Файл: Книга это открытие мира. Читая, учащиеся начальной школы, знакомятся с окружающей действительностью с природой, со сверстниками, взрослыми людьми, их радостями, неудачами, поведением в обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Былины на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1 Уроки литературного чтения в начальной школе
1.2 Особенности изучения жанра былин в начальной школе
Глава 2. Особенности изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах
2.1 Приемы изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах
2.2 Диагностика предметных результатов по литературному чтению в начальной школе
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Былины на уроках литературного чтения в начальной школе 5
1.1 Уроки литературного чтения в начальной школе 5
1.2 Особенности изучения жанра былин в начальной школе 11
Глава 2. Особенности изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах 17
2.1 Приемы изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах 17
19
2.2 Диагностика предметных результатов по литературному чтению в начальной школе 22
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Актуальность. Былины традиционно входят в программу по литературе основной школы. Но авторы многих современных учебников по литературному чтению в начальной школе также включают их в свои учебники.
Однако необходимо учитывать и другие факторы. Былины в силу особенностей содержания, объединяющего реальность и фантастику, мифологию и конкретные исторические события сложны для понимания не только младшими школьниками, но и взрослыми людьми.
Книга – это открытие мира. Читая, учащиеся начальной школы,
знакомятся с окружающей действительностью: с природой, со сверстниками, взрослыми людьми, их радостями, неудачами, поведением в обществе.
Художественное слово воздействует на чувства и поступки читателя.
На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с такими произведениями как: рассказы, стихотворения, сказки, фольклор, загадки, скороговорки, мифы и др.
Читая художественную литературу, младшие школьники знакомятся с такими понятиями нравственности, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость и многими другими.
В результате прочтения художественного произведения, которое развивает у ребенка чувство милосердия, справедливости и др., происходит формирование и развитие эмоциональной сферы личности, образного мышления, расширения кругозора, основ мировоззрения и нравственных представлений. Уроки литературного чтения в начальной школе в этом играют главную роль.
Большой потенциал возможностей духовно-нравственного воспитания заложен в содержании былин, с которыми дети знакомятся на уроках литературного чтения. При чтении и размышлении над прочитанным у младших школьников осуществляется развитие моральных качеств и гражданского сознания, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Проблема: на сегодняшний день разработанность вопроса работы над былиной на уроке литературного чтения в начальной школе является недостаточной.
Цель состоит в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по изучению былин на уроке литературного чтения в начальной школе.
Объект: былины русского народа как материал для литературного развития младших школьников.
Предмет: методика изучения былин на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
1) охарактеризовать уроки литературного чтения в начальной школе;
2) выявить особенности изучения жанра былин в начальной школе;
3) изучить приемы изучения русских былин на уроках литературного чтения в начальных классах;
4) предоставить пример диагностику предметных результатов по литературному чтению в начальной школе.
Гипотеза: если формировать у учеников начальной школы представление о специфике жанра былин, то можно существенным образом повысить уровень их литературного развития.
Методологическая основа: являются работы литературоведов, психологов и методистов по различным аспектам изучаемой проблемы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение.
Теоретическая значимость: заключается в возможности использования проведенного теоретического анализа для дальнейших исследований по теме.
Практическая значимость: заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности учителей начальных классов и студентов факультета психолого- педагогического и специального образования в ходе педагогической практики
Структура: работа содержит введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы.
Глава 1. Былины на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1 Уроки литературного чтения в начальной школе
Литературное чтение – это один из базовых учебных предметов в начальной общеобразовательной школе.
Личность младшего школьника развивается и обогащается духовно – нравственными понятиями. Нравственное воспитание формирует поступки и чувства школьников, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленькие дети еще не обладают нравственными понятиями. Семья, школа и общественность воспитывают младших школьников.
Младший школьный возраст – это целая эпоха в жизни ребенка; период от 6–7 лет до 10–11 лет. Этот возраст во многом определяется социальными изменениями в современной системе образования: поступлением в первый класс и переходом в среднее звено. Изменения, происходящие в жизни ребенка, – появление новой значимой фигуры (учителя), освоение новой деятельности (учебной) и позиции школьника – позволяет говорить об этом периоде как о психологически и социально важном.
Начало обучения в школе является одним из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в социальном, психологическом и физиологическом плане. Адаптационный процесс изучается на различных уровнях: межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологический регуляции, функционального резерва организма, здоровья. На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произвольная регуляция деятельности развиваются постепенно в процессе обучения в начальной школе.
Для успешной адаптации необходимы успешность социальных контактов со сверстниками и взрослыми, эмоциональная зрелость и умственное развитие [1].
М.М. Безруких среди признаков социально-психологической дезадаптации выделил повышение тревожности, сложности в контактах и снижение учебной мотивации [3, с. 80].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что помехой успешной адаптации являются высокая тревожность ученика, снижение учебной мотивации, недостаточное умственное развитие и трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми.
Важно понимать, что учебная деятельность является ведущей у младшеклассника и адаптированность к ней является важнейшим фактором успешного прохождения ребенка через этот жизненный этап.
Книга – это открытие мира. Читая, учащиеся начальной школы,
знакомятся с окружающей действительностью: с природой, со сверстниками, взрослыми людьми, их радостями, неудачами, поведением в обществе. Художественное слово воздействует на чувства и поступки читателя.
На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с такими произведениями как: рассказы, стихотворения, сказки, фольклор, загадки, скороговорки, мифы и др. Читая художественную литературу, младшие школьники знакомятся с такими понятиями нравственности, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость и многими другими.
В результате прочтения художественного произведения, которое развивает у ребенка чувство милосердия, справедливости и др., происходит формирование и развитие эмоциональной сферы личности, образного мышления, расширения кругозора, основ мировоззрения и нравственных представлений. Уроки литературного чтения в начальной школе в этом играют главную роль.
В настоящее время, как известно, основной задачей личностных УУД на начальном этапе школьного обучения является определение личностной готовности ребёнка к обучению в целом, которая имеет следующий компонентный состав.
Во - первых, в неё входит мотивационная и коммуникативная готовность младшего школьника, основным критерием которых является «первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно - познавательных». [3, с.182]
Во - вторых, немало важную роль играет уровень сформированности самооценки и Я - концепции, где учитывается, главным образом, осознание учащимся своих физических возможностей, переживаний, нравственных качеств и умений, уровня критической оценки своих личностных качеств и достижений.
В - третьих, это зрелость эмоциональной сферы учащегося, которая включает в себя не только освоение и принятие ребёнком социальных норм, но и регулирование своего поведения на основе эмоционального состояния, и главным показателем которой является, прежде всего, формирование таких высших чувств, как нравственные переживания, интеллект и чувство прекрасного. [2, с.50 - 52] Согласно изменениям и требованиям ФГОС НОО формирование группы универсальных учебных действий, в том числе и личностных, должно происходить на каждой учебной дисциплине.
В истории начального образования проблема литературного образования решалась с разных позиций. В середине 90-х годов усилились требования к технике чтения, скорости, безошибочности, выразительности. Педагоги на уроках литературного чтения активно использовали методику скорочтения В.Н. Зайцева, диктанты И.Т. Федоренко и др. техники. Это направление работы дало хорошие результаты. 90% обучающихся МАОУ «Начальная общеобразовательная школа Кувандыкского городского округа» на протяжении нескольких лет читают согласно программным требованиям по норме и выше нормы. Анализ эффективности данных технологий показал, что, как правило, хорошо читающие дети успешны в освоении школьных предметов.
Скорость чтения влияет на качество обучения ребенка. В ныне действующей программе усилена практическая направленность уроков литературного чтения, которая проявляется в воспитании читателя, способного разобраться в прочитанном и высказать свое мнение.
Интересно строятся уроки литературного чтения в школе. Применяются различные методики, приемы, технологии, формирующие умение работать с различными текстами: ТРКМ, технология продуктивного чтения, проектные и исследовательские технологии. На сегодняшний день данные технологии признаны ведущими в обучении младшего школьника. Результатом обучения в 4 классе становиться умение учащихся вести диалог с текстом, вчитываться в слово, быть «героем среди героев
Наблюдения показывают, что обучающиеся не всегда могут объяснить значения слов и выражений, не всегда связно передают содержание прочитанного. Одной из проблем в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности. Как же учить чтению, воспитывать любовь к книге?
Таким образом, мы видим, «развитие» становится главной составляющей всего процесса обучения. Что из этого следует в рамках уроков чтения в начальной школе? Прежде всего, окончательное изменение названия предмета на «литературное чтение» (в отличие от «чтения» и «литературного образования» в предыдущих стандартах) в перечне учебных предметов; исчезновение из урочной системы уроков внеклассного чтения, но появление возможности компенсировать связанное с этим уменьшение часов за счет внеурочной деятельности, которая становится обязательным компонентом образовательного процесса. Более того, подобное название учебного курса подразумевает обязательное введение литературоведческой терминологии в урочную деятельность и освоение ее младшими школьниками на теоретическом и практическом уровне, так как в итоговой аттестации в начальной школе по предмету есть задания из этой области.
При этом формирование читательской компетенции у младших школьников начинается уже в период обучения грамоте (на уроках чтения) в процессе формирования техники чтения, без которой просто невозможно дальнейшее освоение всех учебных предметов, а не только уроков входящих в филологический блок. Говоря о возможности использования на самой первой ступени технологии, чтения художественной литературы, представленной в различных книжных форматах, в том числе и экранных, еще раз подчеркнем, что на наш взгляд не стоит отказываться ни от каких видов и способов детского чтения. Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участие взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка [1, с. 59].