Файл: Лекции по дисциплине информационный менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приобретая и внедряя корпоративную информационную систему, предприятия получают вместе с ней и соответствующую технологию управления. И если предприятие решается на проект внедрения КИС, то перед ним встает проблема выбора системы, наиболее соответствующей его роду деятельности, исторически сложившейся структуре и методам управления. Ясно, что в процессе внедрения структура и система управления предприятием будут серьезно видоизменены.

Существует целый ряд факторов, определяющих успех или неудачу проекта. Эти факторы можно разделить на пять групп:

  • стратегические (ошибки постановки целей и задач);

  • функциональные (функциональность ERP не отвечает требованиям бизнеса);

  • оперативные (плохое управление проектом);

  • технические (сложные, плохо решаемые технические проблемы в ERP);

  • политические (сильное противодействие внедрению системы).

Подробнее рассмотрим первые две группы факторов, которые формируются на стадии запуска проекта и потому являются наиболее важными. На практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда выбор системы производят без достаточного анализа ее соответствия целям и задачам компании. Эти задачи должны быть решены на стадиях составления технического задания и разработки технического проекта.

Сбор требований к системе, основными источниками которых являются:

  • стратегические цели и задачи компании;

  • оперативные бизнес-процессы;

  • требования финансового учета;

  • сопрягаемые информационные системы.

Все собранные требования следует классифицировать по важности на основе правил ABC-анализа: A - критические, реализация которых необходима; B - важные, от которых можно отказаться в случае большой трудоемкости реализации; С - желательные, от которых можно отказаться без существенных потерь.

Очень важно, чтобы требования составляли единую взаимосвязанную бизнес-модель компании. Эта модель должна описывать организационную, функциональную и финансовую структуры компании и по существу является описанием системы управления. В основу разрабатываемой бизнес-модели компании следует положить и функциональные описания предполагаемой ERP-системы, которые можно получить у поставщиков.

Стратегические цели и задачи компании. ERP системы должны обязательно обеспечивать контроль выполнения стратегических задач компании. Основными объектами стратегического управления, как правило, являются направления бизнеса, продукты, рынки, группы клиентов, ресурсы, группы поставщиков. При формировании требований следует учесть возможность получения информации по этим объектам непосредственно из ERP.


Оперативные бизнес-процессы. Реальные бизнес-процессы производственных компаний очень сложны. Каждый представляет собой множество вариантов действий, связанных с конкретными ситуациями. Попытка описать деятельность компании с помощью моделей бизнес-процессов может повлечь за собой очень большой объем работ. Поэтому на этом этапе рекомендуется не усложнять их, или просто ограничиться функциональной моделью. Рассмотрим в качестве примера процесс «Управление основной деятельностью производственного предприятия», чтобы не усложнять модель показана декомпозиция функций и информационные потоки, связанные только с одной функцией – «Комплектация и отгрузка».

На рис. 11 приведен первый уровень модели, на котором обычно представлены основные бизнес-процессы компании. На рис. 12 представлена декомпозиция бизнес-процесса «Производство и логистика». Этот уровень будет примерно соответствовать составу пакетов ERP. Следующий уровень декомпозиции (рис. 13) уже соответствует уровню подпроцессов второго порядка. Как правило, большая степень детализации модели не требуется. При построении модели следует приводить только основные информационные потоки - те, что инициируют запуск бизнес-процессов или отражают результат их выполнения.



Рис. 11 Фрагмент бизнес-процесса верхнего уровня «Управление основной деятельностью производственного предприятия»


Рис. 12 Фрагмент декомпозиции бизнес-процесса «Производство и логистика»



Рис. 13 Фрагмент декомпозиции бизнес-процесса «Управление запасами». Подпроцессы второго порядка.
Для каждого подпроцесса второго порядка выполняется описание его основных характеристик. Приведем пример такого описания по подпроцессу «Комплектация и отгрузка».

1. Сущность подпроцесса. Необходимо дать краткую формулировку, в которой описана основная задача данного процесса: «Отбор, комплектация, отгрузка продукции и подготовка товаро-сопроводительной документации (ТСД)».

2. Входящие и исходящие информационные потоки. Входящие информационные потоки отражают события, которые инициируют запуск или являются условиями ветвления бизнес-процессов. Для нашей бизнес-процесса это ведомость комплектации, которая является заданием на отгрузку. Исходящие информационные потоки - это записи в базе данных или документы на бумажных либо иных носителях, отражающие результат выполнения бизнес-функции.


3. Описания функций процесса. Каждый процесс реализуется посредством одной или нескольких функций, например: «Отбор, комплектация и отгрузка продукции железнодорожным транспортом», «Отбор, комплектация и отгрузка экспортной продукции автотранспортом».

4. Отражение особенностей функций, связанных со спецификой бизнеса. Так, по функции «Отбор и комплектация поставок» может быть приведена следующая информация:

  • отбор продукции производится только из свободного и зарезервированного для данного клиента запаса;

  • при комплектации мелкие товары упаковываются в контейнеры, которые являются возвратной тарой и должны быть включены в накладную;

  • при погрузке «поставка» разбивается на «отгрузки» по количеству мест (вагонов или автомобилей). На каждую отгрузку формируются комплект сопроводительной документации и счет-фактура.

5. Краткое описание методики расчетов, связанных с этой функцией. Например, излагается методика разбивки «поставки» на «отгрузки» в зависимости от характеристик транспортных средств.

6. Метрические характеристики процесса: среднее количество операций в месяц, пиковое количество операций в сутки, количество исполнителей. Особое внимание нужно уделить описанию существующих проблем управления данной функцией.

7. Показатели, необходимые для управления процессом. В первую очередь указываются основные показатели производительности данной бизнес-процесса: объем отгруженной продукции и количество отгрузок, процент выполненных в срок поставок, процент ошибок. Затем перечисляются показатели, необходимые для оперативного управления: количество задержанных поставок, превышение объема запланированных поставок пропускной мощности склада.

8. Подразделения-исполнители и их ресурсы. Сведения по персоналу должны отражать общее количество сотрудников и количество пользователей системы.

9. Состояние информационной поддержки. В этом разделе нужно описать программные средства, используемые для автоматизации данного процесса, и степень автоматизации процессов.

10. Проблемы управления. Здесь приводятся существующие проблемы управления, в том числе связанные с недостаточной информационной поддержкой.

11. Ожидания. Данный раздел заполняется после создания всей функциональной модели.

Производится оценка текущего состояния, предлагаются решения выявленных проблем управления и описывается, как, согласно ожиданиям, должна работать каждая функция и какие задачи должна решать информационная система.

Ключевые бизнес-потоки

Кроме функциональной модели обязательно следует подготовить описания нескольких сценариев для демонстрации возможностей системы. Необходимо разработать несколько наиболее типичных для данного бизнеса сценариев, так чтобы они охватили все критические и важные бизнес-процессы.
Модель данных

Единая модель данных ERP играет исключительно важную роль, объединяя отдельные функции в единую интегрированную систему. Требования к модели данных лучше всего сразу «привязать» к объектам модели данных ERP.

В первую очередь следует обратить внимание на статические объекты, которые, как правило, не изменяются в ходе выполнения бизнес-процессов: «Номенклатурный справочник», «Поставщики», «Клиенты», «Банки», «Склады», «Оборудование», «Производственные спецификации». Наиболее важным из них является «Номенклатурный справочник», который содержит описание позиций товарно-материальных ценностей и услуг, используемых или производящихся компанией. Для каждой номенклатурной позиции справочник содержит массу информации, используемой многими бизнес-функциями. Кроме того, существует ряд непосредственно связанных с номенклатурным справочником объектов: «Партии», «Производственные спецификации», «Производственные маршруты», «Себестоимость».
Финансовые требованияЧасть финансовых требований относится к оперативной деятельности и формируется наравне с другими бизнес-функциями при описании функциональной модели, например, требования к расчетам с дебиторами и кредиторами, управлению денежными средствами. Кроме того, существуют требования, источниками которых являются правила бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Для отражения этих требований следует создать модель финансовых операций.
Интерфейсы с другими системами

ERP-система обычно не является единственной информационной системой компании, а разработка и поддержка интерфейсов с другими системами представляют собой одни из наиболее сложных задач проекта. В эти требования следует включить подробное описание передаваемых бизнес-объектов, а кроме того, указать бизнес-процессы, которые являются источниками и получателями данных, и изложить порядок обмена данными.


Результаты сбора требований

Итак, по завершении перечисленных работ у нас собраны основные требования к системе в виде:

  • функциональной модели;

  • требований к данным;

  • ключевых бизнес-потоков;

  • финансовой модели;

  • описаний интерфейсов с другими системами.

С этими требованиями можно обращаться к поставщикам ERP и консультантам по внедрению
3. НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

3.1Концепция управления взаимоотношениями с клиентом (Customer Relationship Management - CRM)

CRM основана на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах на всех стадиях жизненного цикла (привлечение, удержание, лояльность), извлекает знания из собранной информации и использует эти знания в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с клиентами. Результатом применения стратегии являются повышение конкурентоспособности компании увеличение прибыли.

Создание стратегии CRM обусловлено следующими факторами:

  • около 80% дохода предприятия обеспечивается 20% ее клиентов (принцип Парето);

  • при продажах промышленных товаров в среднем требуется от 10 обращений к новым потенциальным покупателям, чтобы продать единицу товара, и лишь два-три обращения к уже существующим клиентам;

  • заключить сделку с уже имеющимся клиентом легче (и, следовательно, дешевле) в 5-10 раз, чем с новым покупателем;

  • среднестатистический клиент, разочарованный в поставщике, рассказывает о своих злоключениях 10 знакомым и, наоборот.

  • Увеличение доли постоянных покупателей на 5% выражается в общем увеличении объемов продаж более чем на 25%.

CRM предназначена для улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах, истории взаимоотношений с клиентами, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохраненной информации и последующей оценки их эффективности. Ее основные принципы таковы:

  • наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения обо всех случаях взаимодействия с клиентами;

  • синхронизация управления множественными каналами взаимодействия (существуют организационные процедуры, которые регламентируют использование этой системы и информации в каждом подразделении компании);

  • постоянный анализ собранной информации о клиентах и принятии соответствующих организационных решений - например, "сортировка" клиентов на основе их значимости для компании.