Файл: Самохин А.Ф. Эксплуатация цифровых вычислительных машин [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
РИЖСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ им. ЛЕНИНСКОЙ) КОМСОМОЛА
А:;Ф. Самохин
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЩШН
- <4 У
. ') <.
АННОТАЦИЯ
V
В данном учебном пособии рассматриваются вопросы контроля,
диагностики, технического обслуживания и использования цифро вых вычислительных машин. Главное внимание в пособии уделено проблеме организации контроля и диагностики неисправностей ЦВМ.
Вопросы технического обслуживания и организации использо вания наложены не в полном объеме. Некоторые задачи техничес кого обслуживания раоомотрены лишь в постановочном плане, с тем,
чтобы обратить на них внимание читателя; Ряд вопросов, изучаемых студентами, славным образом, на лабораторных занятиях и во вре мя производственной практики (особенности эксплуатации конкрет ных устройств, эксплуатации периферийного оборудования и т .п .1) ,
в пособии опущен. Такое распределение материала обусловлено тем, что задача контроля и диагностики является наиболее важной
и сложной и что объем пособия ограничен.
Учебное пособие написано на основе курса лекций, прочи танных студентам факультета автоматики и вычислительной техники'.
- 3 -
Р а з д е л ' |
|
I |
СПОСОБ.: КОНТРОЛЯ |
|
Ц В К |
Г л а в а |
1 |
|
СС'ДЕГШНИЗ И ОСПОЛНЫЕ ПОНЯТИЯ |
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦВМ |
|
§ I . I . Задачи и содержание |
эксплуатации Ц ВМ |
Характерной чертой современного уровня развития производи
тельных сил общества является широкое применение вычислительной техники во всех сферах деятельности человека. Вычислительная техника используется в научных исследованиях,.в проектно-конст
рукторских работах, |
в информационных системах, для целей, обуче |
||
ния, |
в военном деле, |
в автоматизированных системах управления |
|
и т .д . |
|
|
|
|
Применение вычислительных машин для различных целей выдви |
||
гает |
и различные требования к я ш : в одном случав требуется вы |
||
сокое |
быстродействие, |
в другом - большой объем памяти, в треть |
|
ем - |
возможность связи |
с внешними объектами и т .д . Однако, общим |
требованием является обеспечение высокой надежности функциониро вания вычислительной машины и достоверности результатов перера ботки информации. Особо существенное значение это требование приобретает в автоматизированных системах управления, где даже кратковременное нарушение нормальной работы машины может при вести к тяжелым последствиям.
Е1нсокая надежность и достоверность фзшкционирования вычис
лительных машин достигается рациональным проектированием и хоро шо организованной эксплуатацией. При проектировании выбирается такая элементная база, структура и констрзпсция, которые обеспе
чивают надежную работу, эффективный контроль за работоспособ ностью, правильностью вычислений, а также возможность быстрого
и качественного восстановления работоспособности машины в слу чае возникновения неисправности. В процессе эксплуатации надеж ность и достоверность функционирования обеспечиваются регулярным контролем работы машины и выполнением ряда мероприятий, направ ленных на поддержание ее работоспособности.
Совокупность мероприятий по контролю работы машины и поддержа нию ее работоспособности называется техническим обслзьживанием.
Однако, задачей эксплуатации является не только техническое об служивание вычислительной техники, но и обеспечение высокой эф
фективности е§ использования. Поэтому в дальнейшем под эксплу атацией мы будем понимать весь комплекс мероприятий, направлен ных на обеспечение надежной и высокопроизводительной работы
средств вычислительной техники при максимальной эффективности
их использования. |
|
|
Основными мероприятиями, входящими в этот комплекс, |
явля |
|
ются: |
|
|
- постоянный контроль работоспособности |
машины и достовер |
|
ности переработки информации кал в процессе |
вычислений, |
так и |
в перерыве между ними; |
|
|
- использование и совершенствование средств автоматичес |
||
кого поиска неисправностей (средств аппаратного контроля |
ди |
|
агностических тестов и т .д .) ; |
|
|
-5 -
-своевременное и качественное выполнение профилактичес
ких работ ;
-четкая организация ремонтных работ;
-обеспечение нормальных внешних условий и нормальных ре
жимов работы оборудования; |
|
|
|
- |
выполнение доработок и модернизации |
ЦВМ и дополнитель |
|
ного оборудования; |
' |
|
|
- обеспечение достаточно полным количеством запасного иму |
|||
щества |
(деталей, элементов, блоков); |
|
|
- |
рациональное распределение машинного времени, |
разумная |
|
организация работы операторов, обеспечение |
загрузки |
машины; |
-повышение квалификации сотрудников, принимающих участие
вобслуживании и использовании вычислительной техники.
Все перечисленные мероприятия и понятия будут подробно рассмотрены в дальнейшем, поэтому здесь мы ограничимся только их перечислением, не раскрывая содержания.
Эксплуатация вычислительных машин, как правило, организу ется в рамках вычислительных центров (ВЦ). Организационная структура ВЦ, принятая в нем технология обработки информации,
техническая оснашенность центра и организация его взаимодей ствия с внешней средой оказывают существенное влияние на эффек тивность использования ЭВМ и, следовательно, на качество
Профилактические работы включают в себя контроль работоспо собности ЭВМ, выявление неисправных элементов, замену изношенных элементов, восстановление параметров элементов и узлов, чистку,
смазку и т ,д . Профилактика проводится в перерыве между вычисле ниями в специально отведенное время.
- 6 -
эксплуатации. Поэтому вопроси организационного й технологичес кого построения ВЦ также найдут отражение в данном кзфое.
$ 1 . 2 . Основные понятия, определявшие надежность
Надежность - свойство изделия выполнять заданные функции,
сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах
в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработ ки, обусловленное безотказностью, ремонтопригодностью п сохран ностью.
При применении этого определепия к ЭВМ из прочих эксплу атационных показателей особо следует выделить понятие досто верности функционирования.
Понятие сохранности для всей машины в целом не пмеет су щественного значения, так как основные элементы машины обычно обновляются при ремонте и профилактических работах, поэтому обычно гораздо раньше физического старения наступает моральное старение ЭВМ.
Понятие безотказности характеризуется закономерностями возникновения отказов. Под отказом понимается событие, заклю чающееся в полной или частичной утрате системой (ЭРМ) работо способности вследствие выхода из установленных допусков одно го или нескольких основных параметров.
Различают частичные и'полные, внезапные и постепенные от
казы.
Частичным называется такой отказ, при котором ЭВМ не мо жет выполнять только некоторые задачи. Например, при выходе из строя одного из лентопротяжных механизмов не могут решатьса только задачи, использующие этот механизм.
- 7-
Полным отказом называют такой, при котором ЭВМ не может
выполнять большинство задач.
Под внезапным отказом понимается такой, при котором па раметры отдельных элементов изменяются скачком. Эти отказы возникают обычно вследствие внешних воздействий.
Под постепенным отказом понимается постепенных выход за допустимые пределы тех или иных параметров элементов вследст вие старения.
Достоверность определяется появлением или не появлением необнаружимых ошибок в процессе вычислений. Понятие достовер ности связано с понятием сбоя.
Под сбоем подразумевается кратковременное нарушение нор мальной работы машины, при котором один или несколько элемен тов машины срабатывают неправильно в процессе одной или несколь ких смежных операций, причем, после сбоя элемент может в тече ние длительного времени функционировать нормально.
Таким образом, существенным различием между отказом и сбоем является то , что последствием, отказа является нарушение работо способности машины в смысле регулярного невыполнения одной или ряда операций, последствием же сбоя, служащим единственным признаком его существования, является ошибка в результате опе рации, неверно выполненной машиной. Эта ошибка может сказать ся только в данном процессе вычислений и может не повториться при повторном выполнении вычислений по той же программе; следо вательно, для устранения отказа необходимо восстанавливать ап паратуру, для устранения же сбоя необходимо восстанавливать ин формацию, искаженную сбоем ,без вмешательства в аппаратуру ма шины.
Причинами возникновения отказов чаше в се ю бывают отаре-
ние деталей, приводящее к выходу параметров за допустимые пределы,и выход их из строя вследствие резких нарушений внеш них условий (перегрев, повышенная влажность, резкие толчки напряжения, механическое воздействие и т . д . ) .
Вероятность возникновения сбоя, очевидно, также возрастает при приближении параметров элементов к граничным значениям. Одна ко, непосредственные причины сбоя чаше всего бывают внешними
(электрические помехи атмосферного или производственного про исхождения, флюктуации питающего напряжения, вибрации, приво дящие к кратковременному нарушению контакотов и т . д . ) . Е неко торых случаях причиной сбоя может явиться неблагоприятное со четание команд.
Вероятность появления отказов можно рассчитать, если из вестно количество деталей в машине и вероятности их отказов в аналогичных условиях. Вероятность же появления сбоев не под дается таким расчетам, ибо такая вероятность, будучи отнесен ной к одной детали, не имеет смысла. 1!а вероятность появления сбоев сказывается качество монтажа, внешние помехи и т .д .,
поэтому ее можно оценить лишь приближенно, на основании эксп луатации аналогичных устройств в аналогичных условиях.
Под ремонтопригодностью понимается приспособленность ма шины к обнаружению, устранению и предупреждению отказов. Ре монтопригодность зависит от конструктивных особенностей маши ны (удобство замены элементов блоков и узлов), от развитости системы контроля, от системы диагностики неисправностей и т .д .
Нем выше.ремонтопригодность, тем меньше времени тратится на ремонт и, следовательно, полнее используется машинное время.
|
|
|
- |
9 - |
|
|
§ 1 .3 . |
Виды неисправностей |
|
|
Под'неисправностью понимается состояние элементов, соеди |
|||
нении, блоков или узлов, обусловливающее появление отказа, |
||||
сбоев |
или являющееся |
предпосылкой к появлению отказа. |
||
|
Существуют различные классификации неисправностей. Мы |
|||
остановимся |
на одной из классификаций, наиболее интересной с |
|||
1 эчки |
зрения |
эксплуатации. По этой классификации все неисправ |
||
ности |
можно |
разделить на четыре группы. |
||
|
I . |
Неисправности, обусловленные внезапным повреждением |
||
составных элементов |
ЭЦВМ. |
|
||
|
При неисправности этого |
вида происходит скачкообразное |
изменение параметров. К неисправностям этого вида можно отнес ти короткое замыкание и обрывы в цепях, электрические пробои элементов (особенно диодов и триодов’', резкое изменение харак теристик вследствие кратковременного перегрева, нарушение кон тактов, механические повреждения и т .д . Причинами, вызывающи ми отказы подобного рода, чаще всего бывают: некачественный монтаж, неаккуратная работа обслуживающего персонала, толчки напряжения сети, нарушение температурного режима, повышенная влажность и.повышенное содержание пыли, некачественное прове дение профилактических работ.
Неисправности этого вида заранее не могут быть запрогноэирова-
ны, т .к . существенное влияние на закономерность их появления оказывают условия и качество эксплуатации. Появление таких не-
дсправно.стей обычно приводит к постоянным ошибкам, которые повторяются каждый раз при решении тех или иных задач.
Выявление неисправностей, связанных с внезапен,' попр*»де~
•Зак..в^7.