Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

торца втулки цилиндра, которые должны быть найдены из рас­ смотрения совместной работы втулки с крышкой цилиндра.

В предлагаемой расчетной схеме, разработанной на КТЗ (рис. 60, а, б, в), с достаточной полнотой учитываются конструк­ тивные особенности втулки и ее упругая связь с крышкой ци­ линдров. Исходная форма верхнего пояса заменяется системой упругих колец (элементы II—III) и цилиндрических оболочек постоянной толщины (элементы IV—VIII),- поэтому для их расчета соответственно использовались формулы расчета колец и теория тонких оболочек вращения.

Вследствие значительной конструктивной сложности крышки цилиндров (наличие полостей охлаждения, клапанных и форсуноч­ ного каналов) определить точно упругие перемещения нижней плиты в месте стыка не представляется возможным. Так как нзгибная жесткость крышки цилиндров значительна, то для упрощения решения влиянием ее изгиба на радиальное усилие в стыке при действии рабочих нагрузок можно пренебречь. При этом условии крышку цилиндров заменяют в схеме круглой пластиной I постоянной толщины, величину которой, как показали последние исследования в МВТУ им. Баумана, допустимо принять равной толщине днища крышки цилиндра.

Учитывая конструктивное исполнение газового стыка (наличие относительно узкой прокладки, предварительную затяжку стыка), принимаем, что в месте соединения втулки с крышкой цилиндра изгибающий момент равен нулю, а упругая связь соединяемых деталей приводит только к появлению радиальных сил. В других условных разрезах втулки действуют изгибающие моменты и поперечные силы; осевые силы взаимодействия здесь отсутствуют. Последний (VIII) участок цилиндрической оболочки принимается бесконечно длинным.

В качестве граничных условий для упругих элементов схемы приняты условия равенства усилий, моментов, радиальных пере­ мещений и поворота сечений в местах условных разрезов. Расчет выполнялся с использованием ЭЦВМ «Минск-22».

Для проверки расчетной схемы выполнен контрольный расчет верхнего пояса модели втулки цилиндров от действия сил давления газов при положении поршня в в. м. т. Сопоставление расчетных результатов с экспериментальными, приведенными на рис. 61, а, б, показало достаточно хорошее совпадение (с расхождением около 10%).

Расчет температурных напряжений проводился по данным термометрированмя втулки и крышки цилиндров на работающем двигателе 12 ДН 23/30. Согласно сделанным предположениям относительно крышки в расчете учитывается ее средняя темпе­ ратура Т 0 (см. рис. 60, а, б), определяющая величину тепловых радиальных перемещений в месте соединения со втулкой. Осевой и радиальный перепады температур по внутренней (Т в) и наруж­ ной (Т„) поверхности втулки в пределах каждого упругого эле-

100


WO WO ZOO 250 3 0 0 t0250 200 WO WO 50

1

a)

5)

Рис. 60. Построение рас­ четной схемы втулки:

а — исходная

геометрия;

б — расч етн ая

схема; в —

система расчетных уп р у гих

элементов,

составляю щ их

в т у л к у

цилиндра (слева —

эпю ра

сил

д а в л е н и я газов,

справа —эпю ра средней тем ­

п ер ату р ы

стенки

TQ и

п ер е ­

пад температуры

А Т ) ;

Т и

Т’в — температуры

соответ­

ственно

н ар у ж н о й

и

в н у ­

тренней

стенок

втулки

8)

101'

мента принимаются линейными (см. рис. 60, б), что хорошо согла­ суется с данными термометрирования.

Из анализа результатов решения (рис. 62) следует, что в месте газового стыка возникает распорное для втулки радиальное усилие, в связи с тем что днище крышки цилиндра имеет более высокую температуру, чем втулка. В результате повышаются

Рнс. 61. Эпюры напряжений на поверхностях модели втулки:

а — о к р у ж н ы х (<тѲн) на н ар у ж

н о й поверхности; б — осевых на

внутренней (<JXB) и н а р у ж ­

ной ( ч он) п оверхностях; / —

с учетом толстостенностн; 2 —

без учета толстостенностн

окружные растягивающие напряжения на внешней поверхности втулки и снижаются сжимающие напряжения внутри. Действие осевого перепада температур на напряженность втулки про­ является меньше, однако при этом повышается уровень растяги­ вающих меридиональных напряжений в районе резкого изменения

жесткости.

Расчетные значения усилий в стыке позволяют выявить условия работы прокладки при обеспечении равенства упругих радиальных перемещений втулки и крышки под действием рабочих нагрузок.

Для обеспечения достаточного сцепления с прокладкой на поверхностях газового стыка втулки и крышки выполняют спе­ циальные небольшие канавки (обычно треугольного профиля),

102


Прокладка должна изготовляться из мягкого материала для частичного заполнения профильных канавок в уплотнении. При этом понижается возможность относительного смещения крышки и втулки. Однако применение мягкого материала (меди) приводило к потере начальной затяжки шпилек газового стыка вследствие пластических деформаций, вызванных ползучестью меди при повышенных температурах. Для наиболее форсированных дви-

0ВН 200

о

200 400 600 8 0 0 брн

 

2'//// /

 

 

4т

 

 

і 7

/ з

7'

/V/

3/У,

Ч

 

\

Ю/ /

 

 

У /

 

V é

14

16 1

_ з I

201

//

22

Х.СМ

Рис. 62. Эпюры окружных температурных на­ пряжений сгѳн на наружной поверхности втулки:

/

— от р а ст я ж е н и я

втулки

более нагретой крышкой;

2

— от сил д авл ени я газов

при уп ругом взаимодей ­

ствии с крышкой;

3 — от

перепада температуры во

втулке

гателей было решено перейти на стальную прокладку, покрытую с двух сторон слоем гальванической меди. Такие прокладки нашли широкое применение на двигателях КТЗ и показали высокую надежность в условиях эксплуатации [24].

Анализ работы газового стыка позволил дополнительно уста­ новить следующие факторы, влияющие на его надежность.

1. Расположение и количество шпилек крепления втулки на крышке цилиндра. Количество шпилек определяется не только расчетной удельной нагрузкой, но и жесткостью соединяемых деталей. Для подвесных втулок цилиндров, имеющих относи­ тельно нежесткие верхние пояса, количество шпилек желательно

ЮЗ


увеличить, так как контактное давление уменьшается по мере удаления от шпильки за счет упругих деформаций пояса втулки.

2. Направление бокового давления поршня (рис. 63, а) относи тельно размещения выпускного тракта двигателя. На стороне

выпускных

каналов

в

крышке

шпильки

обычно приходится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

располагать

 

несколько

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дальше

одну

от другой и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иметь

зоны

пониженной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плотности стыка.

Поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для нереверсивного дизеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

желательно, ч^обы боко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вое усилие от поршня на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

втулку

было

направлено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в сторону

размещения вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пускных

каналов крышки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндра.

В этом случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

район

стыка

с

наиболее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низкой удельной нагрузкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нагружается

изгибающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

моментом,

направленным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в сторону,

противополож­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ную раскрытию стыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Радиальный зазор в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нижнем поясе между втул­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кой иблоком, который дол­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жен быть

по

возможности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

минимальным

для сниже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния момента от

бокового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

усилия поршня, действую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щего на стык.

 

Рис. 63. К расчету

газового стыка и дефор­

При

 

проектировании

мации втулки

от боковых усилий:

 

надежность газового стыка

а — схема сил,

действую щ их

на

втулку ;

б — р а с ­

допустимо оценивать коэф­

четная схема д л я определения

деформации

и з ­

фициентом

плотности.

 

гиба;

1 — н иж н ий

пояс

блока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр

 

тяжести

сечений

шпилек можно принять совпадающим с центром тяжести стыка.

При

этом

условная

 

удельная

нагрузка на

стыке (напряжение)

 

 

 

 

 

 

г

 

Р гс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и ст

 

р

>

 

 

 

 

 

■где

Ргс — усилие

затяжки,

непосредственно

 

воспринимаемое

 

 

газовым

стыком;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F — площадь

прокладки.

 

 

 

 

 

 

 

Если в конструкции втулки цилиндра подвесного типа пре­ дусматривается переток воды из втулки в крышку цилиндра через торцовую поверхность втулки, то для уплотнения уста­ навливают резиновые прокладки, на деформацию которых затра­ чивается часть усилия затяжки шпилек Тпр.

104


В процессе исследований было установлено, что величина усилия Гпр зависит от коэффициента трения между резиновой прокладкой и опорными поверхностями втулки и крышки ци­ линдра. Так, если при сборке комплекта втулка—крышка ци­ линдра резиновые прокладки смазать маслом, то для деформации прокладки на ту же величину необходимое усилие уменьшается на 20—40%. Поэтому целесообразно экспериментальным путем

устанавливать

зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

Тпр

от деформации

%).

 

 

 

 

 

 

 

 

В

процессе

 

прогрева

 

 

 

 

 

 

 

 

двигателя

 

первоначальный

 

 

 

 

 

 

 

 

уровень

затяжки

может из­

 

 

 

 

 

 

 

 

меняться,

 

что

вызывается

 

 

 

 

 

 

 

 

различным

 

температурным

 

 

 

 

 

 

 

 

состоянием

деталей соедине­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния.

Измерением

температур

 

 

 

 

 

 

 

 

шпильки,

крышки

цилиндра

 

 

 

 

 

 

 

 

с помощью термопар (рис. 64)

 

 

 

 

 

 

 

 

определяется

температурное

 

 

 

 

 

 

 

 

удлинение

указанных

дета­

 

 

 

 

 

 

 

 

лей,

а следовательно, и соот­

 

 

 

 

 

 

 

 

ветствующее

изменение

уси­

 

 

 

 

 

 

 

 

лия затяжки,

которое

нахо­

 

 

 

 

 

 

 

 

дится по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АГШ=

(cci

Afx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0-2

А / 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гдеа j иа2—коэффициенты ли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нейного расшире­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шпильки и крыш­

/, 2, 3,

4, 5

— места

установки

термопар

 

 

ки;

 

 

 

 

 

 

 

 

(температура

кр ы ш ки

в

точках

4

и 5 равн а

 

Е —модуль

упруго­

70° С);

6

— к р и в а я

изменения

температуры

 

ш п ил ьки

по длине;

7 — п риведенная темпе­

 

 

сти

материала

 

 

 

р а ту р а

шпильки

 

 

шпильки; Еш—площадь сечения стержня шпильки.

Таким образом усилие, действующее на газовый стык, во время работы двигателя определяется по формуле

^rc = п {Т3 ЕТШ) аТпр,

где п — количество шпилек газового стыка;

а— количество прокладок (если они есть), уплотняющих отверстия для перетекания воды.

При неблагоприятном сочетании направления выпуска и бокового давления поршня, т. е. при их противоположной ориен­ тации, изгибающий момент бокового усилия поршня N (см. рис. 63, а) стремится раскрыть газовый стык. Зная зависимость

105