Файл: 7 Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачетуэкзамену Примерные практические задания к зачету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2

к рабочей программе
7.3.2. Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету/экзамену
Примерные практические задания к зачету
1. К каким наукам близка социология по объекту изучения и по используемым методам сбора информации? Заполните таблицу.


По объекту изучения

По методам сбора информации

История

Физика

Политология

Экономика

Философия

Математика

Психология

Статистика

Право

Биология


2. Составьте таблицу, отражающую соответствие различных социологических направлений, школ и их представителей.


Социологические направления и школы

Представители

Теория социального конфликта

Дарендорф Р.

Понимающая социология

Вебер М.

Формальная социология

Тённис Ф.

Символический интеракционизм

Мид Дж.

Психологическая социология

Тард Г.

Этнометодология

Гарфинкель Г.

Структурно-функциональный анализ

Парсонс Т.

Феноменологическая социология

Щюц А.

Теория социального обмена

Хоманс Дж.

Социологизм

Дюркгейм Э.

Позитивизм

Конт О.


3. Заполните последнюю колонку таблицы, опираясь на типологию общества
, представленную в теории Тённиса Ф.


Критерий

«Гемайншафт»

«Гезельшафт»

Мотивация

Общинные принципы

Личные интересы

Социальный контроль

Обычаи, традиции, общественное мнение

Формальное право

Разделение труда

На основе родственных связей

Профессиональное разделение труда

Ценности

Религиозные

Светские

Социальные институты

Семья, соседи, община

Правительство, ассоциации, деловые круги


4. Подумайте, правильны ли данные высказывания:
Верно:
1. Общество – большая группа людей, сформировавших общую культуру

2. Культура – система соглашений, разделяемых большинство членов данного общества

4. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами

6. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств

7. Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции

8. Только регулярно повторяющиеся социальные отношения кристаллизуются в социальное взаимодействие

9. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.
Неверно:
3. Общество – политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией

5. Общество вторично, государство первично
5. Заполните таблицу:


Виды санкций

Положительная девиация

Отрицательная девиация

Формальные санкции

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах

Штрафы, исправительные работы, тюремное заключение, нарушения административного порядка

Неформальные санкции

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека



6. Установите однозначное соответствие, указав, кто из социологов исследовал данную тему:


Темы исследований

Представители

Группы давления

Вебер М., Гоулднер А.

Политическая культура

Липпман У.

Общественное мнение

Моска Г., Парето В., Михельс Р.

Международные отношения

Острогорский М., Сартори Д., Дюверже М.

Политическая бюрократия

Барт Р.

Политические элиты

Алмонд Г., Верба С., Пай, Липсет С.

Политические партии

Бентли А.

Политическая семиология

Хантингтон С., Моргентау Г.

Политическая коммуникация

Ласвелл Г., Лазарсфельд П.

7. Установите однозначное соответствие:


Основные методы

Объекты изучения

Анкетирование

Факты сознания (мнения, интересы)

Изучение документов

Протоколы, отчёты, письма

Интервью

Индивидуальные особенности сознания

Контент-анализ

Газетные тексты

Наблюдение

Факты поведения людей

Социологический тест

Ценностные ориентации и установки

Социометрический опрос

Межличностные отношения

Эксперимент

Причинно-следственные связи

Фокусированное интервью

Позиция целевой аудитории



8. В социологии все переменные подразделяются на два вида: зависимые переменные - это те, на изменение которых влияют другие факторы, и независимые – это те, на изменение которых никто и ничто не влияет.

Определите, к какому типу относятся перечисленные ниже переменные: к зависимым или независимым? И что (кто) оказывает воздействие на зависимые?
Зависимые:
- Принадлежность к социальному слою

- Доход

- Поведение

- Посещение лекций

- Успеваемость

- Активность на выборах

- Образование

- Здоровье
Независимые:
- Возраст

- Пол

- Национальность

9. О какой науке идёт речь?
- Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племён методом наблюдения - Этнология
- Эта общественная наука обращает внимание на производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов - Экономика
- Эта родственная социологии наука изучает то, каким образом люди получают и используют власть, и то, как власть распределена в обществе - Политология
- Эта наука исследует индивидуальное поведение и внутренний мир личности - Психология
- Эта наука анализирует проблемы смертности, рождаемости, миграции среди населения - Демография
10. На уровне здравого смысла мы делим факты на:
биологические (Сон, еда, дыхание);

психологические (Любовь, ненависть, страх);

социологические (Культурные обычаи, ценности, социальные нормы)
11. Известно, что одно и то же явление или событие можно анализировать с разных точек зрения: с психологической, экономической, социологической. Дан следующий факт: семья из четырёх человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь) собирается провести отпуск в доме отдыха.
Что могло бы заинтересовать в этом событии представителей разных наук и какие проблемы они стали бы изучать?
Психолог – Взаимоотношения семьи во время отдыха и влияние их друг на друга, ранний опыт отдыха субъектов


Экономист – Стоимость отпуска и его влияние на семейный бюджет

Социолог – Распределение социальных ролей в семье, культурные обычаи семьи