Файл: Фомы патологии речи у детей и взрослых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Р Е Ф Е Р А Т

На тему:
«Фомы патологии речи у детей и взрослых»


Выполнила студентка

3 курса

Потнина А.В.

Проверил преподаватель:

_____________________

Нальчик 2022

Содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1

Нарушение речи 4

Виды и характеристика 4

Нарушение устной речи 5

Нарушения ритма и темпа 5

Голосовые нарушения 6

Нарушение письменной речи 6

Причины 6

Внешние и внутренние 7

В зависимости от стадии возникновения 7

Болезни 8

Симптомы 8

Особенности 8

У детей 9

У взрослых 9

Диагностика 9

Лечение 9

Иглорефлексотерапия 11

Последствия 11

Профилактика 11

Список использованной литературы 13

Нарушение речи 3

Виды и характеристика 3

Нарушение устной речи 4

Нарушения ритма и темпа 4

Голосовые нарушения 5

Нарушение письменной речи 5

Причины 5

Внешние и внутренние 6

В зависимости от стадии возникновения 6

Болезни 7

Симптомы 7

Особенности 7

У детей 8

У взрослых 8

Диагностика 8

Лечение 8

Иглорефлексотерапия 9

Последствия 9

Профилактика 9

Список использованной литературы 11

Нарушение речи



Свои способы коммуникации есть практически у всех живых существ на планете, однако именно речь в том виде, в котором ею владеет каждый человек, присуща исключительно людям.

Речь формируется у человека постепенно и протекает данный процесс индивидуально для каждого. Никто не рождается со способностью говорить: маленькие дети могут в первые месяцы жизни только плакать и кричать.

“Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 9 месяцев до полутора лет. Для того, чтобы первое слово переросло в связную речь, необходимо сочетание гармоничного психофизиологического развития и грамотно организованной окружающей среды, - говорит педагог-психолог, дефектолог, преподаватель дошкольной педагогики и психологии в Университете "Синергия" Елена Бочкина. - Первое включает в себя способность слышать, правильное развитие артикуляционного аппарата (который включает в себя гортань, язык, небо, губы и другие органы), здоровая нервная система и правильно функционирующий мозг. Второе - это взаимодействие со взрослым, правильно подобранные игрушки и пособия (годовалому ребенку не стоит предлагать построить домик из Lego или поуправлять игрушечным самолетом)”.


Нарушение психофизиологического развития или неправильная организация окружающей ребенка среды могут привести к задержке или нарушению речевого развития.

Под нарушениями речи зачастую подразумевают такие расстройства речевой функции, которые выходят за пределы нормы и мешают человеку полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они могут проявиться не только у детей, но и у взрослых (в последнем случае это, как правило, является последствием травмы или серьезного заболевания).

Виды и характеристика


Существуют два основных вида речи, которые человек активно использует для взаимодействия с внешним миром. Это речь устная и письменная. Различные расстройства в каждом из этих видов могут возникать еще как на этапе формирования навыка, так и в том случае, если человек его уже успешно освоил. Нарушения в устной речи могут провоцировать задержки освоения письменной речи.

Существует два основных вида классификации подобных нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые дополняют друг друга. Первая сконцентрирована на определении причин существующих расстройств, а также их проявлений, вторая изучает нарушения средств общения и нарушения в их применении, помогает в работе логопедов.

Нарушение устной речи


Среди нарушений устной речи выделяются два типа: внутренние, связанные со структурно-семантическим оформлением высказываний, и внешние, при которых страдает произношение звуков и слов.

К внутренним относятся:

Алалия - полное отсутствие или серьезное недоразвитие речи, причина которого - поражение расположенных в коре головного мозга речевых центров. Алалия является одним из наиболее сложных нарушений речи, внутри которого выделяются несколько разновидностей (например, моторная, при которой ребенок сам не говорит, но чужую речь понимает).

Афазия, в отличие от алалии, обусловлена не врожденными, а приобретенными патологиями (среди них - травмы и различные заболевания, которые приводят к локальному поражению мозга). При афазии происходит нарушение уже сформировавшейся речи. Как правило, данный диагноз ставится детям старше 3 лет.

Среди нарушений внешнего высказывания выделяются:

Нарушения ритма и темпа


Темп речи - это то, с какой скоростью человек произносит звуки, слоги и, соответственно, слова. В норме данный показатель составляет от 9 до 14 звуковых единиц за одну секунду. Однако при некоторых нарушениях речи данный темп может заметно ускоряться либо, наоборот, замедляться.


Одним из самых распространенных и многим хорошо знакомых нарушений является заикание. Описание данной проблемы встречается уже в одном из трудов Аристотеля. Как гласит легенда, именно с ней боролся известный оратор Демосфен (причем делал это при помощи упражнений с небольшими камешками во рту).

Страдающий от заикания человек может по несколько раз повторять один и тот же звук или слово, растягивать слова или делать частые и долгие паузы между ними. Заикание может усиливаться в период стресса.

“Существуют две формы заикания - неврозоподобная и невротическая (также известная как логоневроз). Первая - более легкая, в то время как вторая сопровождается расстройствами нервной системы и требует более серьезного лечения”, - говорит учитель-логопед Светлана Ковина.

Если у ребенка нет проблем со слухом или нервной системой, но произношение отдельных звуков все равно страдает, речь идет о дислалии. Ребенок при этом, например, может искажать произношение определенных звуков или заменять их другими.

Серьезные заболевания, которые поражают нервную систему и другие факторы могут стать причиной дизартрии - нарушения речи, при котором возникают серьезные проблемы с различными звуками: речь становится невнятной, создается эффект “каши во рту”, пропадают нужные интонации в речи, меняется громкость голоса.

Если симптомы дизартрии проявляются у взрослых, это серьезный повод обратиться к врачу. Ведь подобное нарушение в старшем возрасте может быть вызвано опухолями головного мозга, серьезными недугами, такими как болезнь Паркинсона или, например, рассеянный склероз, а также травмами, инсультом и так далее.

Ринолалия - еще одно нарушение речи, причина которого кроется в дефектах речевого аппарата (например, расщелиной в небе). При этом страдает не только произнесение звуков, но и тембр голоса, который приобретает характерную для данного нарушения гнусавость.

Голосовые нарушения


Данная группа нарушений связана с тем, что у детей и взрослых по той или иной причине появляются проблемы с голосовой функцией.

Одно из таких нарушений - афония, при которой у человека пропадает голос, говорить возможно только шепотом.

Если голос сохраняется, но заметно меняется (становится хриплым, сиплым и так далее), то ставится уже другой диагноз - 
дисфония. Ее могут провоцировать как различные заболевания, так и длительные серьезные нагрузки на речевой аппарат (ею часто страдают певцы, преподаватели и представители других публичных профессий).

Меняется голос и при ринофонии (другое название этого нарушения - палатолалия). Речь приобретает гнусавый оттенок и становится невнятной, то есть говорящего сложно понять из-за дефектов в строении артикуляционного аппарата.

Нарушение письменной речи


Проблемы у детей и взрослых могут возникать не только с устной речью. Серьезные нарушения могут быть связаны и с речью письменной, что также вызывает немало проблем в обычной жизни.

Существует два основных вида таких нарушений. Первый - это дислексия, при которой возникают сложности с восприятием уже написанного или напечатанного текста. Человеку не удается правильно распознать буквы, объединить их в слоги и слова и, соответственно, верно понять смысл прочитанного. Второй - это дисграфия, то есть нарушение, которое проявляется в процессе письма. Например, человек постоянно делает одни и те же ошибки.

Причины


Нарушения речи, как устной, так и письменной, могут проявить себя

в разном возрасте и по самым разным причинам. Последние могут быть как врожденными, так и приобретенными, иметь физиологическую или психологическую основу и так далее.

Определение причины того или иного нарушения играет важную роль в выборе верной тактики его лечения.

Внешние и внутренние


Все нарушения речи происходят в результате негативного влияния определенных факторов, которые могут быть как внутренними, так и внешними.

Помимо этого возможные причины нарушений речи можно разделить на следующие группы:

- психические или социально-психологические. Сюда относится, например, неблагоприятное влияние окружающей среды. Нарушение речи может возникнуть, если ребенку не хватает общения, он длительное время находится в стрессовой атмосфере либо подражает неправильной речи одного из родителей. “Еще одна крайность - если родители не разговаривают с ребенком или дают ему телефон для игры”, - говорит Елена Бочкина. Также причиной может стать психическая травма, например, сильный испуг;

- психоневрологические. В данном случае нарушения могут быть спровоцированы серьезными проблемами с памятью и вниманием и другими факторами;


- органические. Проблемы с речью бывают вызваны физиологическими патологиями. ”К данной группе относятся различные поражения мозга (от их локализации зависит тип речевого нарушения), дефекты строения речевого аппарата, нарушение слуха, кривошея, при которой могут быть пережаты артерии на затылке (это приводит к развитию гипоксии мозга и, как следствие, проблемам с речью) и другие патологии”, - перечисляет Елена Бочкина.

В зависимости от стадии возникновения


Патологии и дефекты, которые в будущем способны спровоцировать развитие различных нарушений речи, могут появиться еще до рождения малыша. Не говоря уже о том, что некоторые нарушения ребенок может унаследовать от своих родителей.

По времени возникновения причины нарушений речи можно разделить на:

- наследственные. По наследству от родителей ребенку может достаться предрасположенность к заиканию, нарушениям письменной речи и так далее, а также различные анатомические дефекты (например, особенности строения артикуляционного аппарата);

- врожденные. Организмы беременной женщины и ее будущего ребенка весьма уязвимы к воздействию негативных факторов, которые могут нанести урон нервной системе малыша и, как следствие, вызвать в будущем нарушения речи. К таковым факторам относятся курение или употребление алкоголя беременной, полученные ею во время беременности травмы, перенесенные заболевания, резус-конфликт, прием некоторых лекарственных препаратов и так далее;

- родовые (или вскоре после рождения). Проблемы, которые в дальнейшем способны привести к развитию речевых нарушений, могут появиться не только во время беременности, но и в процессе родов. Самые распространенные из них - это пережитая малышом асфиксия или полученные во время родов травмы (сдавление черепа, смещение шейного позвонка и другие).

Болезни


Маленькие дети в первые несколько лет жизни особенно уязвимы для различных недугов. Перенесенные в этот период серьезные заболевания (такие как энцефалит, менингит, мононуклеоз и другие) могут отразиться на состоянии головного мозга и нервной системы в целом, а в дальнейшем - стать причиной нарушений речи.

Еще одна распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители маленьких детей - это различные травмы (в том числе - головы). Большая часть из них заканчивается благополучно, однако в некоторых случаях подобные травмы также могут привести к развитию речевых нарушений.