
2. Посещение и анализ базы практики, изучение и обобщение опыта работы
образовательного учреждения. Встреча с администрацией школы с целью знакомства с базой педпрактики. Знакомство с директором школы, завучем по начальной школе, с деятельностью коллектива учителей начальной школы. Изучение режима работы школы.
3. Знакомство с учителем начальной школы, систематизация и обобщение опыта
его деятельности. Собрать сведения об учителе начальных классов: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы, образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности), квалификационная категория, звание (если есть) и т.п.
4. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, обобщение
опыта работы образовательного учреждения. Изучить на сайте образовательной организации общую информацию об образовательном учреждении. Собрать сведения об образовательном учреждении: его полное название, адрес, телефон, режим работы и др.
Тема 2. Изучение учебно-методических материалов, используемых в работе учителя
начальной школы
5. Анализ учебно-тематических планов работы учителя начальных классов.
Работа с сайтом
Современный
Учительский портал https://easyen.ru/index/rabochie_programmi/0-2Изучить опыт работы учителей начальной школы по составлению учебно-тематических планов. Зайти в раздел «Учителю 1-4 класс».
Найти и изучить структуру и содержание учебно-тематических планов по разным учебным предметам начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, музыка, технология, ИЗО, ознакомление с окружающим миром (ОЗОМ), физкультура.
Проанализировать один календарно-тематический план любого учителя по любому предмету. (План анализа календарно-тематического плана учителя начальной школы см. в
Приложении 1).
Анализ учебно-тематических планов по видам школьной программы по физической культуре:
- анализ учебно-тематического плана по разделу «подвижные игры»;
- анализ учебно-тематического плана по разделу «легкая атлетика»;
- анализ учебно-тематического плана по разделу «гимнастика»;
- анализ учебно-тематического плана по разделу «лыжная подготовка».
6. Изучение и анализ структуры и содержания УМК для начальной школы.
Воспользовавшись интернет-ресурсами по Вашему выбору, найдите информацию о любом УМК для начальной школы. Выполните анализ УМК по плану, представленному в
Приложении 2.
7. Изучение и анализ структуры и содержания учебников для начальной
школы.
Воспользовавшись интернет-ресурсами по Вашему выбору, найдите информацию о любом УМК для начальной школы.
Познакомьтесь с учебниками, которые входят в состав данного УМК. Изучите содержание данных учебников с целью анализа, каким образом реализуются в данных учебниках концептуальные положения всего УМК.
Выполните анализ одного любого учебника (предметная область и класс по выбору) по плану, представленному в Приложении 6.


Можно выполнить анализ одного из учебников, которые использовались во время практики в Вашем классе.
Тема 3. Ведение учебной документации
8. Изучение правил работы с нормативной документацией.
В ходе индивидуальной беседы с учителем начальной школы изучите правила работы с нормативной документацией в начальной школе.
9. Изучение требований к работе учителя начальной школы с учебной
документацией.
Познакомьтесь с требованиями к работе учителя начальной школы с учебной документацией в локальных актах образовательной организации.
10. Изучение правил заполнения и ведения учебной документации.
Вспомните требования к оформлению классного журнала в начальных классах, дневников учащихся.
Изучите требования к оформлению рабочих тетрадей и тетрадей на печатной основе.
11. Осуществление работы с документацией, обеспечивающей обучение по
образовательным программам начального общего образования.
Отработка навыков ведения учебной документации (журнал успеваемости, дневник обучающегося). Осуществление работы с учебной документацией учителя начальной школы. Ежедневная работа с классным журналом, дневниками, рабочими тетрадями обучающихся. Соблюдение регулярности проверки и заполнения документации.
Тема 4. Изучение планирования, организации и оценивания результатов учебной
деятельности учащихся в начальной школе
12. Посещение, наблюдение и анализ уроков учителей начальной школы.
Посетить уроки: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, физическая культура, музыка (всего 8 уроков). Выполнить конспекты посещенных уроков (один конспект по выбору). Выполнить анализ посещенных уроков (один заполненный бланк анализа уроков по выбору). (План системного анализа урока см. в Приложении 4).
13. Изучение требований и критериев оценивания учебных достижений
учащихся.
Воспользовавшись интернет-ресурсами по Вашему выбору, найдите информацию о критериях оценивания по всем предметам в начальной школе: русский язык, литературное чтение, математика, музыка, технология, ИЗО, ознакомление с окружающим миром
(ОЗОМ), физкультура.
Составьте и напишите выступление по теме «Критерии оценивания учебных достижений учащихся в начальной школе», с которым можно было бы выступить на заседании методического объединения учителей начальных классов. В выступлении должна быть отражена система оценивания по каждому учебному предмету в начальной школе.
14. Исследование приемов оценивания учебных достижений учащихся
начальной школы.
Анализ отдельных приёмов формирующего оценивания в начальной школе в пособиях «Оценка без отметки» Цукерман Г.А., «Новые формы оценивания» Пинской
М.А., Улановской И.М.
15. Изучение форм, видов, функций контроля учебной деятельности учащихся.
Изучить формы, виды, функции контроля (В.А. Сластенин. Педагогика. Методы контроля эффективности педагогического процесса. Виды, функции, формы контроля, требования к контролю).
16. Изучение особенностей оценивания знаний учащихся.
Изучить формы проверки и оценки знаний учащихся (Пидкасистый П.И. Педагогика.
Проверка и оценка результатов обучения. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения).


Тема 5. Проектирование учебно-воспитательного процесса в начальной школе,
проведение пробных уроков
17. Изучение требований к организации урока в системно-деятельностном
подходе.
Выполните анализ пособия Патрикеевой И.Д, Панковой О.Б. «ФГОС НОО.
Осваиваем деятельностный подход».
18. Проектирование и проведение пробных уроков в начальной школе.
Самостоятельный отбор материала, составление развернутых планов-конспектов уроков по всем предметам начальной школы.
При планировании и проведении уроков обратить внимание на следующие вопросы:
- определение цели и задач урока, планирование уроков с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- применение современных педагогических технологий;
- использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся, строить их с учётом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- владение ИКТ-компетенциями;
- установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися;
- проведение педагогического контроля на уроках.
Разработайте конспекты уроков по всем предметным областям: русский язык, литературное чтение, математика, музыка, технология, ИЗО, ознакомление с окружающим миром (ОЗОМ), физкультура. Всего 8 конспектов (по 1 по каждой предметной области).
19. Самоанализ проведенных пробных уроков.
Осуществите самоанализ проведенных Вами пробных уроков по всем учебным предметам с целью установления причинно-следственных связей между компонентами проведенных пробных уроков, т.е. связей между целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых протекал урок, и его результатами, а также теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам. (План самоанализа урока см. в
Приложении 5).
Тема 6. Проектирование предметно-развивающей среды в начальной школе
20. Изготовление наглядных пособий к урокам.
Изготовьте по одному наглядному пособию для каждого разработанного Вами урока.
21. Разработка презентаций с использованием средств ИКТ к урокам.
Воспользовавшись интернет-ресурсами по Вашему выбору и любыми средствами
ИКТ, найдите информацию и подготовьте презентации к урокам по разным предметным областям, которые были бы интересны для детей младшего школьного возраста. Класс и тема урока по выбору. Полностью весь урок готовить не надо. Только интересную информацию, которую можно использовать на этапе изучения нового материала по теме урока. Например, презентация о свойствах воды, презентация об интересных фактах из биографии детского писателя, презентация об истории возникновения мер длины и т.п.
Всего подготовить 8 презентаций по разным предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, физическая культура, музыка.
22. Исследование и проектирование индивидуального подхода к учащимся в
процессе обучения.
Воспользовавшись интернет-ресурсами по Вашему выбору, найдите информацию о дифференцированных по степени сложности заданиях по всем предметам начальной школы.
Подготовьте систему таких заданий по всем предметам начальной школы. По результатам работы заполните таблицу. Образец таблицы в Приложении 7.


Тема 7. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов
23. Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и
обобщение результатов, написание отчета. Выполните анализ собственной деятельности в период практики и результатов практики. Оформите отчет по практике, а также приложения к отчету.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анализ календарно-тематического плана учителя начальной школы

п/п
Параметры анализа
Содержание
1.
Класс
2.
Соблюдение принципа комплексно-
тематического планирования
3.
Структура календарно-тематического
плана учителя.
4.
Соответствие содержания
запланированной работы с учащимися с
содержанием рабочей программы по
предмету.
5.
Сроки изучения отдельных тем и разделов
Выводы:
Приложение 2
План анализа УМК для начальной школы
1. Название УМК
2. Научный руководитель УМК
3. Концептуальные основы УМК
4. Система учебников и учебно-методических пособий
5. Ведущие цели и задачи
6. Основополагающие принципы
7. Ведущие технологии, методы и приемы обучения
8. Выводы. Рекомендовали бы Вы данный УМК к использованию в практике обучения в начальной школе? Почему?
Приложение 3
Лист наблюдения урока
Класс __________
Дата __________
ФИО учителя_______________________________________________
Предмет __________________________________________________
Тема ______________________________________________________
Цель посещения: накопление профессиональных приемов работы, сопоставление полученных
теоретических знаний с практикой, ознакомление с методикой проведения уроков.
Основное содержание
учебного материала
Деятельность
учителя
учащихся
1. Организационно-
мотивационный момент.
2. Актуализация опорных
знаний.
3. Самоопределение к
деятельности
(целепологание).
4. Усвоение новых знаний и
способов действий.
Физкультминутка.
1. Закрепление новых знаний и
способов действий.
2. Итог урока.
(Оценивание.
Домашнее задание.)
1. Рефлексия.
1. Наблюдение уроков русского языка, литературного чтения.
Наблюдение уроков русского языка, литературного чтения, проведенных учителями базовой школы,

с целью систематизации и творческого использования передового опыта:
- наблюдение показательных индивидуальных занятий (приемов работы с отстающими и
одаренными учениками);
- наблюдение занятий с элементами проектной деятельности обучающихся.
2. Наблюдение уроков математики.
Наблюдение уроков математики, проведенных учителями базовой школы, с целью изучения
организации исследовательской работы учащихся, использования проблемно-диалогической технологии
обучения.
3. Наблюдение уроков окружающего мира.
Наблюдение уроков окружающего мира, проведенных учителями базовой школы, с целью изучения
организации здоровьесбережения детей (упражнения, наглядное оборудование, физпаузы, соблюдение
границ занятия, чередование видов деятельности, создание эмоционального фона, организация питания и
др.
4. Наблюдение уроков технологии и ИЗО.
Наблюдение уроков технологии и ИЗО, проведенных учителями базовой школы, с целью изучения:
- работы учителя по созданию развивающей среды кабинета,
- использования учителем средств планирования урока и занятия:
- обоснованный выбор учебно-методического комплекта;
- способы организации развивающего обучения;
- структура, содержание занятий;
- формы организации учащихся, методы, приемы развивающей, познавательной деятельности
учеников на уроке в соответствии с ФГОС.
5. Наблюдение уроков физической культуры
Наблюдение уроков физической культуры, проведенных учителями базовой школы с целью выявления
индивидуального подхода к учащимся, а также реализации здоровьесберегающих технологий.
6. Наблюдение уроков музыки
Наблюдение уроков музыки, проведенных учителями базовой школы с целью изучения работы
учителя по созданию развивающей среды, по осуществлению особенностей индивидуальной работы с
учащимися, имеющими способности к музыке.
Приложение 4
Системный анализ урока
1. Анализ целей урока
Вопросы для анализа:
Правильность и обоснованность целей урока с учетом программных требований, содержания
материала, уровня знаний и умений учащихся, возможностей самого учителя, прогноза на конечный
результат.
Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. Насколько
точно и доходчиво они доведены до учащихся?
Привлекались ли учащиеся к постановке цели урока?
Стали ли цели личностно значимыми для учеников?
Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока
Вопросы для анализа:
Соответствие урока его цели и типу.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
Целесообразность распределения времени по этапам урока.
Организация начала и конца урока.
Готовность кабинета к уроку.
3. Анализ содержания урока
Вопросы для анализа:
Соответствие содержания урока требованиям программы.
Научность изложения (уровень сложности).
Выделение ключевых, ведущих идей по данной теме.
Связь содержания урока с жизнью, с потребностями и интересами учеников.
Наличие работы с понятиями.
4. Анализ деятельности учителя
Вопросы для анализа:
Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы, цели урока,
возможностей класса, учебно-материальной базы.
Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке, их целесообразность.
Актуализация опорных знаний.
Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных


упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход,
инструктаж).
Педагогическая техника учителя (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность
использования специальной терминологии, личностное общение).
5. Анализ деятельности учащихся
Вопросы для анализа:
Активность и работоспособность учащихся на различных этапах урока.
Интерес к теме и уроку.
Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке? Культура труда на уроке.
Выполнение учащимися единых требований.
Наличие навыков самоконтроля у младших школьников.
Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
Культура межличностных отношений.
Реакция на оценку учителя.
6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока.
Вопросы для анализа:
Стали ли предметом оценочных суждений учителя правильность ответа ученика, его
оригинальность, рациональность путей и способов выполнения задания?
Проводилась ли в заключение урока рефлексия деятельности учащихся, в какой форме?
Удалось ли достичь целей урока, в какой степени?
Приложение 5
План самоанализа урока
Правильно ли осуществляется постановка цели и задач по всем предметам начальной школы?
Как формулируются требования к результатам, определяются критерии достижения
результатов в соответствии с типом урока и возрастными особенностями детей?
Как осуществляется подбор дидактического материала, разработка логических, развивающих
заданий к уроку с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей и учащихся, имеющих трудности
в обучении?
Составляется ли план-конспект урока в соответствии с типом, возрастом обучающихся, с
санитарно-гигиеническими нормами?
Владеете ли Вы практическими умениями нахождения и использования методической литературы,
других источников информации?
Продемонстрировано ли владение различными методами и способами проведения учебного
занятия?
Умеете ли Вы выбрать способ мотивации деятельности обучающихся в соответствии с
заданными критериями?
Используются ли на уроке приемы организации и контроля собственной деятельности и
деятельности воспитанников, устанавливаются причины недостигнутых результатов, проводится
рефлексия выполненных заданий?
Приложение 6
Примерная схема анализа учебника для начальной школы
1. Анализируемый учебник. а) название учебника; б) фамилия первого автора учебника.
2. Соответствует ли содержание учебника требованиям ФГОС НОО?
3. Соответствует ли стиль и доступность изложения материала возрасту учащихся?
4. Обеспечивает ли учебник возможность для уровневой дифференциации обучения (наличие разноуровневых заданий, материала для обязательного и необязательного усвоения)?
5. Обеспечивает ли учебник возможности для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных? Приведите примеры заданий на каждый вид УУД.
6. Содержится ли в учебнике достаточное количество заданий: а) с образцами правильного выполнения? б) на применение знаний в новой ситуации? в) проблемного, творческого характера? г) предполагающих работу с дополнительными источниками информации?
7. Сбалансированы ли различные виды заданий в учебнике?
8. Обладает ли учебник четкой внутренней структурой (разделение на части и параграфы, структурные единицы внутри параграфа разделение основного и вспомогательного материала)?
9. Обеспечивает ли учебник возможность для систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела?