Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................... 6 1.1. Психолого-педагогическая сущность возрастных особенностей формирования учебной деятельности ............................................................... 6 1.2. Современные методы, методики и технологии диагностики, формирования и развития учебной деятельности школьников .................... 14 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ....................................................................................... 18 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................... 21 2.1. Описание методики исследования формирования учебной деятельности подростков и старших школьников ........................................ 21 2.2. Результаты психолого-педагогической диагностики формирования учебной деятельности подростков и старших школьников ......................... 25 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ....................................................................................... 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 35

3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена, в первую очередь, потребностями современной психолого-педагогической практики. Оттого, насколько эффективно младший школьник овладеет учебной деятельностью в период начальной школы, во многом зависит его успешность на протяжении всего обучения не только в рамках средней и старшей школы, но также и вуза. В настоящее время проблема повышения качества образования занимает важное место в развитии педагогической науки. Ведь успешное решение задач по повышению успешности обучения во многом определяется тем, в какой степени верно учитывается уровень подготовленности каждого к учебной деятельности в разном возрасте. Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости изучения особенностей учебной деятельности на разных возрастных этапах, а также изучения возрастных особенностей формирования учебной деятельности. Разработанность темы в психолого-педагогической науке достаточно велика. Изучение особенностей младшего школьного возраста в отечественной психологии уходит своими корнями в работы Л.С.Выготского, восходит к трудам ЛИ. Божович, НИ. Гуткиной, А.В. Запорожца, ЕЕ.
Кравцовой, Н.Г. Лускановой, ТА. Нежновой, ДБ. Эльконина и др. Изучение учебной деятельности в рамках школы прослеживается в трудах таких авторов, как А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, НИ. Вьюнова,
В.Б.Лебединцев,С.Ю. Прохорова и др. Многие проблемы психолого-педагогической диагностики учащихся рассматривались и разрабатывались в трудах как отечественных, таки зарубежных психологов А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, ИВ. Дубровиной, Л. Колберга, Р.В. Овчаровой, Ж. Пиаже, ДБ. Эльконина и др. Объект данного исследования – возрастные особенности обучающихся. Предмет познания – основные возрастные особенности формирования учебной деятельности.


4 Цель исследования – изучение основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности. Достижение данной цели предполагает последовательное решение следующих задач
1. Вывить психолого-педагогическую сущность и содержание возрастных особенностей формирования учебной деятельности.
2. Обобщить современные методы, методики и технологии диагностики, формирования и развития учебной деятельности на разных возрастных этапах.
3. Провести эмпирическое исследование формирования учебной деятельности подростков и старших школьников.
4. Разработать рекомендации по эффективной организации учебной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся. База исследования – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 19» (МБОУ «СОШ
№19»), расположенное по адресу 141408, Россия, Московская область, город Химки, микрорайон Планерная, дом 11, строение 1. Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, конкретизация наблюдение, психолого-педагогическая диагностика, качественный и количественный анализ полученных данных. Гипотеза исследования заключается в следующем предположении создание специальных психолого-педагогических условий, соответствующих интересами потребностям каждой возрастной группы в рамках их ведущего вида деятельности, таких как игровые формы занятий для младшего школьника, коллективные творческие дела с подростками, профессионально направленные ролевые кейсы со старшими школьниками будут способствовать возрастанию мотивации детей к учению, и – повышению успешности обучения в целом.

5 Новизна исследования состоит в разработке психолого-педагогических рекомендаций для построения образовательного процесса на разных возрастных этапах с целью повышения мотивации учебной деятельности как основы и гаранта успешного формирования учебной деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в изучении особенностей разных возрастных этапов при усвоении учебной деятельности, а также в возможности применения разработанных рекомендаций педагогами при организации урока. Структура исследования Работа представлена введением, двумя главами (теоретической и практической, заключением и списком использованных источников.


6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическая сущность возрастных особенностей формирования учебной деятельности Разные виды деятельности характеризуют психическое развитие человека на всех ступенях развития. Деятельность в своей сущности обогащает человека историческим опытом, усваивает знания, умения и навыки. А. Леонтьевне разделял виды деятельности на отдельные этапы, ученый констатировал, что виды деятельности взаимозаменяемы и играют определенную роль на определенном этапе развития. Наряду с трудом, основным видом деятельности является учение. В общей теории учения, основы которой были заложены
Я.А.Коменским, И. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране –
К.Ушинским, П. Каптеревым, С. Шацким, П. Нечаевым, М. Басовым,
П.Блонским, Л. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия — Д. Элькониным, В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики — Д. Эльконин, В. Давыдов,
А.Маркова, П. Гальперин, Н. Талызина и др.
2
Понятие учебной деятельности достаточно неоднозначно в современной педагогике и психологии, тем не менее, выделяют три основные трактовки этого понятия. С одной стороны учебную деятельность рассматривают в синонимии с научением, учением и обучением. С другой стороны, классическая советская психология и педагогика определяют
1 Леонтьев, АН. Деятельность, сознание, личность // А.Н.Леонтьев. – МС Сарсенова, Э. А. Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков / Э. А. Сарсенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42790/ (дата обращения 10.11.2022).

7 учебную деятельность как ведущий тип деятельности у школьников, как форму социальной активности в проявлении познавательных действий.
Д.Эльконин и В. Давыдов
3
полагают, что усвоение учениками (любого возраста) посредством диалога (полилога, дискуссий, направленное на усвоение теоретических знаний, умений и навыков в любой сфере общественного сознания (науке, искусстве, религии) представляет собой учебную деятельность в сущности. Например, Л. Выготский
4
полагал, что концепция учебной деятельности — это подход к обучению, который обуславливается психологическим развитием. Основываясь на трудах
С.Рубенштейна, Л.Выготский исследовал принцип единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности. П.Гальперин и
Н.Талызина
5
определили тесную связь формирования умственной деятельности с различными типами учения. Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественными историческим опытом, накопленным человечеством — усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические качества и способности
6
Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. По словам АН. Леонтьева
7
, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль. Ведущая деятельность, по определению АН. Леонтьева, непросто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, это деятельность, которой человек
3
Эльконин, ДБ. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Текст / ДБ. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. – М ИПП, 2019. – 304 с.
4
Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М Юрайт, 2021. – 281 с.
5
Гальперин П.Я., Решетова ЗА, Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе Материалы всесоюзной конференции по программированному обучению,
31 мая - 4 июня. - М, 1966.
6
Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
7
Леонтьев, АН. Деятельность, сознание, личность // А.Н.Леонтьев. – МС отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками.
1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, наследующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры ребенок начинает учиться, играя.
2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении — отвлеченное логическое мышление.
3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей (каким бывает рабочий, учитель и т.п.»), ас другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать сними свои действия. Вначале своего формирования учебная деятельность (далее – УД) возможна только на основе постановки учебных задач обучающим, которые осуществляют также функции контроля и оценки. Развитые формы УД предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию поставленных извне целей. На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки. В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. Уже в первом классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания — понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также, например,


9 понятия композиции и перспективы, важные для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативу в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развернутой УД она остается коллективно распределенной, но при этому большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстниками учителям, умение не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей проявляются устойчивые и обобщенные учебно- познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация школьников не на результат решения задачи, а на общий способ его получения, что свидетельствует о формировании самой потребности в УД. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты
8
На втором этапе формирования УД (шестые—девятые классы) теряет свой ведущий характерно сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом вместе с учителями принимать определенное участие в организации УД своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание УД — предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками еще в младших классах, способствует усвоению сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные
8
Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский и др ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.

10 изменения. В пятых-седьмых классах учащиеся еще коллективно решают учебные задачи и вместе стем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно для индивидуального решения задач. В восьмых- девятых классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задачи к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый ее участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи ив способы решения. В процессе интериоризации
УД у подростков, при усвоении ими теоретического материала, отрабатываются и шлифуются все учебные действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в младших классах. В этом возрасте УД теряет ведущий характер — главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая. Нов сфере умственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно УД
9
На третьем этапе — в старшем школьном возрасте — ведущей вновь становится УД, нос профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь
10
В студенческие годы УД приобретает собственно исследовательский
9
Зимняя, И.А. Педагогическая психология учебник для бакалавриата Текст / И.А.Зимняя. – М Юрайт,
2018. – С.
10
Там же. – С.


11 характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. УД для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления. Организация учебной деятельности школьников предполагает учет каких индивидуальных особенностей (обучаемости, способностей, склонностей, мотивации, таки возрастных закономерностей. На каждой возрастной стадии есть особенности обучения, которые обусловлены возрастными потребностями, социальной ситуацией психического развития, ведущим видом деятельности. В широком смысле обучать ребенка определенным умениями навыкам можно с самого рождения. Однако учебные умения, навыки, научные понятия эффективно формировать с шести-семи лет, когда мышление ребенка достигает стадии конкретных операций (по Ж. Пиаже), появляется возрастная потребность в новых знаниях, новых переживаниях, и ведущим видом деятельности становится учебная деятельность (ДБ. Эльконин). Детей начинают обучать еще в дошкольном учреждении, но учебная деятельность для них выступает неосновной. В тоже время, психологическая готовность к обучению в школе начинает формироваться именно в дошкольном периоде благодаря сюжетно-ролевой игре и другим видам деятельности. Системное обучение детей начинается слет. Поступление в школу знаменует переход ребенка на новую ступень возрастного развития —
11
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М АСТ, 2022. – с.
12
Эльконин, ДБ. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Текст / ДБ. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. – М ИПП, 2019. – С.

12 младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки для самостоятельной организации собственного учения. Все новые знания станут достоянием ребенка, если они будут переведены во внутренний план, те. интериоризированы. Это указывает на то, что все формы и средства обучения только тогда эффективны, когда ребенок активно сам воспринимает и осознает учебный материал, делая каждое знание своим. Для решения этой задачи наиболее приемлемыми являются интерактивные формы обучения.
Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в школу, характерны два вида трудностей соблюдение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу. Внешне это выражается в снижении уровня естественного интереса к школе и к учебным предметам, который наблюдался вначале обучения. Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуждать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при v неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах. В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии мысль соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных
13
Подольский, АИ. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / АИ. Подольский, О. А. Идобаева. – е изд, испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.