Файл: Экзаменационные вопросы по предмету итвЭиэ этапы развития и классификация информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными с поставщиками и потребителями.

Системы управления производством продукции – Manufacturing Execution Systems или Manufacturing Enterprise Solutions (MES) – системы оперативного управления, позволяющие оптимизировать производственные процессы. Как определяет Международная ассоциация производителей и поставщиков MES-решений (MESA International), MES — это интегрированная информационно-вычислительная система, объединяющая инструменты и методы управления производством в режиме реального времени.


Используя данные уровни планирования и контроля, MES-системы управляют текущей производственной деятельностью в соответствии с поступающими заказами, требованиями нормативной документации, актуальным состоянием оборудования, преследуя при этом цели максимальной эффективности и минимальной стоимости выполнения производственных процессов.

Системы управления основными фондами – Enterprise Asset Management (ЕАМ) – системы управления основными фондами предприятия; программные системы, автоматизирующие поддержку полного цикла жизни оборудования. Под термином «Asset» в общем случае понимаются не только основные фонды, но любое оборудование, подлежащее учету. В русскоязычной литературе используется термин УФАП.

SCADA-системы широко используются в диспетчерском управлении. Компьютеры вместе с установленным на них специализированным программным обеспечением — вершина SCADA-пирамиды — обеспечивают сбор данных и их представление в удобном для человека виде и являются пультом управления системой SCADА. Основа этой пирамиды — датчики и преобразователи, преобразующие физические параметры контролируемого объекта (температуру, давление, силу тока, напряжение) в формализованные информационные сигналы. Середину пирамиды составляют контроллеры, измеряющие сигналы с датчиков и преобразующие их в цифровую форму, обеспечивающие локальную обработку данных, передающие данные по каналам связи в центральную ЭВМ. Крупные SCADA-системы могут состоять из нескольких уровней. Каждый уровень обеспечивает наблюдение и управление за своей зоной ответственности. Данные, собранные нижестоящим уровнем, поступают в систему вышестоящего уровня. С вышестоящего уровня поступают команды управления. Это классическая схема: восходящий поток данных и нисходящий поток команд.

Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) в различных случаях трактуются по-разному. Это может быть и «автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов», и «автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов», и «автоматизированная система контроля и управления энергопотреблением».

Первичная задача АСКУЭ — измерение, сбор, обработка, накопление, отображение и документирование информации о полученной, переданной, распределенной и отпущенной энергии. Работа системы начинается со сбора данных с электросчетчиков, подключенных к точкам коммерческого учета на объектах энергосистемы через измерительные трансформаторы. Полученная информация посредством устройств сбора и передачи данных передается по каналам связи в центр сбора и обработки информации.


15. Задачи и характеристики подсистемы защит, ручного управления и локальной автоматики как базового уровня информационной системы.

Для предотвращения возможности реализации угроз в соответствии с законами, государственными стандартами и требованиями нормативных документов в автоматизированных системах необходима разработка и использование комплексных систем технической защиты информации. Требования к таким системам предусматривают централизованное управление ресурсами на основе определенной владельцем автоматизированной системы политики информационной безопасности и реализующего ее конкретного плана технической защиты информации.

Одной из основных задач подсистемы защиты информации является обеспечение автоматизированного формального построения правил разграничения доступа пользователей и процессов к информационным ресурсам на основе определенной политики безопасности. Правила разграничения доступа вместе с моделью субъектов и объектов составляют модель защищенной системы.

В состав архитектуры подсистемы защиты информации входит набор компонент, каждая из которых предназначена для реализации определенного набора услуг. Самым важной и значительной частью является ядро подсистемы защиты информации – совокупность компонент, которая реализует основные принципы функционирования и управления данной подсистемой, правила взаимодействия ее компонент, позволяет конфигурировать состав средств обеспечения защиты в зависимости от динамично изменяющихся условий эксплуатации и модели угроз в системе.

16. Задачи и характеристики подсистемы централизованной управления и контроля.

Каждая конкретная АСУ делится на подсистемы по функциональному признаку при этом каждая такая подсистема отражает свой комплекс процессов управления в объекте. Например, в АСУ предприятием по такому принципу обычно выделяются подсистемы управления основным производством, управления материально-техническим снабжением, технико-экономического планирования, бухгалтерского учета и др. В каждой такой подсистеме можно выделить свое логико-операционное, информационное и математическое обеспечение, а также менее автономное организационное, техническое и кадровое обеспечения, которые являются составными частями соответствующих обеспечений для всей АСУ и взаимосвязаны между собой.


Какова экономическая эффективность централизации управления? При обслуживании большого парка машин – более сотни – постоянно возникают различные проблемы на рабочих местах пользователей. И если у компании есть филиальная сеть, то сопровождение удаленных рабочих мест становится серьезной проблемой, требующей наличия в штате нескольких специалистов, основной задачей которых будет ездить на площадки и на месте решать возникающие проблемы. Конечно, сейчас для этого часто используют средства удаленного администрирования, например, Remote Admin, но при отсутствии средств централизованного управления обслуживание рабочих мест также потребует значительных затрат. Поэтому при проектировании внедрения какой-либо системы защиты крайне важно уделить внимание наличию средств централизованного управления. Это поможет сэкономить при дальнейшем сопровождении.

17. Функции и организация автоматизированных систем диспетчерского управления в электроэнергетике.

В целом, системы АСДУ представляют собой совокупность различных средств, включая технические, аппаратные и программные, которые служат для автоматизации слаженной работы оборудования и персонала, а также обеспечивают рациональный контроль с диспетчерских пультов и пунктов. АСДУ имеют ряд существенных преимуществ. Основными достоинствами этих систем можно назвать следующее:

Снижают влияние человеческого фактора, что благоприятно сказывается на проценте ошибок;

Обеспечивают непрерывный контроль над всеми инженерными системами с диспетчерских пультов;

Значительно упрощают документооборот и составление отчетов;

Позволяют среагировать в самые кротчайшие сроки в случае аварийных ситуаций;

Предоставляют возможность учесть все индивидуальные особенности организации на стадии проектирования системы;

Повышают эффективность работы предприятия.

В любом здании существует несколько инженерных систем. В АСДУ могут контролироваться различные подсистемы, что упрощает управление и учет ресурсов. Чаще всего, этими подсистемами являются:

Безопасность и видеонаблюдение;

Отопление и водоснабжение;

Электропитание;

Доступ свежего воздуха, вентиляция;


Пожарная система, контроль над возникновением и устранением возгораний.

В состав программно-технических средств АСДУ должны входить:

подсистема диспетчерского управления и сбора данных (оперативный информационный управляющий комплекс (ОИУК));

подсистема задач планирования и оперативного управления режимами единой, объединенных энергосистем или энергосистемы;

подсистема сервиса базы данных, предназначенная для обслуживания других подсистем АСДУ в части хранения и предоставления доступа к информации;

подсистема сбора и передачи информации (ССПИ).

Оперативный информационный управляющий комплекс (ОИУК) решает задачи краткосрочного планирования, оперативного и автоматического управления режимами энергосистем. ОИУК работает в режиме реального времени. Он обеспечивает автоматический ввод и обработку телемеханической и алфавитно-цифровой информации, управление средствами отображения информации (т.е. дисплеями, табло, приборами и видеостеной диспетчерского щита), проведение оперативных расчетов для управления режимами, автоматическое регулирование частоты, перетоков мощности, напряжения и др. ОИУК состоит из 2 подсистем: информационно-управляющей (ИУП) и информационно-вычислительной (ИВП).

Будущее промышленного производства связано с необходимостью жесткого контроля над энергоресурсами, ограничением и снижением их доли в себестоимости продукции. Решение этих задач необходимо связывать с энергосбережением и внедрением новых технологий управления предприятиями. Решительный шаг в этом направлении - это разработка и внедрение интегрированных автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), которые включают в себя обеспечение жизнеобеспечения.

18. Задачи и характеристики подсистемы планирования и учета.

Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

Процесс управления системой как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды.