Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Ижевский филиал
Р Е Ф Е Р А Т
По управлению конкурентноспособностью
(наименование дисциплины)
На тему «Методы анализа конкурентоспособности предприятия»
(название темы)
Выполнил(а): студент(ка)
Мерзлякова Юлия Олеговна
(Ф.И.О.)
Курс 3
форма обучения Заочная
Направление подготовки (специальность):
38.03.02 Менеджмент
группа № МТб1-3/Бс/ИЖЕ19
Руководитель:
Соколова Ирина Николаевна
(Ф.И.О.)
2022
Содержание
Введение
1. Основы повышения конкурентоспособности предприятий 5
1.1. Су݇щ݇ность и со݇де݇р݇ж݇а݇н݇ие ко݇н݇ку݇ре݇нтос݇пособ݇ност݇и п݇ре݇д݇п݇р݇и݇ят݇ия 5
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия 10
2. Анализ конкурентоспособности предприятия 17
2.1. Краткая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ конкурентных позиций предприятия и оценка их возможностей__ 21
Заключение 24
Список использованных источников 25
Введение
Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятий является одной из важнейших задач социально - экономического развития страны. Успешное функционирование отечественных предприятий - необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество.
Предприятия развивают свою конкурентоспособность, разрабатывая новые модели управления, ориентированные на запросы потребителя, создавая базу постоянных партнеров и повышая эффективность своей деятельности. Отечественные предприятия вынуждены преодолевать кризисные ситуации, связанные со снижением объемов производства, нехваткой инвестиций, входом на рынок иностранных производителей.
Задача формирования и совершенствование организационно -экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятий становится одним из главных факторов выживания и развития в условиях непостоянства и изменчивости окружающей среды.
Вопросы поиска путей эффективного использования имеющихся ресурсов, компетенций, возможностей развития предприятий имеют особое значение, поскольку их решение позволит обеспечить максимальную загрузку мощностей, снижение затрат и повышение качества продукции и услуг, устойчивость конкурентной позиции предприятия и увеличение доли лояльных потребителей.
В условиях жесткой конкурентной борьбы первоочередной задачей предприятий является развитие внутренних возможностей и формирование новых способностей. Поэтому руководители предприятий вынуждены постоянно отслеживать изменения рыночной ситуации и применять на практике соответствующие условиям конкуренции методы управления.
Оценка эффективности конкурентных стратегий и контроль их реализации является завершающим процессом стратегического управления, который обеспечивает устойчивую обратную связь между целями предприятия и процессом их достижения. Поэтому формирование эффективной конкурентной стратегии развития предприятия служит основой создания и укрепления конкурентных позиций на рынке.
Таким образом, управление развитием предприятия на основе анализа её конкурентоспособности и конкурентоспособности выпускаемой продукции является весьма актуальной и значимой для обеспечения социально-экономического развития отечественной экономики.
1. Основы повышения конкурентоспособности предприятий
1.1. Су݇щ݇ность и со݇де݇р݇ж݇а݇н݇ие ко݇н݇ку݇ре݇нтос݇пособ݇ност݇и п݇ре݇д݇п݇р݇и݇ят݇ия
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся вопросами конкуренции.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Поэтому конечная цель предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько она лучше по сравнению с аналогами - другими предприятиями [1, с.316].
В связи с изменениями, происходящими в настоящее время в мировой экономике, мировым кризисом, неравномерностью развития государств и обострению международной конкуренции, развитие страны, ее регионов, отраслей и предприятий, в первую очередь определяется конкурентоспособностью производителей выпускающих товары и предоставляющих услуги, удовлетворяющие потребности клиентуры внутреннего и внешнего рынков.
Конкурентоспособность продукции - это также ее способность конкурировать с другими изделиями и завоевывать максимальное количество потребителей, на которых она ориентирована, с помощью взаимоувязанной совокупности условий, ограничений и рисков, составляющих ее конъюнктуру в определенное время.
Несмотря на сложные проблемы, возникающие в научной сфере с изучением природы процессов конкуренции, это понятие уже давно фигурирует в словаре нашей современности, как бы показывая, что на него возлагаются немалые надежды.
По определению Всемирного экономического форума конкурентоспособность страны определяет ее способность добиваться увеличения среднедушевого прироста ВВП. Так что повышение конкурентоспособности на всех уровнях становится неотложной задачей экономической политики правительств развитых стран.
М. Портер отмечает, что конкуренция - это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые е процессы и новые рыночные сегменты [3, с.14].
Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующее, наиболее обобщенное определение конкурентоспособности: Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Из этого следует, что конкурентоспособность объектов любого исследуемого уровня является динамической категорией подверженной воздействию значительного количества экономических факторов внешней среды.
Таким образом, понятие конкурентоспособность продукции, услуг, предприятий и в целом отрасли - понятие комплексное, включающее соответствие реализуемых товаров или услуг рыночным условиям, конкретным требованиям потребителей не только по качественным, экономическим, техническим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям их реализации.
В силу своей комплексности понятие «конкурентоспособность» в различных отраслях знаний в научной литературе имеет различную трактовку:
-
Конкурентоспособность продукции включает набор потребительских и стоимостных характеристик, определяющих ее лидирующее положение на рынке в условиях наличия предложения аналогичной конкурирующей продукции; -
Конкурентоспособность продукции - совокупность потребительских свойств, определяющая ее отличие от другой аналогичной продукции по степени и уровню удовлетворения потребности клиента и затратам на ее приобретение; -
Конкурентоспособность продукции - это привлекательность её для потребителя в сравнении с аналогичной, благодаря лучшему соответствию качественным и стоимостным характеристикам потребительской оценки, а также требованиям данного рынка.
Многообразие подходов к формированию конкурентоспособности и содержания принципов классификации, предложенных различными авторами, указывают на объемность понятийного аппарата, раскрывающего её сущность.
Управление конкурентоспособностью предприятия - деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
В современной теории управления принято выделять четыре уровня, или стадии, конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или предприятий рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет.
Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь о конкурентах. Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Большинство российских компаний, независимо от масштабов бизнеса, находятся именно на этом уровне конкурентоспособности.
Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются:
-
В понимании маркетинга как одной из функций управления, в лучшем случае более важной, чем остальные; -
В слепой приверженности примитивной ценовой конкуренции; -
В недостаточном внимании к квалификации и мотивации работников, к вопросам управления персоналом; -
В непонимании роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством.
Доминирование в РФ компаний первого уровня конкурентоспособности обусловлено слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его ненасыщенности, когда многие бывшие государственные предприятия, выпускавшие некачественную продукцию, стоят и потребителю ничего не остается, как брать то, что завозится из-за рубежа.
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают предприятия - лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.
Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности:
-
В этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, уделяется больше внимания маркетингу, ориентированному на потребителя; -
Такие компании действительно становятся маркетинго-ориентированными. На развитие маркетинга сориентированы все другие подразделения организации; -
В российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы; -
Любые инновации, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.