Файл: Лекции по дисциплине информационный менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

(для самостоятельной подготовки)

для студентов дневного отделения

IV курса

по специальности «Прикладная информатика в экономике»

VIII семестр

Южно-Сахалинск

2009г.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

ИТ-инфраструктура представляет собой ряд технологий, которые обычно составляет огромное количество информационных систем различного профиля, выполняющих функции поддержки отдельных подразделений, организационных уровней и бизнес-процессов. Условно ее можно представить состоящей из трех частей: информаци­онная технология (ИТ – обеспечивающая подсистема), информационная система решения функ­циональных задач (ИСФЗ – функциональная подсистема) и система поддержки принятия решений (СППР) (рис. 1).


Б

А

З

А

Д

А

Н

Н

Ы

Х




Б

А

З

Ы

Д

А

Н

Н

Ы

Х



Большинство систем предназначено для выполнения строго определенных функций, никак не взаимодействуют друг с другом, такой тип автоматизации деятельности предприятия называется лоскутной автоматизацией.


Рис.2 Традиционная инфраструктура ИС

Это обычный путь для российской компании средних размеров - начинать внедрение информационных технологий с автоматизации работы бухгалтерии, отдела кадров и документооборота. Данные этих систем наиболее формализованы, процессы легко автоматизируются. Широко распространенные пакеты "1C: Бухгалтерия", "Босс: Кадровик", "LanDocs", "LanStaff", "Salary".

Однако для целей эффективного управления необходимо иметь интегрированную информацию о деятельности организации. Эту проблему решают корпоративные информационные системы (КИС). В корпоративных системах, информация, которая ранее была распределена между разными системами, доступна всем отделам и подразделениям и может одновременно использоваться в различных бизнес процессах.


Рис.3 Инфраструктура корпоративной информационной системы


Таким образом, в настоящее время на отечественном рынке преобладают две основные тенденции автоматизации предприятий.

Первая заключается в том, что предприятие пытается постепенно внедрить системы автоматизации лишь на отдельных участках своей деятельности, предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему либо довольствуясь "кусочной" ("лоскутной") автоматизацией. (Проектирование и создание интегрированной ИС снизу вверх.) Несмотря на то, что этот путь на первый взгляд кажется менее затратным, опыт внедрения таких систем показывает, что минимальные затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются и их минимальной отдачей, а то и вовсе не приносят желаемого результата. К тому же сопровождение и развитие таких систем чрезвычайно затруднено и затратно.

Вторая тенденция - комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента - от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. (Проектирование и создание интегрированной ИС сверху вниз.) В этом случае такая система включает в себя:

1. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Корпорация обозначает объединение предприятий, работающих под централизованным управлением и решающих общие задачи. Корпоративная информационная система (КИС) - комплекс программ или программная система, обеспечивающая основные бизнес-процессы в компании. КИС объединяют стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии. Наиболее развитые корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации всех функций управления корпорацией: от научно-технической и маркетинговой подготовки ее деятельности до реализации ее продукции и услуг.

КИС могут относиться к различным уровням, которые определяются масштабом охвата бизнес-процессов корпорации. На российском рынке представлены три уровня корпоративных систем (табл . 1.).

Корпоративные информационные системы можно также разделить на два класса: финансово – управленческие и производственные. Финансово-управленческие системы включают подкласс малых интегрированных систем. Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склад, кадры, т. д.). Системы этого класса обычно универсальны, цикл их внедрения невелик, иногда можно воспользоваться «коробочным» вариантом, купив программу и самостоятельно установив ее на ПК. Финансово-управленческие системы (особенно системы российских разработчиков) значительно более гибкие в адаптации к нуждам конкретного предприятия. Часто предлагаются «конструкторы», с помощью которых можно практически полностью перестроить исходную систему, самостоятельно или с помощью поставщика установив связи между таблицами БД или отдельными модулями.

Таблица 1. – Уровни корпоративных информационных систем, представленных на российском рынке

Уровень системы

Представители

Малые интегрированные

системы

Concorde XAL, 1C

Средние интегрированные

системы

MS Axapta,

MS Navision, SyteLine (Symix)

Галактика , JD Edwards (Robertson & Blums),

Крупные интегрированные

системы

SAP R/3 (SAP AG),

Oracle Applications (Oracle), Baan IV (Baan)


Таблица 2. – Характеристики корпоративных информационных систем




Малые ИС

Средние ИС

Крупные ИС

Внедрение

Поэтапное или «коро -

бочный» вариант,

4 мес.

Поэтапное,

6 – 9 мес.

Поэтапное,

сложное;

9 -12 мес. и более

Функциональность

Комплексный учет и управление финансами

Комплексное

решение: планирование, учет, управление,, производство

То же

Соотношение затрат

лицензия /внедрение /

оборудование

1

1

1

1

2

1

1,

1 – 5,

1

Стоимость

50 – 300 тыс. USD

200 – 500 тыс. USD

500 – 1000 тыс. USD и более


Производственные системы (также называемые системами производственного управления) включают подклассы средних и крупных интегрированных систем. Они предназначены в первую очередь для управления и планирования производственного процесса. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, играют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

Производственные системы часто ориентированы на одну или несколько отраслей и /или типов производства: серийное – сборочное (электроника, машиностроение), мелкосерийное и опытное (авиация и тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефтедобыча, газодобыча). Специализация отражается как в наборе функций системы
, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенного типа производства отличает производственные системы друг от друга.

Производственные системы по многим параметрам значительно более жестки, чем финансово-управленческие. Основное внимание уделяется планированию и оптимальному управлению производством. Эффект от внедрения производственных систем проявляется на верхних эшелонах управления, когда становится видна вся картина работы, включая планирование, закупки, производство, сбыт, запасы, финансовые потоки и другие аспекты.

2. БАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Одним из наиболее распространенных методов управления производством и дистрибуции в мире являются стандарты MRPII, ERP, CSRP и ERPII.

ERP (Enterprise Resources Planning), MRP (Material Requirements Planning), CRP (Capacity Resources Planning), MRPII (Manufacturing Resources Planning), и другие, отражают некие концепции, которые могут применяться при создании той или иной КИС. То есть, ERP-система - это обязательно КИС. Но КИС может не быть ERP-системой.

Методы управления производством, которые лежат в основе данных концепций, закреплены в стандартах с соответствующими названиями, поддерживаемые американским обществом по контролю за производством и запасами, American Production and Inventory Control Society (APICS). Базовые стандарты управления производством являются логическим продолжением научных дисциплин, возникших в середине ХХ века, — промышленной инженерии (Industrial Engineering), занимающейся управлением и организацией производства, а также исследования операций (Operations Research), разрабатывающей математические методы формализации человеческой деятельности, в том числе в производстве и планировании.

MRP (Material Requirements Planning) - Методология планирования потребности в материальных ресурсах, по данным объемно-календарного плана производства.

CRP (Capacity Requirements Planning) - Планирование производственных ресурсов.

FRP (Finance Requirements Planning) - Планирование финансовых ресурсов.

MRPII (Manufacturing Resources Planning) - Планирование производства. Интегрированная методология, включающая MRP/CRP и, как правило, MPS. При использовании данной методологии обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.


ERP (Enterprise Resources Planning) - концепция бизнес-планирования. Под ERP подразумевается "интегрированная" система, выполняющая функции, предусмотренные концепциями MPS-MRP/CRP-FRP. Важным отличием от методологии MRPII является возможность "динамического анализа" и "динамического изменения плана" по всей цепочке планирования. Конкретные возможности методологии ERP существенно зависят от программной реализации. Концепция ERP более "размыта", чем MRPII. Если MRPII имеет явно выраженную направленность на производственные компании, то методология ERP оказывается применимой и в торговле, и в сфере услуг, и в финансовой сфере.

CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) - Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя полный цикл - от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием. При этом не отдел продаж, а сам покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам отвечает за правильность его исполнения и при необходимости отслеживает соблюдение сроков производства и поставки. Предприятие же может очень четко отслеживать тенденции спроса на его продукцию.

В наши дни КИС строятся на этих стандартах. Эволюция стандартов показана на следующем рис. 4.

В силу исторических причин наиболее широко распространен стандарт ERP/ MRPII, являющийся основой для стандартов CSRP и ERPII. КИС, построенные по модели ERP/MRPII, занимают высший уровень в иерархии КИС. ERP-системы обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами предприятия. В них содержится описание тысяч бизнес - процессов. Такие системы могут иметь до 100 тысяч настраиваемых параметров, позволяющих реализовать огромное многообразие требований различных предприятий. ERP-системы удовлетворяют большинству запросов как средних, так и очень крупных предприятий. Они могут работать на различных платформах (Windows NT, UNIX, Solaris, AIX и т.д.) и с различными мощными профессиональными СУБД.












1