Файл: Фомы патологии речи у детей и взрослых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Симптомы


Несмотря на то, что дети могут развиваться в своем темпе и со своими особенностями, существует понятие возрастной нормы, которую не стоит полностью игнорировать. Если по тем или иным параметрам развитие ребенка (в том числе - речевое) отклоняется от нормы, это повод проконсультироваться с врачом.

Порой некоторые проблемы можно диагностировать практически сразу после того, как малыш появился на свет. Например, ребенок плохо берет грудь или очень быстро устает, это может вызвано проблемами с артикуляционным аппаратом.

Симптомами речевых нарушений также могут быть:

- отсутствие реакции ребенка на обращенные к нему слова;

- нарушение темпа и скорости речи (ребенок чересчур растягивает слова или наоборот, говорит слишком быстро);

- изменение тембра и громкости голоса;

- сопровождающие речь навязчивые повторяющиеся движения (подергивания, моргание и так далее) и другие.

Особенности


Нарушения речи могут проявиться в самом разном возрасте: как у маленьких детей, которые только-только начинают говорить, так и у взрослых, которые внезапно замечают неприятные изменения. Как правило, проблемы с речью у детей и взрослых возникают по разным причинам, да и тактика лечения также отличается.

У детей


В зависимости от того, что именно послужило причиной нарушения речи, симптомы проблемы могут появиться в разное время. Врожденные патологии и родовые травмы дают знать о себе уже в самом раннем возрасте, осложнения после перенесенных заболеваний или травмирующих ситуаций (сильный стресс и так далее) проявляются через некоторое время.

У взрослых


Нарушения речи у взрослых в большинстве случаев является последствием серьезных патологий. Причем одним из наиболее безобидных симптомов, ведь такие состояния чреваты куда более существенными последствиями для здоровья. Нарушения речи могут быть вызваны новообразованиями в головном мозге, инсультом, болезнью Паркинсона или Альцгеймера, травмами головы и так далее.

“Иногда по специфике нарушения речи можно довольно точно определить, какое поражение центральной нервной системы начало проявляться либо выявить локализацию разрушительного процесса”, - говорит клинический психолог, нейропсихолог Нина Юрковская.

Диагностика


Первым делом, если родители заметили тревожные симптомы у ребенка или взрослый человек обратил внимание на перемены в речи, необходимо обратиться к терапевту или педиатру. Далее, в зависимости от предполагаемых причин возникновения нарушений, пациента могут направить к отоларингологу (он проверит, нет ли у пациента проблем со слухом), а при наличии проблем в данной сфере - к сурдологу. Состояние нервной системы поможет оценить невролог, а существенную помощь в выявлении психологических причин и коррекции их последствий окажет психотерапевт или психолог. Также при нарушениях речи зачастую необходимо обращаться к дефектологам и логопедам.


В результате визуального осмотра и сбора анамнеза врачи могут определить возможные причины нарушений речи, однако для постановки точного диагноза могут понадобиться различные методы лабораторной и инструментальной диагностики (анализы, УЗИ и МРТ-исследования и другие).

Лечение


Лечение различных нарушений речи у детей и взрослых напрямую зависит от вызвавших их причин. И, соответственно, направлено на их устранение.

Иглорефлексотерапия


В большинстве случаев борьба с нарушениями речи включает в себя продолжительную работу с логопедом, которая направлена на устранение уже существующих дефектов и развитие речи. Лечение речевых нарушений также может включать специальный логопедический массаж, который воздействует на мышцы, участвующие в артикуляции, лечебную гимнастику, иглоукалывание и другие методы.

При необходимости для лечения тех или иных нарушений речи могут назначаться соответствующие препараты. Это могут быть как разнообразные витамины, так и ноотропы (они положительно воздействуют на работу головного мозга), а также седативные препараты, лекарства для улучшения кровообращения и прочие.

“Самолечением при любых формах нарушений речи заниматься не нужно, - напоминает Светлана Ковина. - Целесообразность применения тех или иных препаратов может определить только врач, который подберет дозировку и необходимую схему приема”.

Последствия


Лечение различных нарушений речи может занимать разное время. Большое значение при этом играет своевременное выявление проблемы. Чем раньше она будет обнаружена, тем более благоприятным будет прогноз. “У мужчин и женщин, правшей и левшей, нарушения речи в результате поражения головного мозга проявляются немного по-разному и восстановлению подвержены тоже в разной степени”, - отмечает Нина Юрковская.

Если игнорировать существующую проблему, то у страдающего нарушениями речи могут возникнуть серьезные сложности в общении с другими людьми (ребенок нередко стесняется своего дефекта, его могут дразнить сверстники). Еще одно из возможных последствий такой проблемы - это сложности с учебой, снижение успеваемости. Как следствие - у ребенка могут появиться комплексы, он становится неуверенным в себе, что создает дополнительные психологические предпосылки для речевых проблем.

У взрослых, для которых нарушения речи чаще всего вызваны серьезными патологиями, игнорирование тревожных симптомов может нанести еще более тяжелый вред здоровью.


Профилактика


Так как предпосылки для формирования речевых нарушений могут быть заложены еще в пренатальный период, то беременной женщине необходимо соблюдать большую осторожность и внимательно следить за своим здоровьем. Это поможет сократить риск возможных патологий у ребенка, в том числе тех, что могут вызвать нарушения речи.

Для детей раннего возраста очень важное значение имеет полноценное и регулярное общение (особенно когда ребенок видит перед собой лицо говорящего, может наблюдать процесс произнесения слов). Оно необходимо для формирования речи. Разговаривать с малышом нужно уже с самых первых дней его жизни, с детьми постарше можно обсуждать прошедший день, читать подходящие по возрасту книги, отвечать на волнующие их вопросы и так далее.

“Для формирования речи в детском возрасте важны чтение вслух книжек малышу, заучивание потешек, маленьких стишков, протопывание и прохлопывание коротких ритмических упражнений. Развитие мелкой моторики пальчиков усиливает активность формирования нейронных связей, что благоприятно сказывается на развитии речи”, - говорит Нина Юрковская.

Чтобы у ребенка закрепилось правильное произношение слов и звуков, очень важно, чтобы все окружающие малыша взрослые люди старались следить за своей речью и не допускать подобных ошибок. Важно аккуратно поправлять ребенка, если он допустил ошибку, озвучивать правильный вариант.

Важно регулярно проходить профилактические осмотры, в процессе которых специалисты получат возможность вовремя выявить ту или иную патологию и оперативно ее скорректировать.

Список использованной литературы


1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2019.

2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2020.

3. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр "Академия", 2020.

4. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. М.А.Поваляева. Издательство «Феникс», 2016.