Файл: Задача 1. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти а департамент потребительского рынка областной администрации.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная
МОСКВА 2022 | |||||||||
Задача №1. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти: а) департамент потребительского рынка областной администрации; б) научно-исследовательский институт; в) территориальное управление Федеральной антимонопольной службы; г) лесное хозяйство; д) Администрация Президента РФ; е) Аппарат Правительства РФ; ж) правительство Кемеровской области; з) администрация поселка городского типа. Ответ: а) департамент потребительского рынка областной администрации; в) территориальное управление Федеральной антимонопольной службы; ж) правительство Кемеровской области; Объяснение: органы исполнительной власти обладают специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности. 1. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление. 2. Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства. Задача №2. Приведите примеры органов исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой, специальной компетенции со ссылками на нормативные акты, определяющие их правовой статус. Ответ: Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением. Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции. Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.). Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.). По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.). Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.). Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус. Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России. Задача №3. Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему установлена и в чем заключается такая подведомственность? Ответ:В соответствии с Конституцией РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти вносятся Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации (ст. 112). На практике президент своими указами утверждает как структуру, так и систему федеральных органов исполнительной власти. СогласноУказу Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 28.10.2019) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Особенность правового положения некоторых федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что руководит ими непосредственно Президент. Это касается деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. То, что эти ведомства находятся в ведении Президента, конкретизируется также в его полномочиях утверждать по представлению Председателя Правительства Положения о каждом из названных органов и назначать их руководителей. В то же время упомянутые министерства и иные федеральные органы исполнительной власти не исключены из юрисдикции Правительства, поскольку возложенные на него задачи по обеспечению обороны и государственной безопасности, а также в сферах внешней политики и международных отношений, обеспечения законности, борьбы с преступностью могут осуществляться Правительством, прежде всего через упомянутые органы. |