Файл: Техническое черчение учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Для построения горизонталей южного откоса выемки прямо­ линейного участка дороги определяем его интервал

Радиусом, равным /„, из точки пересечения горизонтали полотна дороги 39 с бровкой очертим дугу (горизонталь вспомогательного конуса, вершина которого имеет отметку 39, а основание 40) и из такой же точки 40 проведем касательную к этой дуге. Эта каса­ тельная будет горизонталью 40 южного откоса выемки. Далее про­ водим масштаб уклона и горизонтали 39, 40, 41, ..., 47 аналогично описанному в пункте 2.

5. Таким же образом изобразим горизонтали 38, 39, 40, ..., 47 северного откоса выемки на прямолинейном участке дороги.

b Построим горизонтали северо-западного откоса выемки на криволинейном и наклонном участке дороги. Откос выемки в этом

случае представляет собой кривую

поверхность одинакового ска­

т а — (частный случай поверхности

с ребром возврата). Поверх­

ность одинакового ската является обертывающей последователь­ ные положения вспомогательного прямого кругового конуса с об­ разующей, имеющей уклон 1 : 1,5, вершина которого перемещается по бровке. Полотно насыпи является косой винтовой поверхностью.

Расстояния между проекциями соседних горизонталей одинако­ вы и равны интервалу горизонталей откоса выемки Ія =1,5 м. Из точек пересечения горизонталей полотна дороги с бровкой описы­ ваем дуги окружностей радиусами, равными 2 /в; 3/„ и т. д. Про­ екцию горизонтали 44 проводим из точки пересечения горизонтали полотна дороги 44 с бровкой в виде плавной лекальной кривой, касательной к окружностям радиусами проведенной из точки бровки дороги с отметкой 43, 2 /в — описанной из точки с отметкой 42 и 3 /, — с центром в точке с отметкой 41. Таким же путем стро­ ятся проекции других горизонталей.

7.Аналогично проводятся горизонтали южного и юго-восточного откосов выемки криволинейного наклонного участка дороги.

8.Для построения линии пересечения откосов насыпи с поверх­ ностью земли (основание откоса) отметим точки Gзб и Н3(і пересе­ чения юризонталей 36 откосов с горизонталью 36 поверхности зем­ ли, точки /Сз7 и Л1з7 горизонталей 37 и т. д.

Точка О перехода бровки полотна из насыпи в выемку — нуле­

вая точка — находится на пересечении бровки с прямой, соединяю­ щей точки УѴ38 и 5зэ — пересечения соответствующих горизонталей.

Линия, соединяющая полученные точки О; ТѴзв; МзГ, Я35 и т. д., является искомой линией пересечения южного откоса насыпи с по­ верхностью земли. Аналогично строятся основание северного от­ коса насыпи и линия пересечения откосов выемки с поверхностью земли.

На чертеже горизонтали поверхности земли изображены штри­ ховыми линиями там, где они будут закрыты насыпью, и там, где

224


Место основной надписи


грунт будет вынут для устройства выемки. Горизонтали откосов выемки и насыпи в пределах откосов изображены сплошной линией.

9. Профиль вычерчивается аналогично описанию, данному в пункте 9 рассмотренного в начале работы построения.

РАСЧЕТ ИНТЕРВАЛА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКА УГЛОВОГО МАСШТАБА УКЛОНОВ

Дано: уклон £= 1 : 1,5; сечение горизонталей через 2,5 м; масштаб плана местности 1:500. Определить / — интервал горизонталей.

Масштаб 1 :500, т. е. в 1 см — 5 м или означает, что 1 м на мест­ ности соответствует 2 мм на плане; превышение h в 2,5 м на мест­ ности соответствует в масштабе плана 2-2,5 = 5 мм.

При уклоне £=1:1,5 интервал горизонталей

.

h

2,5

„ _г

' ”

т

= l ö s

“ 3’75 “ ■

В масштабе плана это соответствует 2-3,75 = 7,5 мм. Величину интервала 7,5 мм и превышения 5 мм наносим на график: превы­ шение— по оси ординат, интервал — по оси абсцисс, через найден­ ную точку и начало координат провести прямую, которая будет иметь уклон £=1 : 1,5. Полученным интервалом 7,5 мм градуируем масштаб уклона откоса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Чертеж

целесообразно выполнять в такой последовательности:

1.

Нанести

отметки горизонталей в

соответствии с заданием

из таблиц

29, 30

или

31.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

 

 

Задания на

вычерчивание земляного

сооружения

N* в а р и а н т а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

со

О т м е т к а

О т м е т к а

У к л о н

Уклон

У к л о н

п о в е р х н о с ­

<1> ЕС

г о р и з о н т а л и

о т к о с а

о т к о с а

т и п л о щ а д ­

а п п а р е л и

| й

„0*, м

в ы е м к и

н а с ы п и

 

ки, м

 

 

 

 

 

X о.

 

 

 

 

 

 

 

264

20,0

20,0

1 : 1

1:2

1:5

 

35,0

36,0

1:1

1:2

1:5

 

42,0

42,0

1 : 1,25

1:1,5

1:4

 

50,0

51,0

1 : 1,25

1

: 1,5

1:4

 

62,0

62,0

1:1,5

1

: 1,75

1:5

265

70,0

71,0

1

: 1,5

1

: 1,75

1:4

35,0

36,0

1

: 1,25

1:1,5

1:4

 

42,0

42,0

1:1

1

: 1,25

1:5

 

50,0

51,0

1

: 1

1

: 1,25

1:4

я

62,0

62,0

1:1,5

1

: 1,75

1:5

20,0

'2 0 ,0

1

: 1,25

1 : 1,5

1:4

 

70,0

71,0

1 : 1,5

1 : 1,75

1: 5

П р о ф и л ь п о А —А 1 п р и а

10°

15°

20°

25°

25°

10°

15° 20й 25° 5° 25°

15 з аказ N» 1013.

225


Cd sr

х

«5

О

со

Н

Задания на вычерчивание земляного сооружения

 

Профиль

J

Глубина и ширина

 

дна

канавы, м

Уклон

дна

канавы

і

полотна

!

Уклон

дороги

Уклон

откоса

насыпи

Уклон

откоса

выемки

 

1

 

Отметка бровки на ПК 126, м

 

X

 

СП * ;

 

X

2

5

fr­

it)

X

а

25

О

U

л

О

X

t

о

CU

 

о

 

 

си

X

 

0)

X

 

Z

>>

 

о

о

г

X

 

 

си

ВІНВИСІБН

Продольный Поперечный по выемке

Поперечный

по насыпи

Продольный Поперечный по выемке

Поперечный по насыпи

 

 

 

 

 

і

j

ю ю

ю

ю «о

 

ю

о"о“

о*

o ’o'

 

о*

О іО

о

 

ю о

 

ю

см см

см

 

см см

см

о <о

о

 

ю р

 

ю

СЧ >4

см

см см

см

..................................................................

 

 

 

 

_

 

^

іо

іо

CM

CM

ю

|>. ю

 

 

 

ТГ

’Z 'T .

*7.

 

"IT Т

 

 

 

 

 

_ — -

 

Ю

ю

 

ю

см

ю

 

іо ь

см

ю t--

 

^

 

г—

2

 

 

Z

 

 

rZ

Z ~

 

 

 

19.0

24.0

30.0

35.0

38.0

 

70.0

 

О ©

о

о

о

 

о

 

О

іо

о

іо о

 

о ‘

 

см см

со

со тГ

 

1 -

 

Т а б л и ц а 3

ск

X

X

*

S-

оо

CJ

о

U

о

X

X

«5

S

S>

X

3

а

к

ВТ

о.

4>

вг

а

2

х

к

X X

Зада

л

*9*

о

CU

С

X

о

Си

о

к fc(

>> о 3

X

ел

X

 

о

 

2

X X

2

>> о

ю

о

Ю

и

 

о

 

 

 

о

 

и

 

 

 

и

 

О

 

 

 

О

 

X

 

 

 

 

 

эХ

 

 

 

X

 

<L>

 

 

 

 

X

 

 

 

ü п

 

 

 

X

о

 

 

 

а> s

 

 

Л) X 4

* 2

5

 

*

С

о

 

к

 

 

Я 3

5

<и у

а<

 

а> £

 

2 «л

Я

2 спа.

СО X

С

X X

о

с с

и

к

с

 

 

 

О о

и

 

 

о

 

 

си

ЭХ“XэХЖ э х ЗХ э х о

2 2

2

О

2

3

2

о- г* X

Э*5*JD«=С

X X X

=< X X X

и а> г;

спа>а) ч сп

си о- о

* 0.0.0 *

1) 1) ң h <и« ч h

X С о

“ в с о SJ

СССО О CU

? ООй 5

>*с е е >,

ю юю

юю ю

ю

(NioЮ

СМ СМ СМ*

ю ю

Ю ю

LO t - - СМ

Ю t— см

Т—<1—«

»—іт-и1—

~ — —

 

0 ^ 0

О«оО——О

-ГеоО

СЧ CM СО

СОЮГ>

О О О

ООО

§ісЗс?

 

со

 

CM

 

piHHHdcu

O i О —

CM CO •***

 

— CM CM

CM CM CM

226


2.Проставить заданные отметки площадок или полотна дороги.

3.Установить линию «нулевых работ», т. е. горизонталь топо­ графической поверхности, отметка которой совпадает с отметкой площадки или полотна дороги.

4.Установить точки пепесечения этой горизонтали с контуром сооружения. (В этих точках будут начинаться и заканчиваться ли­ нии контуров насыпи и выемки. Зная точки «нулевых работ», лег­ ко определить участки расположения сооружения в пределах вы­ емки или насыпи).

5.Произвести расчет интервалов горизонталей по заданному сечению горизонталей местности, уклону и масштабу плана. По ве­ личинам интервалов построить график — угловой масштаб уклонов.

6.Полученным интервалом проградуировать масштаб уклонов

откоса (масштаб уклонов — проекция линии наибольшего ската плоскости откоса, градуированная на интервалы).

Линии масштаба уклона проводят под углом 90° к контуру го­ ризонтальных площадок и проекциям бровок полотна дороги, если дорога не имеет уклона. На криволинейных участках его распо­ лагают радиально. Масштаб уклонов вычерчивается двумя парал­ лельными линиями: толстой (0,7—0,9 мм) — справа и тонкой (0,15 — 0,2 мм) — слева. Цифры пишут слева от линии масштаба уклонов, высота цифр 2,5—3,5 мм.

7. Через точки градуирования провести горизонтали откосов.

8.Найти точки пересечения горизонталей откосов с одинако­ выми горизонталями местности.

9.Наметить линии пересечения откосов между собой и с топо­ графической поверхностью.

10.Определить точки пересечения с топографической поверх­ ностью линий пересечения двух соседних откосов выемки (насыпи). Определение этих точек основано на решении задачи нахождения

ючки пересечения прямой линии с топографической поверхностью. 11. Построить горизонтали полотна въезда и откосов насыпи

въезда.

12. Построить профиль сооружения.

Контур площадки (бровки дороги и линии дна канавы) и линии пересечения откосов насыпи и выемки между собой и с топографи­ ческой поверхностью обводят простым карандашом, линиями тол­ щиной 0,7—0,9 мм, горизонтали откосов — простым карандашом, линиями толщиной 0,15—0,20 мм. Горизонтали топографической поверхности— коричневым карандашом, линиями толщиной 0,15 — 0,20 мм. Горизонтали топографической поверхности в пределах вы­ емки и насыпи проводятся штриховыми линиями. Все вспомога­ тельные построения сохраняются и обводятся тонкими линиями (0,15—0,20 мм) простым карандашом.

Для более наглядного выражения направления ската поверх­ ности откосов, у верхних кромок откосов наносятся чередующиеся между собой короткие и длинные штрихи. Толщина этих линий 0,15—0,20 мм и проводятся они простым карандашом. Направление

15*

227