Файл: Задача 1. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти а департамент потребительского рынка областной администрации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Группа Мш20Ю211в



Студент




К.А.Конькова









МОСКВА 2022

Задача №1. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти:

а) департамент потребительского рынка областной администрации;

б) научно-исследовательский институт;

в) территориальное управление Федеральной антимонопольной службы;

г) лесное хозяйство;

д) Администрация Президента РФ;

е) Аппарат Правительства РФ;

ж) правительство Кемеровской области;

з) администрация поселка городского типа.

Ответ: а) департамент потребительского рынка областной администрации;

в) территориальное управление Федеральной антимонопольной службы;

ж) правительство Кемеровской области;

Объяснение: органы исполнительной власти обладают специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности.

1. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление.

2. Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.

Задача №2. Приведите примеры органов исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой, специальной компетенции со ссылками на нормативные акты, определяющие их правовой статус.

Ответ: Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Задача №3. Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему установлена и в чем заключается такая подведомственность?

Ответ:В соответствии с Конституцией РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти вносятся Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации (ст. 112). На практике президент своими указами утверждает как структуру, так и систему федеральных органов исполнительной власти.

СогласноУказу Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 28.10.2019) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

I. Федеральные министерства, федеральные службы

и федеральные агентства, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные

службы и федеральные агентства, подведомственные этим

федеральным министерствам

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации

  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и помеждународному гуманитарному сотрудничеству

  • Министерство обороны Российской Федерации

  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

  • Министерство юстиции Российской Федерации

  • Федеральная служба исполнения наказаний

  • Федеральная служба судебных приставов

  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

  • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Особенность правового положения некоторых федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что руководит ими непосредственно Президент. Это касается деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. То, что эти ведомства находятся в ведении Президента, конкретизируется также в его полномочиях утверждать по представлению Председателя Правительства Положения о каждом из названных органов и назначать их руководителей. В то же время упомянутые министерства и иные федеральные органы исполнительной власти не исключены из юрисдикции Правительства, поскольку возложенные на него задачи по обеспечению обороны и государственной безопасности, а также в сферах внешней политики и международных отношений, обеспечения законности, борьбы с преступностью могут осуществляться Правительством, прежде всего через упомянутые органы.