Файл: Лабораторная работа 2. Всемирная паутина. Поисковые системы. Поиск информации Цель работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лабораторная работа №2. «Всемирная паутина. Поисковые системы.
Поиск информации»
Цель работы:
освоить методы поиска, обработки и анализа информации в сети Интернет
Задачи работы:
− познакомиться с существующими поисковыми системами;
− осуществить поиск информации по заданной тематике с использованием известных Интернет-каталогов и поисковых систем;
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Интернет — всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP (Internet Protocol) и маршрутизации пакетов данных. На основе Интернета работает Всемирная паутина и множество других систем передачи данных
Всеми́рная паути́на (англ. World Wide Web) — распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.
Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб и аббревиатуру WWW.
Всемирную паутину образуют миллионы web-серверов, сети Интернет, расположенных по всему миру. Веб-сервер — это компьютерная программа, запускаемая на подключенном к сети компьютере и использующая протокол

HTTP для передачи данных. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой гипертекст. Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются веб-страницами. Сайт (от англ, website: web
— «паутина, сеть» и site — «место») — несколько веб-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере. Веб-обозреватель, браузер (от англ. Web browser) — программное обеспечение для просмотра сайтов, то есть для запроса и загрузки веб-страниц.
Структура и топология Web
Всемирная паутина основана на трех основных технологиях, предложенных Тимом Бернерсом-Ли:
1. HTTP (HyperText Transfer Protocol)- протокол передачи гипертекста.
2. URL (Uniform Resource Locator)- единообразные локаторы ресурсов, используются для определения местонахождения информации.
3. HTML (HyperText Markup Language)- язык разметки гипертекста, теговый язык для описания информации в виде, удобном для автоматического разбора.
Что происходит за 1 минуту в сети Интернет. Например, в 2021 году — это:
— более 500 часов загруженного на YouTube контента
— 69 5000 опубликованных историй в Instagram
— почти 70 млн отправленных через WhatsApp и Facebook Messenger сообщений
— более 2 млн свайпов в Tinder
— 1,6 млн долларов, потраченных в интернете
Для того чтобы извлечь полезную информацию из Всемирной паутины, нужно знать, где и как вести поиск, нужен опыт поисковой работы.
Поиск нужного документа в WWW происходит с помощью браузера разными способами:
− путём указания адреса документа;
− путём перемещения по паутине гиперсвязей;

− путём использования поисковых систем.
Поисковые системы
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно- поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную.
Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что, по их мнению, представляет общественный интерес, и заносят в каталог. Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована. Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
− сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы
— черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
− индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
− рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего.
Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска.
Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов).
Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).
Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины. Для каждого документа составляется его поисковый образ — набор ключевых слов, отражающих содержание этого документа. В связи с постоянным обновлением информации поисковые системы периодически возвращаются к ранее изученным страницам, чтобы обнаружить и зарегистрировать изменения.

Информация о ключевых словах исследованных таким образом страниц сохраняется в поисковой системе.
При поступлении запроса от пользователя поисковая система на основании имеющейся в ней информации формирует список страниц, соответствующих критериям поиска. Найденные документы, как правило, упорядочиваются в зависимости от местоположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста), частоты их появления в тексте и других характеристик.
Существует множество поисковых систем. Несмотря на общий принцип работы, поисковые системы различаются по языкам запроса, зонам поиска, глубине поиска внутри документа, методам упорядочивания информации и другим характеристикам. Самой популярной в мире поисковой системой является
Google
(www.google.ru). Крупнейшие отечественные поисковые системы —
Яндекс
(www.yandex.ru),
Rambler
(www.rambler.ru),
Апорт2000
(www.aport.ru).
Поиск информации в сети Интернет
Поисковая система – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации во Всемирной паутине.
Поисковая машина – программная часть поисковой системы; комплекс программ, предназначенный для поиска информации
Поисковая машина состоит из двух частей: робота, или паука, и поискового механизма. База данных робота формируется в основном им самим
(робот сам находит ссылки на новые ресурсы) и в существенно меньшей степени — владельцами ресурсов, которые регистрируют свои сайты в поисковой машине. Помимо робота, который обходит все предписанные серверы и формирует базу данных, существует программа, определяющая рейтинг найденных ссылок.
Принцип работы поисковой машины сводится к тому, что она опрашивает свою базу данных по ключевым словам, которые пользователь указывает в поле запроса, и выдает список ссылок, ранжированный по релевантности.
По принципу действия поисковые системы делят:

Поисковые каталоги, управляемые человеком - содержат базу данных ссылок на веб-сайты, распределённых по отдельным тематическим рубрикам; поиск осуществляется вручную спуском по дереву каталогов

Системы, использующие поисковых роботов - для каждого документа составляется его поисковый образ – набор ключевых слов, отражающих содержание этого документа; поиск осуществляется по запросу

Гибридные поисковые - сочетают в себе функции систем, управляемых человеком, и систем, использующих поисковых роботов
Поисковые запросы
Благодаря внедрению новых языковых технологий поисковые системы стали гораздо лучше понимать пользователя. Поисковики могут искать как
запрашиваемое слово, так и его словоформы. Это позволяет делать более точными результаты поиска. Конечно, страницы со словоформами не будут в числе первых результатов поиска, но элементы искусственного интеллекта налицо. Этот факт необходимо учитывать при построении поисковых запросов.
Приступая к поиску, пользователь вводит одно или несколько ключевых слов и выбирает тип поиска. В большинстве поисковых систем есть три основных типа поиска:
− 1)
поиск по любому из слов
— результатом поиска является огромный список всех страниц, содержащих хотя бы одно из ключевых слов; может быть использован, когда пользователь не уверен в ключевых словах;
− 2)
поиск по всем словам
— в этом режиме поиска формируется список всех страниц, содержащий все ключевые слова в любом порядке;
− 3)
поиск точно по фразе
— в результате поиска составляется список всех страниц, содержащих фразу, точно совпадающую с ключевой (знаки препинания игнорируются).
Если найдено слишком много страниц, то можно добавить ещё одно ключевое слово и повторить поиск. Для этого во многих поисковых системах есть функция поиска среди найденного. Также можно вводить поисковые запросы с использованием, логических связок, аналогичных по смыслу союзам «и», «или» и частице «не» русского языка.
Таблица – Синтаксис языка запросов
Синтаксис языка
Значение
Пример
1 2
3
!
Запрет всех словоформ
!электричество (из поиска будут исключены слова “электричество”)
+
Обязательное присутствие слов в найденных документах
Полная+нагрузка (должны быть выбраны страницы, где встречается слово не только
“полная”, но и обязательное условие наличия слова “нагрузка”)
-
(пишется слитно с
исключаемым словом)
Исключение слова из результата поиска
Электронные-лампы (будут исключены документы, где вместе встречаются эти два слова)
&
Обязательное вхождение слов в одно предложение максимальная&полная&нагрузка
|
Поиск любого из заданных слов радиальная|схема

Требование присутствия первого слова в предложении без второго электронныевыпрямители (результаты поиска не будут включать документы, где в пределах предложения встречаются оба слова)
&&,
Поиск в пределах документа
Техническаяхарактеристика (результаты поиска не будут включать страницы, где в документе встречаются оба слова)
“”
Поиск устойчивых словосочетаний
“технологическая схема” (учитывается строгая последовательность слов, выражение “схема технологическая” будет исключено)
/
Показатель расстояния между словами в предложении электрические/1 машины (число после значка показывает на каком расстоянии должно находиться второе слово в предложении)

1 2
3
/(n m)
Ограничения по расстоянию, где n – минимальное, а m – максимальное расстояние номинальный/(-4 3) режим (слово “режим” должно находиться в интервалах от 4 слов слева и до 3 слов справа)
()
Поиск выражений
(электрические, частота)/+1 (генераторы, двигатели) (результатами поиска будут документы, включающие выражения
“электрические генераторы”, “электрические двигатели”, “частота генераторы”, “частота двигатели”)
$title
Поиск информации по названиям заголовков
$title электрические машины (результатом будут документы, где в качестве заголовка используются эти слова)
$anchor
Поиск информации по названию ссылок
$anchor электрические нагрузки (если в документах в качестве гиперссылки используется данный набор)
$Address
Поиск информации по названиям адресов
$Address edu (будут предложены документы, где адреса сайтов включают слово edu)
#image=“название
сайта”
Поиск документов по именам графических файлов
#image=“comp*” (запрос дает ссылки на документы с изображениями компьютеров)
#keywords=“ключевое
слово”
Поиск сайтов, где заданное слово выделено в качестве ключевого понятия
#keywords=“электричество” (будут определены сайты, где слово выделено каким-либо образом)
#hint=“подпись
графического файла”
Поиск по подписи изображения, которое появляется при подведении мышки к активной части экрана
#hint=“Электрооборудование” (будут заданы сайты, где встречаются не просто изображения электрооборудования, а имеющие заданную подпись)
Основная задача пользователя при составлении поискового запроса — выделить ключевые слова, задача поискового сервера — наилучшим образом обработать введенный запрос. Вот несколько правил составления запросов:
− выбирать необходимо только самые важные ключевые слова, касающиеся рассматриваемой темы;
− количество слов должно быть оптимальным (не слишком много, но и не слишком мало);
− при отрицательных результатах поиска, необходимо использовать более «мягкие» условия для последующего запроса или использовать альтернативную поисковую систему (так как механизмы работы поисковиков отличаются друг от друга, то и результаты также могут различаться);
− для обеспечения более эффективного поиска необходимо использовать возможности расширенного поиска с указанием множества различных параметров, а также поиска с использованием языка запросов.
Исследование возможностей поисковиков показывает, что реальная полнота охвата ресурсов «Всемирной паутины» одной системой не превышает
30%. Поэтому, если вам не удалось отыскать интересующую вас информацию с помощью одной системы, попробуйте воспользоваться другой. Каждая поисковая система имеет свои особенности, и качество полученного результата зависит от предмета поиска и формулировки запроса. Помимо отдельных поисковиков, имеются системы метапоиска (параллельного поиска). Они передают сформулированный пользователем запрос разным
поисковикам, что позволяет выполнять поиск сразу в нескольких поисковых системах. Неизбежные повторы документов, как правило, автоматически исключаются из предоставляемых пользователю результатов поиска.
Следует помнить о том, что поисковые системы при обработке запроса не учитывают положение регистра символов, знаки препинания, так как они игнорируются поисковыми серверами. Однако при построении расширенных запросов, дающих более точные результаты поиска, традиционные знаки препинания используются. Большинство поисковых систем может бороться с опечатками.
Важные данные, найденные в Интернете, необходимо проверять: выяснить репутацию сайта; получить информацию об авторе материала; проверить факты по данным из авторитетных источников.
Обозначим главные характеристики поиска:
Полнота.
Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Например, в сети есть 100 страниц имеющих словосочетание
«как выбрать авто», а по такому же запросу было отобрано всего 60 из общего количества, то в данном случае полнота поиска составит 0,6. Понятно, что чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.
Точность.
Еще одна основная функция поисковой системы – точность. Она определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в
Сети. К примеру, если по ключевой фразе «как выбрать автомобиль» найдется сотня документов, в половине из них содержится данное словосочетание, а в остальных просто есть в наличии такие слова (как грамотно выбрать автомагнитолу, и установить ее в автомобиль»), то поисковая точность равна
50/100 = 0,5.
Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.
Актуальность.
Это значимая составляющая поиска, которую характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика.
К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.

Скорость поиска.
Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.
Наглядность.
Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его неточности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения.
Это значит, что человеку часто приходится осуществлять собственный поиск среди предоставленных результатов. Разнообразные компоненты страниц выдачи ПС помогают ориентироваться в поисковых результатах
Примеры запросов в поисковой системе Яндекс. По умолчанию
Яндекс ищет все формы слова (падеж, род, число, склонение и т. д.), указанного в запросе, и не учитывает однокоренные слова (другие части речи).
Например, при запросе [
рассказал
] поиск будет производиться по глагольным формам: «рассказать», «расскажу», «рассказывать» и т. д., но не по однокоренным словам типа «рассказ», «рассказчик». Исключение составляют случаи, когда используются операторы ! и ". Уточнить запрос можно с помощью операторов.
1. Поиск слов в заданной форме
Можно использовать несколько операторов
!
в одном запросе.
Оператор Синтаксис
Пример запроса
!
!слово
[
!подболотники
] - будут найдены документы со словом «подболотники» в заданной форме.
2. Поиск документа с определенным словом
Можно использовать несколько операторов
+ в одном запросе.
Оператор
Синтаксис
Пример запроса
+ слово
1
+слово
2
[
лапенко +роза +шершень
]
Будут найдены документы, в которых обязательно содержатся слова «роза» и «шершень» и может присутствовать слово «лапенко».

3. Поиск по цитате
Поиск документов, содержащих слова запроса в заданной последовательности и форме.
Оператор
Синтаксис
Пример запроса
"
"слово
1
слово
2
... слово
N
"
[
"Пролить на это дело чистую водицу"
]
Будут найдены документы, содержащие эту цитату.
4. Поиск по цитате с пропущенным словом
Один оператор
* соответствует одному пропущенному слову.
Внимание.
Используется только в составе оператора "
Оператор
Синтаксис
Пример запроса
*
"слово
1
* слово
2
... слово
N
"
Оператор отделяется пробелами.
[
"Пролить * водицу"
]
Будут найдены документы, содержащие эту цитату, включая пропущенное слово.
5. Поиск документа с любым словом из запроса
Можно использовать несколько операторов
| в одном запросе.
Оператор
Синтаксис
Пример запроса
| слово
1
| слово
2
| ... | слово
N
Оператор отделяется пробелами.
[ питомцы | потомки
]
Будут найдены документы, в которых присутствует хотя бы одно из слов запроса: «питомцы», «потомки».
6. Поиск документов, в которых нет определенного слова
Исключается только слово, перед которым стоит оператор. При этом исключаемое слово должно размещаться в конце поискового запроса.
Можно использовать несколько операторов - в одном запросе.
Ограничение.
Если вы попробуете поставить оператор - перед цифрой, это будет считаться запросом на поиск отрицательного числа. Чтобы оператор сработал, возьмите слово, начинающееся с цифры, в кавычки.
Оператор
Синтаксис
Пример запроса
- слово
1
слово
2
... - слово
N
-слово
N+1
[
болото -радиоактивные
]
Будут найдены документы, в которых присутствует слово «болото», но нет слова «радиоактивные».
[роза -робот]
Будут найдены документы, в которых присутствуют слова «роза», но нет слова «робот».

Задания
Задание №1. Поисковые системы
1.1 Выбрать любую поисковую систему (для выбора в адресной строке браузера наберите запрос «поисковые системы». Перейти на сайт соответствующей поисковой системы. Найти в системе ссылки на ее описание в целом, на описание языка запросов, интерфейсов, режимов работы и других особенностей системы. Приведите краткое описание поисковой системы в отчете.
1.2 Для выбранной вами ИПС, изучите источник «Пользовательское соглашение» и ответьте на следующие вопросы:
1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением выбранной вами ИПС, например, «Яндекс»?
2. В каких случаях выбранная вами ИПС имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?
3. Каким образом выбранная вами ИПС следит за операциями пользователей?
4. Что подразумевается под термином «контент» в ИПС?
5. Что в ИПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:
➢ нарушением авторских прав и дискриминацией людей;
➢ рассылкой спама;
➢ обращением с животными?
1.3 Найдите во Всемирной паутине информацию о количестве пользователей выбранной вами поисковой системы и приведите ее в отчете.
Задание №2.
Создание запросов
Создать запросы в ранее выбранной поисковой системе и привести результаты поиска, просмотрев и сделав скрины первых страниц по 3-4 первым ссылкам.
Подтвердите релевантность найденной по вашему запросу информации, выделив на странице требуемое словосочетание:
1. Составить запрос, где встречаются одновременно два слова
“производительность», «процессора».
2. Составить запрос, исключающий из осуществленного по 1 запросу поиска словоформы слова «Intel».
3. Составить запрос на поиск сайтов, содержащих изображения процессоров
4. Составить запрос на поиск страниц, где слово “кэш 3 уровня” выделено в качестве ключевого понятия.
5. Составить запрос на поиск страниц, содержащих изображения персонального компьютера
Результаты приведите по каждому запросу по следующей схеме:
− поисковый запрос в виде текста;
− скриншот результатов поиска по запросу в поисковой системе;

− скриншоты 3-5 страниц из результатов, предварительно через поиск подсветив желтым цветом поисковые запросы.
Задание №3.
Поиск и анализ информации в сети
3.1. В выбранной поисковой системе осуществить поиск устройств ввода/вывода информации, предназначенных для пользователей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В отчете по данному заданию:
− указать поисковую систему и запрос, по которому проходил поиск,
− указать общее количество найденных по запросу страниц некоторого сегмента сети Интернет,
− указать адреса сайтов, где вы нашли соответствующую информацию,
− определить сколько шагов (страниц) пришлось пройти для этого.
− привести аннотацию на сайты, на которых была найдена информация
Шаблон аннотации web-pecypca:
Сделать вывод об оптимальном способе нахождения требуемой информации
(выбор поисковой системы, вид запроса).
3.2.
Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выписать определения понятий:
➢ информация;
➢ информационные технологии;
➢ информационно-телекоммуникационная сеть;
➢ электронное сообщение;
➢ документированная информация.
Задание №4.
Поиск информации о вредоносных программах

Зайти на сайт Лаборатории Касперского http://www.kaspersky.ru/
, найти описания вредоносных программ (не менее 3). В отчете привести их описание с указанием ссылки на описание и классификацию найденных вредоносных программ. Предложить методы защиты от описанных вредоносных программ.
Задание №5. Поисковый тематический каталог
Найти сайты учебных заведений среднего специального образования, где можно пройти обучение по вашей специальности, с помощью тематического поискового каталога.
В интерфейсе поисковой системы найти список тематических категорий и, продолжая погружаться в тему поиска, дойти до списка конкретных Web- страниц. Если список страниц небольшой, выбрать среди них те ресурсы, которые лучше подходят для решения поставленной задачи.
Если список ресурсов достаточно велик, необходимо в форме для поиска в строку ввода внести список ключевых, для уточнения поиска.
1 вариант. Поиск в каталоге LIST.RU.
1. Запустить браузер.
2. Ввести адрес http://www.list.ru в адресную строку обозревателя.
3. В списке категорий перейти последовательно по ссылкам, найти учебные заведения СПО.
4. Записать виды учебных заведений и количество сайтов.
5. Просмотреть заинтересовавшие вас сайты.
2 вариант. Поиск в каталоге WWW.RU.
1. Запустить браузер.
2. Ввести адрес www.ru в адресную строку обозревателя.
3. В форме для поиска убрать флажок Искать в английской версии
(поскольку мы хотим найти русскоязычную информацию), щёлкнув мышкой по галочке в соответствующем окошке (галочка должна исчезнуть).
4. В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам
(разделам) Наука и образование - Образовательные учреждения. В разделе
Образовательные учреждения список категорий отсутствует. В данном разделе представлены ссылки на сайты образовательных учреждений.
Поскольку просмотреть все ссылки просто невозможно) необходимо произвести уточнение поиска.
5. Для уточнения параметров поиска проделаем следующие действия: ввести в строку на форме для поиска ключевые слова: техникум, СПО; в форме для поиска под строкой ввода ключевых слов поставить флажок Искать в
текущем разделе и убрать флажок Искать в английской версии; нажать кнопку Поиск для инициализации процесса поиска
Задание №6. Ситуационная задача

Вы составили научный литературный обзор 1 год назад по web-дизайну.
Теперь Вам нужно его актуализировать. Каковы Ваши действия? Какие основные функции расширенного поиска Вы знаете?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие виды поисковых систем по широте охвата существуют?
Приведите примеры.
2. Какие виды поисковых систем существуют в зависимости от принципов работы? Приведите примеры?
3. Что такое каталоги? Объясните принцип их работы. Приведите пример.
4. Что такое метапоисковые системы? Объясните, как они работают и чем отличаются от поисковых систем. Приведите примеры.
5. Опишите алгоритм работы поисковых систем.
6. Какие компоненты включает поисковый робот? Для чего они предназначены?
7. Что такое расширенный поиск?
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ
Отчет обязательно имеет титульный лист. В отчете следует указать:
-
Номер и название лабораторной работы на титульном листе и на первой странице.
-
Цель и задачи работы
-
Описать выполнение всех заданий, сопровождая описание каждого задания скриншотами
-
Ответы на контрольные вопросы.
-
Выводы
-
Используемые источники информации.
Файл с отчетом по лабораторной работе загрузить в Мегакампус для оценивания преподавателем в формате *.doc с именованием «ДКИП-20
?
Фамилия ЛР№2». Отчет должен быть представлен преподавателю для проверки не позднее, чем за неделю до экзамена.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Наименование
оценочного средства
Краткая
характеристика
оценочного
средства
Шкала и критерии оценки, балл
Лабораторный практикум с применением компьютерной техники и профессионального
Лабораторная работа № 2
(4 час)
(аудиторная работа)
6-5 – правильно понят и использован соответствующий понятийный аппарат; задания, вынесенные на практические занятия выполнены; высокая степень самостоятельности выполнения заданий;
программного обеспечения творческий подход; материал для отчета полностью подготовлен.
3-4 – правильно понят и использован соответствующий понятийный аппарат; задания, вынесенные на практические занятия выполнены; материал для отчета полностью подготовлен.
1-2 – обучающийся подготовил работу под руководством преподавателя; выполнил только некоторые задания, материал для отчета в основном подготовлен.
0 – обучающийся не выполнил задания; материал для отчета не подготовлен
Лабораторная работа №2
(4 час)
(самостоятельная работа)
4 – работа выполнена в срок; высокая степень самостоятельности выполнения заданий; творческий подход; правильно понят и использован соответствующий понятийный аппарат; сделаны необходимые, хорошо аргументированные выводы; даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.
3 – работа выполнена в срок; высокая степень самостоятельности; творческий подход; правильно понят и использован соответствующий понятийный аппарат; сделаны необходимые выводы; даны ответы на все поставленные вопросы.
2 – работа выполнена в срок; самостоятельно; выполнены все необходимые операции, часть из них описана; выводы сделаны частично, слабо аргументированы; даны ответы не на все вопросы.
1 – обучающийся выполнил лишь часть действий под руководством преподавателя, несамостоятельно; отчет содержит ошибки, выводы или ответы на вопросы отсутствуют.
0 – обучающийся подготовил работу несамостоятельно или не завершил в срок, выполнял только некоторые задания, отчет не подготовил
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1. Шандриков, А.С. Информационные технологии: учебное пособие: [16+]/ А.С.
Шандриков. – 3-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2019. – 445 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке.
-
URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463339 2. Куль, Т.П. Основы вычислительной техники: учебное пособие: [12+]/ Т.П.
Куль. — Минск: РИПО, 2018. — 244 с.: ил., табл., схем. — Режим доступа: по подписке. — URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497477
Дополнительная литература:
1. Информационные технологии. В 2 т. Том 1: учебник для среднего профессионального образования/ В.В. Трофимов, О.П. Ильина, В.И. Кияев,
Е.В. Трофимова; под редакцией В. В. Трофимова. — Москва: Издательство
Юрайт, 2020. — 238 с. — (Профессиональное образование). — Режим доступа: по подписке — URL: https://urait.ru/bcode/451183 2. Информационные технологии в 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования/ В.В. Трофимов, О.П. Ильина, В.И. Кияев,
Е.В. Трофимова; ответственный редактор В.В. Трофимов. — перераб. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 390 с. — (Профессиональное образование). — Режим доступа: по подписке — URL: https://urait.ru/bcode/451184 3.
Нагаева, И.А. Основы алгоритмизации и программирования: практикум : [12+]
/ И.А. Нагаева, И.А. Кузнецов. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 169 с.: схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
4. Информационные технологии: лабораторный практикум: [16+] / авт.-сост.
А.Г. Хныкина, Т.В. Минкина; Северо-Кавказский федеральный университет.
– Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2018. –
122 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
5. Родыгин,
А.В.
Информационные технологии: алгоритмизация и программирование : [16+] / А.В. Родыгин; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 92 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
Современные профессиональные базы данных и информационные
ресурсы сети Интернет:
1
Видеоматериалы по работе с прикладными программами. URL: https://videourokionline.ru/
2
Открытые системы: издания по информационным технологиям. URL: https://www.osp.ru/os/
3
Изучение приложений Office при помощи учебных курсов для самостоятельного обучения и видеозаписей.
URL: https://support.microsoft.com/ru-ru/office