Файл: Уголовная ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Эта деятельность способствовала постоянному накоплению опыта и разработке аппаратуры, специально предназначенной для проводимых исследований. К 1861 г. уже почти в течение столетия бумажные деньги – ассигнации были предметом подделки, начиная с момента их введения в оборот по предложению графа Сиверса в 1769 г. В этот период, наряду с фальшивыми банкнотами достигла размаха подделка металлических денег в виде меди, серебра и даже золота. Но с изданием Устава уголовного судопроизводства 1864 г. деятельность Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг по исследованию фальшивых денежных знаков была закреплена в законе (ст.1161)1.

Одним из органов, призванных пресекать преступную деятельность фальшивомонетчиков было III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. За период его существования (1826–1880) было заведено более 300 дел по изготовлению и сбыту фальшивых денег. Рубрика «О фальшивых деньгах» стояла сразу после рубрики «Государственные преступления»2.

Наиболее неблагополучными губерниями в плане фальшивомонетчества были: Пермская, Томская, Ярославская, Тверская, Саратовская, и особенно село Гуслицы Богородского уезда Московской губернии.

Гуслицы – самобытный старообрядческий край, находившийся на стыке границ трёх губерний – Московской, Рязанской и Владимирской. Согласно нормам уголовного права Российской империи фальшивомонетчество относилось к тяжким государственным преступлениям и, как правило, каралось ссылкой на каторжные работы. По «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» от 1857 подделка и сбыт фальшивок относились к «преступлениям и поступкам против имущества и доходов казны» (глава 2, ст.556-571)3.

В «Уложении» дается четкая классификация мер наказания за подделку монеты: для должностных лиц, уличенных в подделывании русской монеты, предполагалось наказание в качестве каторги от десяти до двенадцати лет. За участие в подделке металлических денег, а также за выпуск или привоз русской монеты, сделанной за рубежом, грозила каторга сроком от восьми до десяти лет. За подделку же иностранных монет и пособничество определялась в законодательном порядке каторжная кара сроком от четырех до шести лет. Кроме того, практиковались лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь за изменение вида настоящей монеты (уменьшение веса, изменение цвета или переплавка). Важно отметить, что, несмотря на уголовное преследование и жесткость меры наказания за фальшивомонетчество во второй половине XIX – начале XX века, именно на данный период приходится усиленный рост масштабов этого явления. В основе – принципиальное отличие денежной системы империи пореформенной эпохи. Социальная база держателей ценных бумаг была заметно расширена за счет вовлечения масс крестьянства в торгово-хозяйственные отношения
1.

Но неграмотность значительной их части в силу ряда причин не позволяла выявлять подделки в пределах сел и деревень, где население не различало действительные денежные знаки и сфальсифицированные. Архивные материалы судопроизводства и следственных мероприятий этого периода по Рязанской губернии свидетельствуют о том, что вовлеченность крестьянского сословия в изготовление и сбыт фальшивых денежных средств и финансовых инструментов представлена намного шире других, хотя встречались среди фальшивомонетчиков мещане, и даже представители дворянского сословия. Мастерами кустарного производства нередко становились бывшие или беглые каторжники и заключенные, обучившиеся этому ремеслу в заключение2.

Век многих изготовителей и распространителей фальшивок был недолгим. Как правило, после введения нескольких подделок в финансовые каналы, злоумышленник подвергался аресту, благодаря бдительным гражданам и обманутым жертвам фальшивомонетчиков. В большинстве случаев фальшивомонетничество выступает в качестве средства реализации насущных, незначительных жизненных задач и потребностей: приобретения спиртных напитков, покупки недорогих вещей и т.д. Фальшивые деньги обычно были низкого качества, а их количество достаточно невелико. Исходя из анализа практики борьбы с фальшивомонетчеством во второй половине XIX – начале XX века специалисты выделяют 3 основных основные способа выделки поддельных денежных знаков и финансовых инструментов, используемые фальшивомонетчиками: рисование, анастатический способ (двукратное копирование с помощью оттиска) и типографический способ. Последний в 90-х годах XIX века стал самым распространенным1.

Учитывая тот факт, что на протяжении всего XIX столетия бумажные деньги не имели защитного слоя, мошенники с переменным успехом подделывали их. Такая обстановка в денежном обращении России заставила правительство принимать превентивные меры по защите денег. В 1890 году Иван Орлов изобрел способ однопрогонной многокрасочной печати для воспроизведения государственных денег («орловская печать»), и уже в 1892 году данная машина была представлена на европейском форуме банковских служащих как альтернатива дорогостоящей металлографской печати, использованной Экспедицией впервые при изготовлении денежных билетов образца 1866 года. В этой связи хотелось бы отметить, что к началу ХХ в. российские кредитные билеты считались хорошо защищенными от подделки. Государственный банк, примерно один раз в 10 лет, менял дизайн бумажных денежных знаков.
Важно подчеркнуть, что организованное фальшивомонетчество, как особый вид преступности, имело широкую разветвленную сеть по производству и сбыту фальшивок, как на территории России, так и за ее пределами. Многие «фабрики» по производству поддельных русских кредитных билетов организовывались в странах Европы и приграничных к ней губерниях, подделки перевозились через границу и распространялись по регионам1.

Большинством исследователей проблемы фальшивомонетчества отмечается, что своего пика это явление в динамике и масштабах достигло накануне Первой мировой войны. Следующий заметный скачок связан с тяжелой политической и экономической ситуацией в 1916–17 годах, а особенно негативные последствия связаны с Февральской революцией, в результате чего качество выпускаемых государством денег было снижено. Многие учреждения, ответственные за контроль над денежным обращением и эффективно боровшиеся с фальшивомонетчеством, были упразднены.

Таким образом, следует отметить богатый позитивный опыт государства по борьбе с фальшивомонетчеством в дореволюционный период. Оперативно - розыскные мероприятия, система вычисления производителей и распространителей фальшивок, четкий алгоритм действий органов по их отслеживанию и систематизации, выработанные в период реформ 1860-х гг. и совершенствовавшиеся вплоть до 1917 г., остаются актуальными и применяются, во многом, и сегодня. Деятельность Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, министерства финансов и правоохранительных органов вкупе с грамотным законодательством, направленным на жесткую борьбу с фальшивомонетчиками, способствовали развитию отлаженной финансовой системы и полноценному осуществлению государством своих экономических функций. Таким образом, изучение этого опыта формирует конкретное и развернутое представление, как о самом феномене фальшивомонетчества, его особенностях в историческом контексте, так и о способах и путях борьбы с ним в современной России.


    1. Мировой опыт борьбы с поддельными денежными знаками

Подделка денежных знаков подрывает экономику любого государства и выводит на рынок фальшивые денежные знаки, что существенно влияет на рост инфляции и другие экономические отношения в государстве. В связи с этим, можно отметить, что фальшивомонетничество это одно из старейших преступлений, которое влечет за собой огромное число негативных последствий. Данная тема является актуальной ввиду того, что фальшивомонетчество ощутимо ухудшает нормальное функционирование государства и нередко
тесно связано с другими видами преступности, такими как контрабанда и организованная преступность. Законодательство в борьбе с фальшивомонетничеством было всегда чрезвычайно суровым. Поначалу фальшивомонетничество воспринималось как преступление, совершаемое в целях наживы, не имеющее отношения к международным делам.

На сегодняшний день это преступление международного характера, наносящее вред не только конкретному государству, но и экономике международного сообщества. Перед государствами стоит сложнейшая проблема, заключающаяся в поиске оптимальных условий для уголовно - правовой борьбы с преступлениями, наносящими ущерб их экономическому развитию1.

Подделка денежных знаков значительно осложняет экономическую ситуацию государств, поскольку рост денежной массы, который не контролируется государством, может ощутимо ослабить курс национальной валюты страны и замедлить проведение различных реформ, включая социальные и экономические.

Вред от изготовления и сбыта фальшивых денежных знаков проявляется и в социальной сфере, так как подрывается авторитет органов государственной власти, что, в свою очередь, вызывает социальное напряжение в обществе. Снижение доверия к национальной валюте внутри страны приводит, в свою очередь, к снижению эффективного регулирования процессами в экономике. В целях борьбы с фальшивыми денежными знаками, изменения в мировом денежном обращении происходят постоянно. Взамен на устаревшие банкноты вводятся в оборот новые, а также совершенствуются средства защиты. Это связано с тем, что невозможно проводить профессиональную экспертизу, опираясь на устаревшие сведения1.

Особое место в сотрудничестве государств по противодействию распространению фальшивомонетничества занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол), которая является второй после ООН крупнейшей организацией с наиболее совершенной системой коммуникации, системой криминальной информации с прямым доступом к ней соответствующих национальных структур. В настоящее время Интерпол определяет два направления борьбы с фальшивомонетничеством. К ним относятся ликвидация центром, поставляющих фальшивые деньги в международный оборот и поиск лиц¸ занимающихся производством и продажей поддельных денежных знаков. Основная задача Интерпола заключается в сборе наиболее полной информации, которая будет способствовать эффективному раскрытию фальшивомонетничества. Страны, входящие в систему Интерпола решают эту задачу по-разному. Так, например, в Канаде при криминалистической лаборатории созданы специальные курсы для следователей, дающие им все необходимые знания в области изготовления бумаги, гравирования бумаги, печати и т.д. При
организации борьбы с фальшивомонетничеством, по мнению Генерального секретариата Интерпола, следует поддерживать контакты с ассоциациями, которые связывают работников, занимающихся изготовлением бумаги и краски, с целью получения 40 информации об агентах по продаже материалов и лицах, которые покупают их. Также следует, как можно оперативнее информировать население об особенностях самых грамотных подделок2.

Но, в тоже время, встает вопрос и том правильно ли уведомлять население о появление в обращении поддельных денежных знаков. И данный вопрос давно дискутируется в Интерполе, ведь с одной стороны население должно самостоятельно и безошибочно распознавать фальшивые деньги и тем самым избавлять себя от возможного ущерба в будущем. Но с другой стороны информация о появлении фальшивых денег должна попадать в руки лишь лицам, занимающимся борьбой с этими преступлениями. Например, такие страны как США, Канада, Филиппины считают, что информирование населения о появлении в обращении подделок будет способствовать повышению бдительности, что приведет к участию граждан в выявлении сбытчиков. Позиция Интерпола в этом вопросе проста, она сводится к признанию за каждой страной права самостоятельного выбора тактики по отношению к населению.

В заключении следует отметить, что фальшивомонетничество по сей день остается одной из основных проблем мирового сообщества. И, несмотря на колоссальную работу по организации борьбы с поддельными денежными знаками, требующего единства государств в отношении единых законов против подделки денежных знаков отсутствует. Такая ситуация, безусловно, снижает эффективность сопротивления, поскольку эффективная борьба с фальшивомонетничеством возможна только при условии полного взаимодействия правоохранительных органов государств.