Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 процессов. Возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблюдается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У юношей по сравнению с подростками получает значительное развитие теоретическое мышление. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Старшеклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Однако широта умственных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием иерархии и системности. Развитие познавательных функций и интеллекта на данных возрастных этапах, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны количественную и качественную. Количественные изменения выражаются в изменении степени и уровня развития (школьники средних и старших классов решают интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем младшие школьники. Качественные изменения характеризуются сдвигами в структуре мыслительных процессов важно не то, какие задачи решает человека каким образом он это делает
14
Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова
15
, есть индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. В познавательных
14
Там же. – С.
15
Психология труда учебник для вузов / Е. А. Климов и др ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г.
Носковой. — М Издательство Юрайт, 2021. — 249 с.

14 процессах он выступает как стиль мышления, те. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Получает дальнейшее развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте и практическое мышление. В структуру практического интеллекта входят такие качества ума, как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. Таким образом, можно сделать следующие выводы
— младший школьный возраст знаменуется введением учащегося в
УД, овладением всеми ее компонентами УД имеет здесь ведущее значение
— средний школьный возраст — идет становление произвольности
УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками
— старший школьный возраст характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, те. творческой исследовательской познавательной деятельности.