Файл: Траектории понимания истории.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Тема: Траектории понимания истории.

Материалистический и идеалистический принципы

Идеалистический подход в построении образа прошлого исходит из философии идеализма, в которой идеи в мировоззренческой картине мира играют главную роль. Идеалистический подход господствовал вплоть до XIX в. В эпоху Средневековья он выступал в качестве божественного промысла (воля Провидения или провиденциализм). Затем в эпоху антропоцентризма (эпохи Нового времени), источником всего социального развития становится продукт человеческого разума- идея, мысль.

Материалистический и идеалистический принципы

Материалистический подход предложен классиками марксизма (К.Марксом и Ф.Энгельсом). Здесь вся философия истории опирается на принципы первичности материального производства над всеми остальными компонентами (политическими, духовными) общественной жизни. Отсюда известное марксистское выражение: общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот. По Марксу, практическая деятельность людей в природе и обществе, в итоге качественно преобразует самих людей и является основой изменений в культуре, политике, искусстве.

Формы исторического сознания

Историческое сознание- совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

Формы исторического сознания:

1. Обыденное историческое сознание складывается на основе жизненного опыта людей. Оно субъективно, эмоционально и бессистемно.

2. Теоретическое историческое сознание формируется специалистами, на основе теоретического осмысления прошлого, научного мировоззрения. Оно максимально объективно, системно и осмысливает исторический процесс в динамике, во взаимосвязи событий и времени.

Историческое мышление

Историческое мышление современности сложилось на основе междисциплинарного синтеза концепций и понятий материалистического понимания истории
, неопозитивизма, теоретической экономики, макросоциальной теории, политологии, культурной антропологии, психологии, лингвистики.

Современность, ее ценности и смыслы настоящего времени являются отправной точкой в осмыслении исторического прошлого. Ценности современности: демократия и свободы личности, ценность человеческой жизни; солидарность в обществе и гармония между частным и общим.

Векторные домарксистские теории прогресса

Прогрессивный взгляд на историю стал формироваться в эпоху Просвещения: история развивается линейно и последовательно, проходя определенные, характерные для всех народов стадии. Теории прогресса придерживались многие мыслители Нового времени: Дж. Вико, И.Г. Гердер, Н. де Кондорсе, О. Конт.

Д. Вико прогресс в развитии человечества представлен в виде спирали в некотором смысле повторяющихся циклов, но при этом с поступательным развитием общества и культуры. И. Гердер выдвинул на первый план идею прогресса, развивающегося не плавно, а скачкообразно, по аналогии с возрастными стадиями человека: юность, зрелость, старость, смерть, затем новое рождение и так дальше по кругу, но все выше по линии прогресса.

Векторные домарксистские теории прогресса.

У О. Конта динамика человеческого прогресса линейна и проходит 3 ступени: сначала теологическую (авторитарная), затем метафизическую (законодательная) и наконец, с 1800 г. позитивную.

Позитивная стадия (буржуазная) по Конту характеризуется господством науки, разума и гуманизма. Конт автор тезиса: «Идеи правят миром».

Марксистская теория прогресса.

Концепция К. Маркса и Ф. Энгельса утверждает восходящий характер экономической и социальной эволюции мировой истории в направлении полного освобождения человека от разных форм угнетения (политического, экономического, духовного). Переход на новый, более высокий уровень становления мировой цивилизации, происходит, через непрерывную борьбу противоположных классов.

Человечество проходит через три эпохи (первичная, вторичная и третичная), для каждой из которых свойственен специфический способ разделения и кооперации труда. Для первичной первобытно-общинной стадии (внеэкономической и доклассовой) характерен низкий уровень производительных сил и принудительный трудовой коллективизм.


Марксистская теория прогресса.

Во вторичной (экономической и классовой) общественной формации Маркс выделял «прогрессивные эпохи» – азиатский, античный, (рабовладельческий), феодальный и буржуазный способы производства. Капитализм марксисты считали высшей прогрессивной «экономической» формацией с индустриальным производством и классовой эксплуатацией наемных рабочих капиталистами.

По марксистскому прогнозу более высокой (гуманной) эпохой в развитии человечества является высокоразвитая третичная эпоха с бесклассовым и неантагонистическим обществом, или эпоха коммунизма.

Теории исторического регресса.

В теориях исторического регресса (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше), появляется острая критика развития европейской цивилизации. Если Ж.Руссо критиковал ее за эгоистическое социальное неравенство, несправедливость и насилие в отношении бедных слоев общества; то Ф. Ницше, наоборот, считал, что буржуазная демократия «посредственности» ведет к вырождению высокой аристократичной культуры, основанной на неравенстве.

Волновые теории истории

А. Чижевский нашел связь между волновым ритмом исторических процессов и 11-летними циклами изменения солнечной активности. Исходя из его анализа за 2500 лет, свыше 60% социальных катаклизмов (вследствие психоэмоциональной возбудимости) произошло в периоды максимума солнечной активности (длящиеся 2-3 года в 11-летнем цикле). В XIX в. Маркс раскрыл природу постоянных мировых экономических кризисов (в 7-11 лет), связав их с особенностями капитализма, периодически приводящими к кризисам перепроизводства.

Волновые теории истории

В XX в. Н. Кондратьев раскрыл более продолжительные циклические процессы в экономике- волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева). В кондратьевской теории «длинные волны» в экономике связываются с процессом износа, смены и расширения капитальных производственных фондов.

Развитие природных процессов с точки зрения В. Вернадского, сначала достигает стадии биосферы, где человек в ней превращается в главную геологическую силу. Затем развитие биосферы и общества, перейдет в более совершенное состояние- ноосферу (сферу разума).

Волновые теории истории

Социолог П. Сорокин выделял 3 типа общественных суперсистем в мировой истории меняющих друг друга. 1) идеациональный, основанный духовной истине, прозрении и интуиции; 2) идеалистический (синтез чувств и духовности); 3) чувственно-рациональный тип основанный на опытном постижении мира (в настоящее время).


Главным критерием прогресса, что имеет пульсирующий характер, с точки зрения немецкого философа К. Ясперса является духовный фактор. В середине XX в. формируется всемирная история, в виде единой человеческой цивилизации. Особое внимание Ясперс уделял так называемому «осевому времени»- периоду между 800 и 200 гг. до.н.э. Он считает «осевое время» поворотным моментов в истории человечества. Именно в этот период зародились наиболее значимые религиозные и философские идеи и течения, которые сформировали духовный облик современного человечества.

Волновые теории истории

Теорию общественно-экономических формаций разработали К. Маркс и Энгельс, а продолжили развитие этой теории Г. Плеханов, В. Ленин, И. Сталин. В основе этой линейно-стадиальной теории лежит идея: что все общества, несмотря на свою этнокультурную специфику, проходят через однотипные стадии своего развития-общественно-экономические формации. Каждая последующая формация характеризовалась более высоким, чем предыдущая, уровнем производительных сил.

В отличие от Маркса и Плеханова, Сталин выдвинул знаменитую «пятичленку» исторических формаций сменяющих друг друга: первобытно-общинный строй, феодализм, капитализм, коммунизм. При этом из этой концепции выброшен был, упомянутый Марксом «азиатский способ производства» с эксплуатацией всего общества бюрократией во главе с царем-деспотом.

Волновые теории истории

В отличие от Маркса, Ленин выдвинул идею о победе социалистической революции в одной отдельно взятой стране. В свою очередь, И. Сталин, считал, что уже и полный социализм, возможно построить в одной отдельно взятой стране, что противоречило учению «классиков» марксизма.

Глобально-стадиальная концепция Ю. Семенова, развивает линейно-стадиальную формационной теории Маркса. Вместо общественных формаций предлагает «социально-исторический организм». Сокращенно- «социор». При этом по мысли Семенова, переход от одного социора к другому, идет строго линейно лишь в центре мировой социорной системы. В то время как на периферии мировой социорной системы развитие идет нелинейно, с возможным их «перепрыгиванием» от общей стадии (социора) к уникальным социорам- не встречаемых в общей социорной системе.

Волновые теории истории

Семенов называет азиатский способ производства–«политарным» с общеклассовой частной собственностью на средства производства.


А общественную систему в СССР и других странах социализма «индустриально-политарным». Подчеркивая, что речь не может идти о раннем коммунизме (социализме) в СССР.

Цивилизационная теория

В начале XX века возникает цивилизационная (циклическая) школа, к которой относят Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Циклическая теории утверждают, что в жизни общества имеют место периоды подъема, спада, вплоть до конца.

«Цивилизационщики» считали, что нет единой всеобщей истории, а вся человеческая историю разделяется на многовариантную историю отдельных локальных цивилизаций- больших и уникальных человеческих культур. При этом локальная теория цивилизаций отрицает «общечеловеческие ценности». Она считает, что критерии прогресса и ценности каждой цивилизации различны и равноправны.

Мир-системная концепция

Мир-системная концепция И. Валлерстайна, исходит из появления в XVI веке единой капиталистической мир-системы, связавшей к концу XIX в. все мировое пространство, где рыночным обменом, где силой колонизаторов, в единое целое. Эта мир-система иерархична и неравноправна: есть господствующий центр (1 мир), и есть зависимые от него полупериферия (2 мир) и более бесправная периферия (3 мир).

Во главе мир-системы всегда стоит лидер - самая мощная капиталистическая страна. Сначала, это была Голландия, затем ее сменила Великобритания, а вначале XX в. лидерство по сей день удерживает США. В мир-системе центр (1 мир) во главе с лидером эксплуатирует страны полупериферии (2 мир) и периферии (3 мир), путем перекачки оттуда капиталов, ресурсов и умов.

Синергетическая теория

Синергетическая концепция истории И. Пригожина, определяет синергетику, как науку о самоорганизации и закономерностях эволюции физических и социальных систем.

Суть ее заключается в том, что развитие общества проходит длительные периоды аттракторов (стабильных состояний), которые сменяются кратковременными периодами бифуркации (хаотичного движения).

В рамках бифуркации происходит переход к следующему вектору развития системы (общества), при этом его выбор не является предопределенным, а зависит от случайного характера изменений